Порка по-белорусски. Зачем Лукашенко побил горшки с Путиным

Фото: Newsler
Фото: Newsler

Фокус разбирался, насколько серьезен раскол между Минском и Москвой и кому из лидеров двух государств придется пойти на попятную

Во время семичасового "большого разговора с президентом" в минувшую пятницу Александр Лукашенко метал сотни молний в адрес своего главного партнера – России. Хотя сам по себе формат пресс-конференции не был нов, а "разговор" фактически превратился в монолог президента Беларуси, его риторика приняла неожиданно острый характер. России "досталось" за недружественные цены на нефть и газ, создание 30-километровой пограничной зоны, оскорбления белорусских министров, несогласованность введения Москвой продовольственного эмбарго и за долгий список личных обид Лукашенко. Фокус разбирался, насколько серьезен раскол между Минском и Москвой и кому из лидеров двух государств придется пойти на попятную.

Трещина в отношениях

Поводом для конфликта между Беларусью и Россией стало решение Минска ввести безвизовый режим для 80 стран. Шаг, разрекламированный в белорусских медиа наравне с обещанной зарплатой в 500 долларов, сложно назвать даже подобием безвизового режима: без соответствующих документов в стране можно находиться лишь пять дней. Впрочем, этого оказалось достаточно, чтобы разозлить российскую сторону. Она заявила о введении с 7 февраля погранзоны.

Ответ Москвы крайне нелогичен. Лукашенко подписал указ об условном безвизовом режиме 9 января, а решение о создании пограничной зоны с Псковской, Смоленской и Брянской областями в России принималось за 12 дней до этого. Вполне возможно, что Минск заранее сообщил о своих планах, что и вызвало упреждающую реакцию российской ФСБ. По информации белорусского МИДа, Россия никак не предупреждала о контрмерах со своей стороны.

Нестыковка в сроках принятия решений по безвизовому режиму и создании пограничной зоны показывает, что проблема была только лишь поводом для обострения отношений, а настоящие причины скрыты глубже. Показательным был сентябрь 2015 года, когда российское правительство приняло решение о строительстве в Беларуси российской авиабазы. Лукашенко громко возмутился намерениями Кремля, как и тем, что этот вопрос предварительно не обсуждался с Беларусью.

Лукашенко уже долгие годы умудряется лавировать между Россией и Западом, но именно сейчас концепция Союзного государства как никогда приблизилась к краху

"Авиабаза будет влиять на отношения Лукашенко с Европейским союзом. Это опасность для всего региона. Запад отреагирует на это сильнее, чем на проведение военных учений на территории Беларуси, даже если в учениях будут отрабатываться варианты нападения на Украину", - рассказывает глава Совета внешней политики "Украинская призма" Геннадий Максак.

Во время "большого разговора" Лукашенко снова вспомнил старую обиду: "Российская авиабаза в Беларуси не нужна", - заявил он, предложив вместо этого передать Минску военные самолеты.

Между Западом и Востоком

С недавних пор мнение Запада для Минска особенно важно: с Беларуси были частично сняты санкции и ЕС, и США, поэтому министр иностранных дел Владимир Макей принимается с дипвизитами в большинстве стран. Минский формат, призванный принести мир на восток Украины, был наиболее выгоден именно белорусской дипломатии. Чего стоит только визит канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Франции Франсуа Олланда в Минск в 2015 году.

Лукашенко уже долгие годы умудряется лавировать между Россией и Западом, но именно сейчас невероятно странная концепция Союзного государства как никогда приблизилась к краху: похоже, что столб, выкопанный на границе Беларуси и России тогдашним российским премьером Виктором Черномырдиным и нынешним белорусским президентом, снова пора вкапывать.

До пограничных столбов не дошло в 2009-10 годах, когда между Москвой и Минском возник нефтяной конфликт. Тогда Лукашенко хотел получать нефть по внутрироссийской цене, которая позволяла бы его нефтехимической отрасли зарабатывать колоссальные прибыли на экспорте нефтепродуктов. Россия отказалась, установив пошлины. "Лукашенко пытался отыграться через покупку нефти в Венесуэле. Это были своповые поставки из Азербайджана. Уже в 2010 году Россия осуществляла политику минимальной конфронтации, предложив приемлемые цены на нефть", - вспоминает Геннадий Максак.

Острая тема цен на нефть и газ возникла и сейчас. "Не 132 (долларов за тысячу кубометров газа, - Фокус), а 107. А должны были платить 83. И мы приняли решение, в 2016 году платили 107 вместо 83. Они посчитали, что мы не доплатили - если исходить из цены в 132 доллара - 550 миллионов долларов. Верните нам 550 миллионов долларов и прочее. И все там зашло в тупик", - заявил Лукашенко, и на следующий день после "большого разговора" поздравил своего венесуэльского коллегу Николаса Мадуро с 20-летием установления дипломатических отношений между двумя странами. Позицию Москвы Лукашенко назвал "издевательством", дополнив это выпадом о потере 15 миллиардов долларов из-за неравных цен в таможенном союзе.

Впрочем, сколько бы Лукашенко не угрожал венесуэльской альтернативой – пойти на договоренности с Москвой ему придется. Его не спасут несколько танкеров, к тому же заокеанская альтернатива дороже цены в 132 доллара.

Военный сценарий

"Если Лукашенко денонсирует военные соглашения и откажется от союзнических обязательств, то не исключен крымский вариант"

Самый худший вариант развития конфронтации России и Беларуси – военный сценарий. До этого, скорее всего, не дойдет, но именно его предполагали во время недавней военной игры Hegemon в Варшаве. "Сначала Кремль инициирует переворот в Беларуси, в результате которого Лукашенко отстраняют от власти", - считает директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований Арсений Сивицкий, который был единственным участвовавшим в игре белорусом.

"Если Лукашенко денонсирует военные соглашения и откажется от союзнических обязательств, то не исключен крымский вариант: под тем или иным предлогом Россия может взять Беларусь под полный военный контроль", - заявил белорусский военный обозреватель Александр Алесин.

Но радикальный сценарий крайне маловероятен. Он не выгоден как Минску, так и Москве. И последняя, похоже, пошла на попятную: 6 февраля ФСБ сообщила, что создание пограничной зоны на границе РФ и Беларуси не предусматривает введение пограничного контроля и открытия контрольно-пропускных пунктов.

"Резкие заявления – возможность выбить больше из России. Вопросы по энергетике возникают традиционно почти каждый год. Лукашенко удавалось обходить их через договоренности. У него нет возможностей пойти на разрыв с Россией. Беларусь сильно экономически и политически вмонтирована в российскую систему. Россия не сможет аннексировать Беларусь. Она находится под действием санкций из-за Крыма и Донбасса. Возможно, будут санкции и по Сирии. Москва может договориться с Лукашенко, причем – на своих условиях", - уверен Геннадий Максак.

Аналитик варшавского исследовательского центра Eurasian States in Transition Андрей Елисеев согласен с коллегой, но отмечает, что все может пойти и по другому сценарию: "России нет смысла применять в отношении Беларуси радикальные действия, ведь там обеспечены стратегические российские интересы. Однако если Беларусь перейдет "красную линию", а это, среди прочего, прекращение военного сотрудничества и угроза деятельности существующих российских военных объектов на территории Беларуси, разрыв союзнических отношений и выход из ЕАЭС, угроза транзиту российских энергоресурсов - сильно возрастает вероятность силового варианта в том или ином виде".