"Когда ты в скафандре, хочется расслабиться и ничего не делать". Интервью с астронавтом NASA, развернувшем в космосе украинский флаг

Фото: NASA, Александр Чекменев
Фото: NASA, Александр Чекменев

Астронавт NASA Рэнди Брезник рассказал о том, как с орбиты опознать Северную Корею и почему не получается избавиться от страха "упасть" на Землю, сколько бы раз ты ни выходил в открытый космос

Related video

Астронавт NASA полковник Рэнди Брезник 138 дней провел в космосе и вернулся на Землю в декабре 2017-го. Спустя три месяца он приехал в Украину, чтобы рассказать о своем космическом опыте. Брезнику действительно есть чем поделиться. Он дважды побывал в космосе — 10 дней в 2009-м и 5 месяцев в прошлом году. На его счету 5 выходов и 32 часа в открытом космосе. Мир знает Брезника по его многочисленным видео с МКС — люди наблюдали, как астронавты готовят пиццу, играют в американский футбол и запускают спиннер в условиях нулевой гравитации. Но мало кому известно, что 10 лет назад, перед своим первым полетом на орбиту, Резник усыновил украинского мальчика из Днепра. Именно поэтому он стал вторым астронавтом после Леонида Каденюка, развернувшим в космосе украинский флаг. Брезник убежден, что Украина обязательно должна продолжить свою историю полетов за пределы планеты, ведь именно сейчас, по его мнению, начинается новая космическая эра.

В молодости я бы никогда не подумал, что дважды полечу в космос. Хотя мечтал об этом с самого детства. Чтобы приблизиться к мечте, я стал пилотом-испытателем, научился пилотировать 83 типа самолетов и теперь летаю на всем, что можно поднять в воздух.

Перед полетом астронавты проходят множество испытаний. Нас погружали в экстремальные условия, полностью лишали комфорта и проверяли на выносливость. Мы жили в пещерах, где так же, как и в космосе, всегда темно и ты никогда не знаешь, который час. Там тело привыкает к перепадам во времени. Затем по 6–7 часов мы в специальной экипировке находились под водой: на поверхность всплывать нельзя, потому что тебе поставят минимальные баллы. Так мы учились доверять своему спецоборудованию и напарникам.

Полет в космическом корабле проходит достаточно мягко. Шесть часов — и ты на МКС. Первая задача по прибытии — сосредоточиться на самом главном: состыковать два объекта — корабль и станцию, каждый из которых движется со скоростью 25 тыс. км/час.

Спать в космосе намного удобнее, чем на Земле. Чтобы выспаться, там достаточно 5–7 часов. Мы заворачивались в спальные мешки, прикрепляли себя к стене, чтобы не наткнуться на другие летающие по станции предметы. В невесомости мышцы не чувствуют никакого сопротивления. Это очень комфортное ощущение, ты будто плывешь во сне.

"Когда ты в скафандре в открытом космосе, то кажется, будто находишься в мыльном шаре. Твое периферийное зрение не видит ничего. Это зачаровывает"

Если долго не использовать мышцы, они начинают атрофироваться. Поэтому на космическом корабле мы очень много тренировались.

В космосе руки и ноги "меняются местами". Из-за нулевой гравитации ты часто "ходишь" руками, а берешь что-то ногами. Это довольно весело.

"Ой, нет! Я упаду" — первая мысль, которая приходит в голову, когда выходишь в открытый космос. Это естественное ощущение. Под тобой до Земли 400 км, еще и выходить надо вниз головой. Тело хочет вернуться в привычное состояние. Сколько бы выходов у тебя ни было — 3 или 10, к этому невозможно привыкнуть. Еще очень важно контролировать эмоции и не слишком восторгаться увиденным. Наши глаза — важная часть системы равновесия. Когда ты в скафандре в открытом космосе, то кажется, будто находишься в мыльном шаре. Твое периферийное зрение не видит ничего. Это зачаровывает. Тебе хочется расслабиться и ничего не делать. А при этом ведь надо работать.

Главное в космосе — уметь расслабляться и отвлекаться. Мы устраивали праздники, готовили пиццу, смотрели кино. Ставили проектор на потолок, подвешивались на банджи-канатах и смотрели "Стражей Галактики" и "Бегущего по лезвию". По праздникам зажигали свечи, но так как в космосе разжигать огонь нельзя, "зажечь свечи" означало поставить фотографию со свечами.

