Волынь преткновения. Почему украинско-польский конфликт останется актуальным

Фото: УНИАН
Фото: УНИАН

Несмотря на долгожданную отставку Витольда Ващиковского с поста главы польского МИДа, на резкое потепление украинско-польских отношений рассчитывать не стоит

Related video

2017 год стал, пожалуй, самым сложным в отношениях между Украиной и Польшей. Главная причина все та же — разные взгляды на совместную историю двух народов, в частности на 40-е года прошлого века. Ряд польских политиков отметился особенно острыми обвинениями в адрес украинской власти, в первую очередь из-за "прославления бандеровцев". Дошло даже до составления списка персон нон грата для украинцев с "антипольскими взглядами", как выразился уже бывший глава МИДа Польши Витольд Ващиковский. Именно он активно критиковал политику Киева в исторических вопросах.

Ващиковского на посту сменил экс-ректор Дипломатической академии МИДа Польши Яцек Чапутович, персона в Украине совершенно неизвестная. Он уже успел выразить поддержку Украине в вопросе европейской интеграции и защиты суверенитета и высказал надежду на скорейшее решение украинско-польского конфликта.

О том, изменится ли курс польской власти в отношении Украины и потеплеют ли в этом году наши отношения, Фокус спросил у Витольда Юраша, руководителя варшавского Центра стратегических исследований, и Евгения Магды, исполнительного директора Института мировой политики.

руководитель варшавского Центра стратегических исследований


— Вряд ли назначение сильно повлияет, потому что не МИД определяет внешнюю политику. Скорее решения принимаются администрациями президентов, вашего и нашего. Влиять будет и наш новый премьер. Но более всего на наши отношения влияют ваш глава Института национальной памяти Владимир Вятрович и наш ксьондз Тадеуш Исаакович-Залесский (влиятельный польский священник, церковный историк и публицист, известный своими резкими высказываниями в адрес Украины. — Фокус). Оба настроены конфликтно, каждый со своей стороны.

Мне это кажется абсурдным, потому что конфликтно настроенных украинцев и поляков на самом деле очень мало, абсолютное большинство хотят конструктива, тогда как на наши взаимоотношения решающее влияние оказывают не они, а горстка людей с радикальными взглядами. Политики почему-то ориентируются именно на последних. Поскольку эти внутренние причины для конфликта не исчезли, то нет надежды и на изменения во внешней политике. Возможно, по своей природе Яцек Чапутович и был бы настроен на смягчение риторики в адрес Украины, но одним из своих первых решений он оставил на посту главу политического кабинета Яна Париса, который известен очень острыми заявлениями в адрес Украины. Так что изменений вряд ли стоит ждать. По моему убеждению, украинская сторона пока не хочет признавать правду, касающуюся нашей общей истории, в частности событий "Волынской резни" (принятое в Польше обозначение Волынской трагедии 1943 года. — Фокус), не хотят признавать, что это было спланированное, а не спонтанное масштабное убийство поляков, притом что я лично признаю тот факт, что УПА воевала за независимость Украины.

Я боюсь дальнейших провокаций со стороны России, направленных на обострение украинско-польских отношений. Именно поэтому нам надо как можно скорее решать наши двухсторонние конфликты. Если между нами будет все хорошо, то и польская, и украинская сторона будут понимать, что именно Россия стоит за очередной провокаций. Если все будет как есть, российские провокации достигнут своей цели.

Пока что Яцек Чапутович делает обычные для своей должности заявления о необходимости диалога, но это только слова. Если они такими и останутся, то никакого смысла в них не будет. Мы все привыкли называть украинско-польские отношения "стратегическим партнерством", но покажите хотя бы один стратегический проект, которые мы вместе осуществили?!

исполнительный директор Института мировой политики


— Ротации в польском правительстве активно обсуждаются в Украине, мало кто скрывает радость по поводу отставки Витольда Ващиковского с поста министра иностранных дел. Однако логика кадровых перестановок, как по мне, заключается в стремлении подготовиться к местным выборам, стратегически важным для "Права и справедливости", и попытаться реанимировать взаимоотношения с Европейским союзом, которые находятся не в лучшем виде.

Что касается отношений с Украиной, то будет ошибкой рассчитывать увидеть во главе любого польского министерства (МИД — не исключение) проукраинского министра. Все они будут пропольскими. Другое дело, что ни в Киеве, ни в Варшаве не намерены отказываться от стратегического партнерства между нашими странами и могут попытаться снизить напряженность в двусторонних отношениях. Боюсь, окно возможностей будет открыто недолго, поскольку летом в Польше вспомнят о 75-й годовщине Волынской трагедии.

Что касается Яцека Чапутовича, он оказался типичной "темной лошадкой", неожиданной и для Украины, и для ЕС. Думаю, его назначение — предмет компромисса между президентом Анджеем Дудой и лидером правящей партии Ярославом Качиньским. Не исключаю, что президент будет активнее пытаться влиять на формирование внешней политики Польши, но не стоит забывать, что сохранил свои позиции глава политического кабинета МИДа Польши Ян Парис, недавно утверждавший, что Польша в принципе может обойтись и без Украины.

Все это означает, что Украине нужно строить отношения с Польшей без иллюзий, осознавая реалии и отказываясь от идеалистических подходов. Да и говорить об отношениях "адвокат — подзащитный" не приходится.