Все на борьбу с терроризмом. Из-за чего снижается боеспособность армий Европы

Фото: кадр YouTube/NTDRussian
Фото: кадр YouTube/NTDRussian

Некоторые страны ЕС используют свои армии не по прямому назначению, обеспечивая с их помощью правопорядок на улицах городов. Корреспондент The Washington Post Майкл Бирнбаум объясняет, чем это может обернуться для безопасности Европы

Related video

В Брюсселе зеленые армейские грузовики разъезжают по улицам. Солдаты с суровым видом патрулируют Елисейские поля в Париже. В Италии войска охраняют Колизей. На улицах населенных пунктов Европы такого скопления военных не было со времен Второй мировой войны. Но такое "бездельничанье" может дорого обойтись ЕС, ведь с каждым днем растут внешние угрозы: амбиции России, конфликты на Ближнем Востоке, миграционный кризис.

Европейские лидеры в один голос утверждают, что применение войск на улицах городов — вынужденная мера, ведь с 2015 года в Европе участились террористические акты. Однако некоторые офицеры считают, что из-за этого навыки бойцов сходят на нет, что подрывает обороноспособность ЕС и НАТО.

Помощь полиции

В 11-миллионной Бельгии 40% солдат недавно перевели в ряды национальной гвардии. "У меня были пулеметчики, которые, взяв в руки винтовки, не стреляли из пулемета по 16 месяцев! — говорит генерал-майор сухопутных войск Бельгии Марк Тис.— Это то же самое, что отправить нашу сборную по футбол на чемпионат мира, до этого в течение года не давая футболистам держать мяч".

К октябрю 2017 года для охраны общественных мест и улиц городов по всей стране привлекли более 1250 бельгийских солдат. Их задача — повысить уровень безопасности и предоставить полицейским больше времени для проведения следственных работ вместо патрулирования улиц.

Сторонники присутствия военных патрулей на улицах городов говорят о том, что именно солдаты способны быстро отражать нападения террористов, как это случилось в июне 2017 года на Центральном железнодорожном вокзале Брюсселя. "Мы не были готовы к угрозам, с которыми нам пришлось столкнуться после террористических актов в Париже в 2015 году", — сказал министр обороны Бельгии Стивен Вандепут. Он подчеркнул, что когда террористическая угроза стала очень высокой, сил полиции для выполнения задач в новой реальности не хватало, поэтому на помощь позвали солдат.

Сторонники военных патрулей на улицах городов говорят о том, что именно солдаты способны быстро отражать нападения террористов, как это случилось в июне 2017 года на вокзале Брюсселя

Всерьез раздумывают о развертывании военных в городах и власти Германии. Но существует проблема: дело в том, что после Второй мировой войны под давлением стран-победительниц в Конституции Германии 1949 года закрепили положение, которое ограничивает использование собственных войск на территории ФРГ.

Однако даже в тех странах, где армию можно использовать для обеспечения общественного порядка, ее функционал ограничен. В той же Бельгии солдаты не имеют права задерживать людей или расследовать преступления, но их присутствие в час пик на рынках или вокзалах считается профилактикой терактов. "Идея заключалась не в том, чтобы навсегда оставить армию на улице, а в том, чтобы держать там солдат до тех пор, пока это необходимо", — заявляет старший советник бельгийской полиции Саад Амрани.

Инвестиции в оборону

Солдатам и их командирам такое положение дел не по душе. Бойцы заступают на службу патрулирования минимум на шесть месяцев. Все это время они оторваны от семьи, следят за порядком на улицах в течение всего дня, а потом возвращаются в казармы. Многие военные жалуются на тесноту и плохие бытовые условия. "Когда войска дислоцируются у себя на родине, хуже всего то, что ты неделями не можешь видеть свою семью, друзей, хотя находишься от них в шаговой доступности", — говорит бельгийский солдат, просивший не называть его имени.

Критики идеи привлечения солдат к патрулированию улиц заявляют о том, что правительства стран ЕС используют вооруженные силы вовсе не для борьбы с терроризмом, а для политических рейтингов. "Войска стоят перед зданиями, вместо того чтобы готовиться к возможной войне, — замечает Уолли Штраус, почетный профессор экономики Королевской академии Бельгии. — Это не более чем пиар".

Бывший начальник штаба вооруженных сил Франции Пьер де Вилье в ноябре этого года заявил, что недавно ушел в отставку именно из-за того, что французская армия не может противостоять угрозам извне. Ведь помимо охраны правопорядка военные должны заниматься и своими непосредственными обязанностями. "Такого количества миссий, в которых армия сегодня принимает участие, не было со времен окончания в 1962 году Алжирской войны, — заявил он. — Сейчас она находится в состоянии перегрева".

Боеспособность армии определяется не только ее участием в военных операциях, необходимо и соответствующее финансирование. По словам генерала бельгийских сухопутных войск Тиса, при потребности на закупку боеприпасов в $32 млн армия получила всего $18 млн.

Европейские лидеры планируют увеличить расходы на оборону, но все равно ассигнования составят менее половины рекомендованного НАТО бюджета. "Европейские союзники должны больше инвестировать в оборону не для того чтобы угодить Соединенным Штатам, это в их собственных интересах", — уверен Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг.

По материалам: The Washington Post
Перевод Даниила Непочатова