Я видел из космоса северное сияние, последствия урагана "Ирма", пожары в Южной Каролине и все это фотографировал. А вот гору Эверест — самую высокую точку планеты из космоса вообще не видно. Зато сразу понимаешь, когда пролетаешь над Северной Кореей: ночью она находится в кромешной темноте, когда вокруг море огней. Мне жаль людей, которые вынуждены там жить.

Когда я первый раз вернулся на Землю, у меня было ощущение, будто я прыгнул в бассейн в одежде. Несколько дней я восстанавливался, а через неделю уже водил машину.

Коллегам моя фамилия Брезник показалась похожей на фамилию Брежнев. Поэтому меня прозвали Комрадом ("товарищем" в переводе с английского. — Фокус). С тех пор все меня так и называют. Вообще пилоты в морской пехоте традиционно дают друг другу прозвища. Это позывные, с помощью которых можно быстро связаться с тем, кто летит рядом с тобой, а не проговаривать: "Дмитрий Николаевич, поверните налево".

Я надеюсь увидеть тот день, когда в космическом туризме произойдет такая же революция, как в ХХ веке в авиаиндустрии. За всю историю человечества всего 550 человек видели нашу планету из космоса. Мы в NASA работаем над тем, чтобы 550 человек в неделю могли путешествовать в космос. Когда у тебя есть возможность посмотреть на Землю из космоса, когда ты видишь каждые 90 минут, как она вращается, восходы и заходы солнца… Все это сближает тебя с Землей и людьми намного больше, чем когда ты находишься на планете и живешь в своем городке.

Fullscreen

ЧЕЛОВЕК МЕЧТЫ. Астронавт Рэнди Брезник мечтает о том, чтобы 500 человек в неделю могли летать в космос

Люди не должны быть привязаны к одной планете. В космосе и в пределах Солнечной системы существует очень много опасных для Земли объектов. Представьте: на нас летит массивный астероид, столкновение с которым неизбежно. И будет очень плохо, если у человечества не окажется запасной базы, где можно было бы спастись. К тому же Солнце становится все больше, и неизбежно наступит момент, когда на Земле станет настолько жарко, что мы не сможем здесь жить. Нам надо искать другие места.

Думаю, процесс колонизации лучше начинать тестировать на Луне. Она намного ближе, чем Марс. И не надо лететь в один конец. На спутнике Земли мы сможем понять, будут ли наши скафандры создавать ту же защиту после года эксплуатации. Если люди смогут выжить на Луне, тогда мы точно освоим и Марс.

Роботы никогда не заменят людей. Они могут быть лишь разведчиками. Роверы на Марсе уже 10 лет: с работой, которую они выполнили за это время, люди справились бы за год. Роверы не могут быть учеными-гео­логами, они не понимают, какие породы нужны нам на Земле. На Марсе необходимо присутствие людей.

Сейчас мы занимаемся исследованиями, которые в будущем сделают реальной возможность 18 лет жить на космической станции. Зачем это нужно? Такое длительное пребывание в невесомости позволит человеку выработать защитный механизм и приспособиться к жизни в подобных условиях длительное время (это необходимо для космических полетов на далекие расстояния и дальнейшего освоения космоса. — Фокус).

Все мы пассажиры космического корабля под названием Земля. Независимо от того, на каком языке мы говорим и где живем. Вот то главное, что хочется сказать человечеству из космоса. Оттуда не видно ни людей, ни войн, ни конфликтов.

Когда ты видишь Землю — систему, которая сама себя питает и поддерживает, единый организм, в котором есть кислород, природные ресурсы, растения, ты понимаешь, что создание этого организма не могло быть случайным.

В 2008 году мы с женой усыновили мальчика из Днепра. Мы хотели усыновить ребенка как только поженились. В Украине оказались наиболее благоприятные условия для этого. Когда мы вернулись в США, Ваяту было 2 года и 9 месяцев. Я тогда сказал жене: "У меня через 11 месяцев первый полет в космос, мне надо серьезно готовиться. А у нас маленький ребенок. Помоги мне с этим справиться". А через два месяца жена сказала мне: "Я беременна. Через 9 месяцев мне надо рожать и у нас маленький ребенок. У меня планы поважнее твоего полета в космос".

У меня есть мечта: я хочу создать такие принципы двигателей и внедрить такие технологии, с помощью которых мы сможем сесть в летательный аппарат и решить, где и на какой планете мы хотим быть завтра. Проделать это все с такой же легкостью, с какой сегодня летаем в Париж, Одессу или Днепр. Над этим я работаю.