Перезагрузка. Каким будет мир при Трампе

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

США перестанут играть роль мирового полицейского, отношения с Россией перезагрузят в ущерб Украине, локальных конфликтов будет больше, мировую экономику снова начнет штормить

Украина: один на один с Россией

Именно люди из избирательного штаба Дональда Трампа настояли в июле этого года на том, чтобы требование о предоставлении Украине летального оружия было вычеркнуто из программного документа Республиканской партии США. Впрочем, сам Трамп позже заявил, что не имел к этому отношения. Позиция кандидата по украинскому вопросу размыта: то он утверждает, что очень обеспокоен судьбой Украины, которая заслуживает большей поддержки, то, наоборот, заявляет, что США не следует вмешиваться в российско-украинский конфликт. Война в Донбассе, катастрофа Боинга МН17, аннексия Крыма — ни по одному из этих вопросов у Трампа нет однозначной позиции, что подтверждают его советники. Неоднозначность, постоянные противоречия и готовность в любой момент отказаться от собственных слов в пользу советов ближайшего окружения — отличительная особенность Трампа-политика. И это из опасностей, которые несет президентство Дональда Трампа, учитывая, что он возглавил страну, от решения которой зависит многое в мировой политике.

"Уход" США из Европы и отказ от роли мирового полицейского могут мотивировать Россию начать новый этап "собирания русских земель": попытки создать новые сепаратистские образования в Прибалтике, Молдове, Казахстане, Украине, организация государственных переворотов в европейских странах с целью привести к власти пророссийские силы

Вся предвыборная кампания новоизбранного президента США была построена на тезисе "Америка для американцев". Трамп позиционирует себя как изоляционист. Он говорит, что сосредоточит свое внимание на внутренних проблемах, тогда как внешняя политика, в отличие от команды Клинтон (см. стр. 18), для него неприоритетна. Это означает в том числе, что российская агрессия против Украины теперь будет для США периферийным вопросом, соответственно американская финансовая и военная поддержка Украины может уменьшиться. Возможно, стратегия относительно Украины будет меняться в зависимости от того, какой вектор покажется на текущий момент наиболее выгодным команде Трампа. Сам он не раз заявлял о своем стремлении дружить с Путиным. Антироссийские санкции, введенные Штатами после аннексии Крыма, в ближайший год-два, может, и не отменят, но инициативу в украинском вопросе Дональд Трамп однозначно передаст Евросоюзу: "Украина тревожит нас гораздо меньше, чем другие страны НАТО, и, несмотря на это, мы несем всю нагрузку, а они не делают ничего. Почему это не Германия отвечает за Украину от НАТО? Почему мы всегда оказываемся впереди, рискуя началом третьей мировой войны с Россией?" — заявил Трамп в марте 2016 года.

Однако большинство лидеров мнений на Западе все же считают, что у нового президента США не будет ни проукраинской, ни пророссийской политики, поскольку в американской системе, где существует много центров принятия решений, заложены очень мощные предохранители на такие случаи, как приход к власти Трампа. Да и среди республиканцев немало тех, кто выступает за ужесточение санкций против России, считая ее одной из главных угроз для американской безопасности. Много таких и в ближайшем окружении Трампа — например, сенатор от штата Алабама Джефф Сешнс, призывающий к объединению США и ЕС против российского реваншизма. Они вряд ли позволят Трампу идти на резкое сближение с Россией в ущерб американским интересам. Но если отношения США и России все-таки начнут налаживаться, скорее всего, это будет сделано в ущерб Украине.

Россия: перезагрузка №2

"Мы бы с ним неплохо поладили", — говорит Трамп о Путине, и это, пожалуй, один из немногих незыблемых тезисов его политической программы. "25 июля Трамп заявил, что, став президентом, он будет рассматривать возможность создания военного сотрудничества с Путиным для борьбы с "Исламским государством", что положит конец международной изоляции России в связи с переворотом в Украине и захватом Крыма. 27 июля Трамп, обменявшись с Путиным комплиментами, пошел еще дальше, заявив, что рассмотрит притязания России на Крым и снимет санкции, наложенные на Россию в связи с сепаратистским восстанием в Украине, — пишет Bloomberg и уточняет: — Такое поведение Трампа просто подарок для Кремля, мечтающего ослабить НАТО". К Альянсу у Трампа тоже есть претензии. По его мнению, США тратят слишком много на защиту стран Европы, поэтому расходы в рамках НАТО должны быть перераспределены. В противном случае США не придут на помощь союзникам в случае нападения на них.

