Император уюта. Жизнь и бизнес основателя IKEA Ингвара Кампрада

Фото: Inter IKEA
Фото: Inter IKEA

27 января умер основатель IKEA Ингвар Кампрад — потомок простых фермеров, который превратился в национального героя Швеции и изменил представление всего мира о домашнем уюте

Феноменальному успеху IKEA можно только позавидовать. За 75 лет компания, начинавшаяся с небольшой лавочки по продаже хозтоваров, превратилась в глобальную корпорацию с 421 магазином в 49 странах (включая франшизы). И скоро к их числу может добавиться Украина: в конце прошлого года IKEA официально заявила о планах в течение ближайших двух лет открыть первый магазин в Киеве.

В отчете компании за 2017 год говорится, что в IKEA работает более 149 тыс. человек, магазины посетили 780 млн покупателей, а официальный сайт — 2,1 млрд пользователей. За прошлый год на розничных продажах компания заработала $39 млрд. Самый успешный продукт IKEA — книжный стеллаж Billy — продают каждые 10 секунд, а ее каталог издается на 32 языках тиражом от 150 млн экземпляров.

Колоссальная армия поклонников во всем мире любит IKEA за универсальный некричащий дизайн, возможность собрать мебель собственными руками и низкие цены, благодаря которым даже студенты могут обставить арендованную комнату. В то же время есть у компании и армия ненавистников. Они объединяются в группы вроде "Я ненавижу IKEA" или "IKEA отстой" и ругают компанию за типовой, безликий дизайн, криво подогнанные детали, из-за которых сборка изделия превращается в сложный квест, и "дешевое" качество. Этими достоинствами, равно как и недостатками, IKEA обязана своему основателю Ингвару Кампраду. Именно он не просто создал компанию, но сформулировал ее идеологию, построенную на стремлении изменить повседневную жизнь миллионов людей.

Миллиардер с причудами

По оценкам Forbes, состояние Ингвара Кампрада в 2017 году оценивалось в $46 млрд. Ранее было и больше: между 2005-м и 2010-м годами Кампрад входил в топ-10 самых богатых людей мира. Но огромное состояние никак не сказалось на его стиле жизни. Кампрад не покупал яхты, не носил золотые часы, наоборот — экономил на всем: одевался на блошиных рынках, ходил за покупками в конце дня, когда на еду действовали скидки, ездил на подержанном Volvo и летал в экономклассе.

Правила жесткой экономии действуют и в основанной им компании: к примеру, работникам рекомендуется писать и печатать на обеих сторонах бумаги. А когда сам Кампрад проводил совещания с топ-менеджментом, то приносил на встречи еду из фастфудов. Он считал, что только личный пример может быть весомым аргументом, чтобы убедить сотрудников экономить, да и вообще — чтобы вести за собой людей.

Fullscreen

Здравствуйте, "Ольга"! Ингвар Кампрад был дислексиком и не запоминал цифровые артикулы. Поэтому называл мебель по именам. К примеру, этот стул называется "Ольга"

Предпринимательством Ингвар Кампрад занимался с пяти лет. Он родился в семье фермеров в глухой деревне Эльмхульт в провинции Смоланд на юге Швеции. В таких местах можно хорошо заработать на предметах первой необходимости, и маленький Ингвар договорился со своей теткой в Стокгольме, чтобы та присылала ему большие упаковки спичек. Мальчик распаковывал их и продавал с двух-, а то и пятикратным наваром на каждом коробке. "У меня до сих пор восхитительное чувство, когда я вспоминаю о марже в те годы", — впоследствии говорил Кампрад в интервью Торекулю Бертилу для автобиографии "Руководствуясь дизайном".

В шведском фольклоре есть сказка о происхождении жителей провинции Смоланд. Когда бог раздавал плодородные земли, он на минуту отвернулся от Швеции, и тогда дьявол создал Смоланд — каменистые, болотистые пустоши. Господь это увидел, очень расстроился и посеял на пустыре крошки плодородной почвы, которые оставались у него в фартуке. Согласно сказке, крупицы земли превратились в жителей Смоланда — сильных и способных позаботиться о себе, даже если окажутся на голой скале посреди моря. В современной Швеции у жителей Смоланда репутация такая же, как у шотландцев в Великобритании, — они упрямы и экономны до скаредности. Таким был и Ингвар Кампрад — сильным, упрямым и жадным. Он любил повторять, что Смоланд в его плоти и крови, а свою компанию он построил, основываясь на местном менталитете.

