Гонка за лидером. 10 фактов из истории компании PepsiCo

История компании PepsiCo — пример того, что выжить и развиваться можно даже на почти монополизированном рынке. Правда, история Pepsi в том виде, в котором мы её знаем, своим возникновением обязана главному конкуренту The Coca-Cola Company

1

В 1893 году Калеб Брэдхэм, фармацевт из Северной Каролины, из города Нью-Берна, в очередной раз экспериментировал, пытаясь создать прохладительный напиток собственного производства. Старания молодого человека увенчались успехом, и на свет появился Brad’s drink ("Напиток Брэда"). Изначально он состоял из сахара, газированной воды, ванили, масел и орехов "кола" и позиционировался как "укрепляющий, веселящий, улучшающий пищеварение".

2

Но названием создатель был недоволен: нужно было что-нибудь более звучное. После некоторых раздумий в 1898 году он дал напитку привычное для нас название — Pepsi-Cola. Существуют две версии, объясняющие происхождение слова "рepsi": согласно первой, имя напитка появилось от названия одного из его составляющих — пепсина, согласно второй — "рepsi" происходит от слова "диспепсия" (расстройство пищеварения).

3

Новый напиток стал популярным довольно быстро, и уже через несколько лет, в 1903-м, Брэдхэм создал компанию Pepsi-Cola Company и зарегистрировал торговую марку. В этом же году появилась и первая реклама Pepsi: "Отличный, освежающий, укрепляющий напиток. Он способен помочь при нервных расстройствах, головных болях, истерии, меланхолии. Отличный стимулятор перед гонками". Так рекламировал Pepsi пионер-первопроходец автомобильных гонок Барни Олдфилд в газете New Bern Sun Journal.

4

Всё шло хорошо, пока в 1921 году в США не обрушился сахарный рынок. Доходы Pepsi-Cola Company резко пошли вниз, и в итоге она обанкротилась. В 1923-м состоялся суд по делу о банкротстве, на котором Калеб Брэдхэм вынужден был представить рецепт своего сиропа и присягнуть в истинности этой информации. Так разорение компании открыло миру секрет формулы Pepsi.

5

Несмотря на то, что рецепт Pepsi известен всему миру, повторить точный вкус напитка пока никто не смог. Хотя на первый взгляд всё довольно просто: 750 фунтов сахара, 1200 галлонов воды, 12 галлонов карамели (жжёного сахара), 12 галлонов сока лайма, 58 фунтов фосфорной кислоты, 0,5 галлона этилового спирта, 6 унций лимонного масла, 5 унций апельсинового масла, 4 унции коричного масла, 2 унции мускатного масла, 2 унции кориандрового масла, 1 унция петигренового масла. Сироп перемешивать в течение двух часов, предварительно вскипятив воду с растворённым сахаром.

6

В 1928 году компания была национализирована и поменяла название на National Pepsi-Cola Company. Через четыре года у государства её выкупил Чарли Гут, который в то время занимал пост президента крупной кондитерской фирмы Loft Inc. Название компании опять претерпело изменения — она вновь стала Pepsi-Cola Company.

7

До начала 1930-х годов компания Pepsi вообще не составляла существенной конкуренции ни Соса-Cola, ни другим крупным производителям. Но новый хозяин не собирался мириться с таким положением дел и предпринял крайне необычный по тем временам ход. Автоматы, через которые тогда продавались напитки, предлагали товар за фиксированную цену — 5 центов, а Pepsi-Cola, разместив в аппаратах бутылки большего объёма, стала продавать их по цене маленьких. Это был самый разгар Великой депрессии, и покупатели считали каждый цент. Продажи Pepsi стали стремительно расти, и компания вновь поднялась "с колен".

8

В середине 70-х годов PepsiCo поразила всех рекламной акцией: "Выбери лучшую из коллекции вслепую". Участники акции тестировали "вслепую" два напитка Pepsi-Cola и Соса-Cola. "Пепси" победила со счетом 3:2. Этот факт был озвучен в телевизионной рекламе, что значительно увеличило популярность бренда. Для сравнения: в 1960 году объём выпитой Pepsi-Cola был в 2,5 раза меньше, чем Соса-Cola (основного конкурента), а в 1985-м — только в 1,15 раза.

9

В 1971 году президент компании PepsiCo Дональд Кендалл встретился с советским председателем Совета министров Косыгиным. В результате переговоров был заключён договор о товарообмене, и Pepsi-Cola стала продаваться в СССР. Это был первый продукт "загнивающего капиталистического Запада", который официально пришёл на советский рынок.

Компания PepsiCo имела в СССР завод по розливу газировки, а прибыль вкладывала в покупку водки "Столичная" и последующую её продажу на американском рынке, на что получила эксклюзивное право. Однако водочный рынок имел лимит, поэтому в 1989 году PepsiCo осуществила крупную сделку, купив у советского правительства 17 подводных лодок и несколько военных кораблей. Затем суда были перепроданы на металлолом. Также в рамках сделки были приобретены несколько новых нефтяных танкеров, которые у PepsiCo купила норвежская компания. Глава PepsiCo в шутку сказал по этому поводу советнику президента США по безопасности: "Мы разоружаем СССР быстрее, чем вы".

10

Один из самых больших вкладов в развитие бренда Pepsi внёс советский лидер Никита Сергеевич Хрущёв. В 1959 году в Москве проходила Американская национальная выставка, и заокеанские гости предложили ему отведать незнакомый напиток. Он согласился и невольно стал рекламным лицом компании, так как на следующий день в газетах всего мира была опубликована фотография, на которой советский лидер пьёт Pepsi.

По материалам: fuza.ru, muzey-factov.ru, magmens.com