"Мы не можем быть мировым полицейским"


Дональд Трамп
на первых дебатах в прямом эфире со своей конкуренткой от демократов Хиллари Клинтон
Fullscreen
Дональд Трамп на первых дебатах в прямом эфире со своей конкуренткой от демократов Хиллари Клинтон

Такую позицию Трампа разделяет большая часть его команды: руководящий партнер компании Global Energy Capital Картер Пэйдж считает Запад и политику расширения НАТО виновниками конфликта с Россией по украинскому вопросу, а бывший глава Разведывательного управления Пентагона Майкл Флинн поддерживает российскую военную операцию в Сирии.

Владимир Путин, конечно, воспользуется новыми подходами Белого дома во внешней политике и попытается усилить свои позиции в мире. В частности, американская частная разведывательно-аналитическая компания Stratfor не исключает, что Россия предпримет очередные попытки расширить свое влияние на постсоветском пространстве и Ближнем Востоке, провоцируя локальные конфликты. Впрочем, в Stratfor уверены, что резервы, которые Кремль направляет на "российский реваншизм", скоро иссякнут. "Нынешний конфликт с Россией за Украину будет оставаться в центре международной системы в ближайшие несколько лет, но мы не думаем, что Российская Федерация способна просуществовать в своем нынешнем виде еще десять лет. Подавляющая зависимость от экспорта углеводородов и непредсказуемость цен на нефть не позволяют Москве поддерживать государственные институты на всей обширной территории РФ. Мы ожидаем заметного ослабления власти Москвы, что приведет к формальному и неформальному раздроблению России", — уверены в Stratfor, многие политические прогнозы которой сбываются со стопроцентной точностью. Но при этом в Stratfor предупреждают: "Россия по-прежнему будет стремиться объединить бывшие советские республики в некую связную общность, дабы отсрочить свои демографические проблемы, расширить рынок и, прежде всего, возродить некоторые территориальные буферы. Россия видит, что находится под прицелом, а поэтому торопится. Из-за этого она в перспективе постарается казаться агрессивнее и опаснее, чем есть на самом деле". В Stratfor считают, что США при любом президенте вынуждены учитывать такой сценарий, и в ближайшее время сосредоточатся на том, чтобы избежать ядерной катастрофы при распаде России.

Евросоюз: еще один шаг к распаду

Отношения с Евросоюзом — еще один из вопросов, на которые Дональд Трамп не дает однозначного ответа. Он поддержал Брексит, отметив, что выход Великобритании из ЕС может привести к его распаду. Он недоволен стремлением европейских стран разделить с США заботу о почти не имеющих отношения к Штатам проблемам, таким как российско-украинский конфликт. Не­удивительно, что большинство европейских лидеров отзывались о возможной победе Трампа как о катастрофе (за исключением правых популистов). "Президент Трамп изменит жизнь далеко за пределами США… этот человек ввергнет нас всех в темное будущее, и то, что мы живем за пределами США, нас не спасет", — пишет британская газета The Guardian, озаглавив статью "Если Дональд Трамп победит, начнется новая Эпоха тьмы".

Владимир Путин, конечно, воспользуется новыми подходами Белого дома во внешней политике и попытается усилить свои позиции в мире

Оставив Европу один на один с ее проблемами, США могут ускорить распад Евросоюза. В Stratfor уверены, что ЕС больше не вернется к прежнему единству и если уцелеет, то в следующее десятилетие будет существовать в более ограниченной и раздробленной форме. "Национализм уже значительно вырос. Его усугубляет украинский кризис и озабоченность восточноевропейских стран ожидаемой угрозой со стороны России. Восточноевропейский страх перед русскими создает еще одну Европу — всего этих отдельных Европ четыре, если выделить Скандинавские страны в отдельную. Этот тренд будет сохраняться, — прогнозируют аналитики Stratfor. — Европейский союз может уцелеть в какой-то форме, но европейская экономика, политика и военное сотрудничество будут управляться преимущественно двусторонними или ограниченными многосторонними партнерствами, имеющими узкую направленность и не связывающими участников. Число национальных государств в Европе, вероятно, будет увеличиваться по мере того, как разнообразные сепаратистские движения будут добиваться успеха — разделения стран на составные части или прямой сецессии (выхода из состава государства какой-либо его части. — Фокус)".

"Уход" США из Европы и отказ от роли мирового полицейского могут мотивировать Россию начать новый этап "собирания русских земель": попытки создать новые сепаратистские образования в Прибалтике, Молдове, Казахстане, Украине, организация государственных переворотов в европейских странах с целью привести к власти пророссийские силы — по примеру провалившегося в Черногории. А некоторые аналитики в своих прогнозах более радикальны: они не исключают, что Россия в ближайшие год-два спровоцирует несколько локальных военных конфликтов: появятся предпосылки если не для третьей мировой войны, то для глобального конфликта.