В 1950-е провинцию Смоланд реформировали: традиционно фермерский регион превратили в индустриальный, а жителей переселили в города. Люди, которые тяжелым трудом возделывали пустоши и экономили каждую копейку, переехали в типовые квартиры с одной спальней. И всем им была нужна мебель.

Именно "великому переселению" шведских сельчан IKEA, основанная Кампрадом в 1943-м, обязана первоначальным ростом капитала и новшествами, которые впоследствии сделали ее знаменитой.

Заповеди IKEA

В ассортименте IKEA мебель появилась в конце 1940-х годов. А "идеологическую базу" под принципы ее создания и распространения Кампрад подвел много лет спустя, в 1976-м, когда выпустил "Завет продавца мебели" — манифест, в котором изложил свои взгляды на жизнь, общество и работу компании.

"Нам не нужны модные машины, крикливые титулы и другие символы статуса. Мы полагаемся на собственную силу и волю!"

В коротком документе девять пунктов, в которых Кампрад объя­снил те инновации, которые внедрил в работу IKEA. Сейчас вы вряд ли вычитаете в "завете" что-то необычное, но 40 лет назад это был передовой документ. Благодаря выполнению этих правил IKEA стала одним из пионеров постиндустриального производства.

Свои личные принципы экономности и практичности Кампрад заложил в основу бизнеса. Он писал, что демократичная мебель требует снижения цены, но не в ущерб нуждам потребителя.

Так, в компании выяснили, что, к примеру, книжными полками люди пользуются менее интенсивно, чем столешницами, а значит, древесину для них можно брать тоньше. Еще необязательно отделывать всю поверхность мебели — достаточно тех участков, которые на виду. Также незачем приглашать дизайнеров-звезд — вместо сотрудничества с ними выгоднее взять штатного проектировщика.

И главное — удивительно, но факт: IKEA никогда не была производителем мебели. В ее штаб-квартире есть только администрация, дизайнерский и розничный отделы. А вся продукция компании изготавливается сторонними поставщиками. К примеру, в 1961 году Кампрад сумел договориться с социалистической Польшей и на тамошних фабриках заказал 69 тыс. стульев. А сейчас IKEA работает с почти 2 тыс. поставщиков в 53 странах.

Кампрад писал, что надо мыслить по-новому, пускай и наперекор традициям. Самая главная традиция, которую он нарушил во время становления своей компании, — практика привозить мебель клиентам на дом в готовом виде. Вместо этого основатель IKEA предложил покупателям самостоятельно забирать изделия из магазина и самим же их собирать. За этот шаг IKEA бойкотировали другие шведские мебельщики, но приветствовали клиенты, ведь отмена доставки позволила еще больше снизить цены.

Тогда же была придумана фирменная "плоская упаковка". Как-то Кампрад наблюдал, как его сотрудник Гиллис Лундгрен грузит стол в багажник машины и пытается совладать с торчащими ножками. Так у Кампрада появилась идея разборной мебели, которую можно компактно сложить. А Лундгрен позже стал главным дизайнером фирмы.

На темной стороне

В Швеции считают Ингвара Кампрада национальным героем. В опере города Мальме ему посвятили мюзикл под названием "Ингвар! Музыкальная мебельная сага". По сюжету главного героя распинают на столпе, а он в это время поет: "Думаете, это остановит Ингвара?" Когда Кампрад умер, шведы назвали его в соцсетях "величайшим предпринимателем нашей страны", а министр иностранных дел Марго Вальстрем написала, что основатель IKEA "нанес Швецию на карту мира". Образ героя, воплотившего шведскую мечту, настолько силен, что расследования о "темной стороне" жизни Кампрада прошли для его репутации практически незамеченными.

Fullscreen

Хит продаж. Самый популярный товар IKEA, стеллаж Billy, продается с 1979 года, его дизайнер — Гиллис Лундгрен. Цена самой простой версии — $29

В 1990-е годы шведская газета Expressen выяснила, что Ингвар Кампрад в пору своей юности был сподвижником Пера Энгдаля, лидера шведских нацистов. Их дружба длилась и после войны — в 1948 году Кампрад профинансировал издание книги с политическими воззрениями Энгдаля. А двумя годами позже пригласил на свою свадьбу, написав, что гордится своим участием в движении. На газетные публикации Кампрад отреагировал актами искреннего раскаяния — в письмах сотрудникам IKEA и открытых публикациях клялся в том, что это была величайшая ошибка его жизни. И его простили.

Еще незаметнее прошло расследование о частной собственности Кампрада. В 2004 году его провела шведская газета Dagens Nyheter. Журналисты выяснили, что такой, казалось бы, неприхотливый в быту человек владеет виллой в Швейцарии за $20 млн, виноградником во французском Провансе за $30 млн и втихаря катается на Porsche. Но и это на Кампрада и его компанию не повлияло — бренд важнее, чем "маленькие слабости" частного лица.