Ближний Восток: еще горячее

По сути, во внешней политике США Трамп и его команда в приоритетах оставили только Ближний Восток и Китай. Так же, как и Хиллари Клинтон, Трамп убежден, что именно Штаты должны положить конец террористической угрозе со стороны боевиков "Исламского государства". Но в отличие от соперницы, он считает, что Штаты должны перейти к наземной операции против ИГ. Еще один предлагаемый инструмент борьбы — уничтожение всей нефтяной инфраструктуры Ирака, от месторождений до нефтеперерабатывающих заводов, с тем, чтобы ими не смогли воспользоваться экстремисты. При этом допустимыми мерами в борьбе с терроризмом Трамп считает пытки, преследование родственников террористов и запрет мусульманам на въезд в США. Среди главных задач в регионе будущий президент также называет необходимость предотвратить создание Тегераном ядерной бомбы и поддержать Тель-Авив в израильско-палестинском конфликте. Впрочем, сам Израиль не спешит полагаться на нового президента США. "Является ли Трамп психологически стабильной персоной, которая в состоянии выступать в роли союзника Израиля? Не переметнется ли он на сторону палестинцев и арабских государств, если они покажутся ему более сильными игроками?" — говорится в одной из недавних октябрьских публикаций на израильском информационно-новостном портале NRG.

На Западе откровенно побаиваются, что агрессивная политика США на Ближнем Востоке может спровоцировать исламистов перенести вой­ну в сами Штаты и Европу, сделав ставку на масштабные теракты.


Нажмите для увеличения

Fullscreen
Нажмите для увеличения

Мировая экономика: призрак кризиса

По мнению Трампа, Китай — главный враг американской экономики. Торговая политика Пекина якобы разрушает американский бизнес и уничтожает рабочие места в США: всему виной заниженный курс юаня, который позволяет дешево продавать товары, в изобилии производящиеся в Китае, а также делает выгодным размещение на территории КНР предприятий, ранее базировавшихся в США. "Мы больше не можем позволять Китаю насиловать нашу страну", — категоричен Трамп. Политическим вопросам, таким как территориальные претензии Китая в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях, Трамп уделяет гораздо меньше внимания, чем запланированной им торговой войне: например, обещает ввести 45% пошлину на товары Made in China, что, по подсчетам экспертов Bloomberg, сократит экспорт из Китая в США на 87%, или на $420 млрд. "Инвесторы считают маловероятным, что, став президентом, Трамп возведет обещанную стену на границе Мексики и США. Но, по их мнению, гораздо выше шансы на то, что он ударит по тарифам на азиатский импорт, дав толчок валютной войне", — пишет Bloomberg.

"Трамп обещал разорвать многие торговые соглашения, назвал Китай "великим мастером валютной девальвации" и утверждал, что укрепление доллара вредит конкурентоспособности США. Глава ФРС Джанет Йеллен, по его словам, заигралась в политику, сохраняя базовые процентные ставки на низком уровне слишком долго. В 2018 году заканчивается срок ее полномочий. Трамп пообещал, что на своем посту она не останется. Это неожиданность. А финансовые рынки не любят неожиданных событий", — отмечает аналитик по валютным рынкам в Citigroup Стивен Ингландер. Если эти планы Трампа начнут реализовываться, мировую экономику ждет новый кризис, считают многие известные экономисты.

"Рынки падают. Когда же мы можем ожидать, что они пойдут вверх… Первый пришедший в голову ответ — никогда, — пишет лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Кругман в статье, опубликованной в газете The New York Times. — При любых обстоятельствах приход к власти безответственного, невежественного человека, который принимает советы от всех неправильных людей и отвечает за нацию с самой важной в мире экономикой, будет очень плохой новостью. Что делает ее особенно плохой прямо сейчас — это все еще хрупкое состояние большей части мира спустя восемь лет после великого финансового кризиса. Очень вероятно, что нас ожидает глобальный спад, конца которому не предвидится".

Трамп также может спровоцировать кризис на нефтяном рынке. Он обещал прекратить закупки нефти у Саудовской Аравии, если она не направит свои войска для участия в операции против "Исламского государства", а также разбомбить месторождения, нефтепроводы и нефтеперерабатывающие заводы в Ираке, чтобы ими не пользовались террористы ИГ.

И, похоже, прогнозы Кругмана уже начинают сбываться. На новостях о победе Трампа мировые биржевые индексы обвалились, доллар дешевеет, золото, которое традиционно считается "тихой гаванью во время шторма", подскочило на 4,8%, до $1337 за унцию. Это самый большой рост за день с июня. Паники среди инвесторов пока нет, но они уже начали поиски стабильных активов.