План на будущее

"Я хочу сохранить IKEA в вечности" — так отвечал Кампрад на вопросы о структуре компании. Она разделена на три холдинга: IKEA Group, Inter IKEA и INGKA Holding, которые через фирмы-посредники управляются фондом в Лихтенштейне. А зарегистрированы холдинги в Голландии и платят налоги там, а не в Швеции. Да и сам Кампрад 40 лет жил в Швейцарии, в окрестностях Лозанны, чтобы избежать высокого шведского налогообложения, и вернулся на родину только четыре года назад. На предложения вывести компанию на IPO он неизменно отвечал отказом: "У меня много обязательств — перед покупателями, нашими сотрудниками, окружающей средой, целым миром. Но я не хочу отвечать перед инвесторами, незнакомцами, чьи финансовые интересы могут не включать благосостояние IKEA". После смерти Ингвара Кампрада компанией управляют трое его сыновей — Петер, Йонас и Маттиас, ее структура остается неизменной, и вряд ли в ближайшем будущем ей что-то будет угрожать.

Более того, те ценности, которые заложил в IKEA ее основатель, становятся все созвучнее актуальным мировым тенденциям. К примеру, принцип экономичности компания превратила в такую модную ныне заботу об окружающей среде: шведы постоянно работают над уменьшением объема упаковки, использованием переработанных материалов, добавляют в продукцию дешевые натуральные материалы из тропических стран. Также мебель постоянно адаптируют для маленьких городских квартир, снабжают ее "умными" функциями вроде беспроводной зарядки, а в IKEA Home Lab футуристы экспериментируют над тем, как будет выглядеть домашнее пространство в будущем. Может, Ингвар Кампрад и был скрягой, но эгоистом точно не был — по крайней мере в бизнесе. Он сделал все, чтобы его компания функционировала и после него — долго, если не вечно.

"Завет продавца мебели"

"Мы хотим улучшить повседневную жизнь множества людей. И для этого предлагаем широкий выбор хорошо сделанной, функциональной мебели по таким низким ценам, что ее может купить так много людей, насколько это возможно" — так Ингвар Кампрад сформулировал девиз своей компании. И далее детализировал свой план по интерьерному "захвату мира".

Заповедь №1. Наша продукция — наша идентичность. "Первое правило — сохранять самый низкий уровень цен, но делать это осмысленно. Мы не должны снижать функциональность и техническое качество".

Заповедь №2. Дух IKEA — сильная и живая реальность. "Настоящий дух IKEA основан на энтузиазме, обновлении, помощи друг другу и скромности. Мы должны культивировать наш дух и идти в ногу со временем. Развитие не всегда означает прогресс, и задача лидера сделать развитие прогрессивным".

Заповедь №3. Прибыль дает нам ресурсы. "В накоплении финансовых ресурсов нужно полагаться только на себя. Благодаря этому можно достичь успеха в долгосрочной перспективе".

Заповедь №4. Достижение хороших результатов малыми средствами. "Пустая трата ресурсов — смертный грех в IKEA. Дорогие решения любой проблемы обычно предлагают посредственности. Мы не уважаем решение, пока не узнаем, сколько оно стоит. Любой дизайнер может спроектировать стол за 5 тыс. крон, но только лучшие мастера сделают то же самое за 100 крон".

Заповедь №5. Простота — это ценность. "Чтобы управлять большой компанией, нужны правила. Но слишком сложные правила парализуют. То же делают бюрократия и планирование. Чрезмерное планирование — самая частая причина корпоративной смерти".

Заповедь №6. Действуйте по-другому. "Не бойтесь поступать не так, как все. А чтобы найти новый путь, всегда спрашивайте, почему мы поступаем так, а не иначе".

Заповедь №7. Концентрация важна для успеха. "Мы не можем сделать все и везде в одну минуту. Нужно концентрироваться на важном, и для нас важное — это решение максимума задач с минимальными затратами".

Заповедь №8. Ответственность — это привилегия. "Не делает ошибок только тот, кто спит. Мы активны, принимаем решения и берем за них ответственность, таким образом преодолевая страх ошибок. Этот страх — источник бюрократии и враг развития".

Заповедь №9. Большинство вещей еще нужно сделать. Славное будущее! "Компании, которые достигли целей, быстро стагнируют и утрачивают жизнь. Опыт тормозит любое развитие. Двигаться дальше можно, только постоянно спрашивая себя, что завтра можно сделать лучше".