Встречайте "ястреба". Советником Трампа станет человек, предлагавший бомбить Иран и КНДР

Фото: businessinsider.com
Фото: businessinsider.com

Эксперт по международным отношениям Стивен Фельдштайн в статье для The Conversation рассказывает о том, чем известен новый советник президента США по нацбезопасности Джон Болтон, и почему его приход в администрацию может спровоцировать новые войны

Прозвучавшее 22 марта заявление президента США Дональда Трампа о том, что Джон Болтон 9 апреля станет его новым советником по национальной безопасности, огорошило весь мир. "Ястребиные" взгляды Болтона многим известны. Во время недавнего эфира на Fox News он заявлял о необходимости провести превентивную бомбардировку Северной Кореи, а в одном из более ранних выступлений говорил, что пора свергнуть иранский режим.

Стивен Фельдштайн, будучи младшим помощником в Государственном департаменте США, иногда пересекался с Болтоном, который в то время занимал пост посла США в ООН (2005-2006 гг.). Коллегам посол запомнился грубыми манерами и глубоким недоверием к ООН. Фельдштайн вспоминает, например, собрание, на котором Болтон утверждал, что ооновские реформы представляют собой заговор, который ему предстоит раскрыть.

На протяжении всего срока пребывания послом в ООН у Болтона были плохие отношения с тогдашним госсекретарем Кондолизой Райс и многими другими сотрудниками Государственного департамента. После истечения срока полномочий Болтона, вспоминает Фельдштайн, большинство его коллег вздохнули с облегчением.

Поэтому теперь его назначение на один из самых важных постов в администрации Трампа вызывает несколько критических вопросов. Изменилось ли мировоззрение Болтона? Является ли его агрессивная позиция по Северной Корее и Ирану гиперболой или именно так он и намерен действовать? Ответы интересуют многих американцев, ведь новая война с участием США может стать реальностью.

"Успеть ударить"

Эксперты по внешней политике США, как правило, бывают трех типов: реалисты, идеалисты и либералы. Реалисты рассматривают международные отношения как конкуренцию за власть среди корыстных государств. Либералы утверждают, что экономическая интеграция между странами и распространение демократии могут преодолеть эгоистичное поведение каждой державы. Идеалисты же считают, что международная политика формируется коллективными идеями, ценностями и принципами, поясняет Стивен Фельдштайн.

Болтон противник компромиссов, не доверяет дипломатии и считает, что сила и принуждение являются предпочтительными средствами для продвижения интересов США

Болтона можно отнести к гипертрофированным реалистам, таких людей называют "ястребами". Он противник компромиссов, не доверяет дипломатии и считает, что сила и принуждение являются предпочтительными средствами для продвижения интересов США. Болтон рассматривает международные отношения как серию жестоких и коротких боев, где решающим фактором является военная сила. На протяжении всей своей карьеры он выступал за принуждение к переговорам, часто с катастрофическими результатами. Например, в качестве заместителя секретаря по контролю над вооружениями в администрации Буша-младшего он сыграл ключевую роль в формировании разведывательной информации, связанной с предполагаемым наличием у Ирака оружия массового уничтожения. Болтон не только заявил о своей уверенности в том, что такое оружие существует, но и публично предупредил: "Саддам Хусейн не сотрудничает с нами. Мы ясно дали понять, что это последний шанс для него". Впоследствии выяснилось, что Саддам не обладал биологическим или химическим оружием, но Соединенные Штаты все равно вступили в войну с Ираком.

Последнее высказывание Болтона в отношении Ирана говорит о том, что он не изменился за последние годы. Политик призвал Трампа разорвать ядерное соглашение с Ираном и использовать бомбы и ракеты ради сохранения безопасности США: "Времени ужасно мало, но можно успеть ударить".

Чего хочет Болтон?

Этот политик считает, что только сила обеспечит доминирование Штатов в мире. Он рассматривает дипломатию и переговоры в рамках ООН как тактику слабых государств, призванную связать руки более сильным игрокам. К примеру, Болтон неоднократно заявлял, что переговоры о ядерной проблеме Северной Кореи являются пустой тратой времени.

Назначение на пост советника такой жесткой фигуры означает, что Дональд Трамп готов к более агрессивной внешней политике

Стивен Фельдштайн уверен, что Болтона беспокоит очевидное ослабление Вашингтона, он признает, что китайская экономика скоро станет самой большой в мире, а экономическая мощь является ключевым компонентом военной силы. Потому-то Болтон уверен, что лучшим способом обеспечения американского господства является военное противостояние США с такими странами, как Северная Корея и Иран, которые стремятся изменить миропорядок. Их наказание должно усмирить конкурентов, таких как Китай.

Многие эксперты полагают, что Джону Болтону не позволят развязать войну, но Фельдштайн предлагает не спешить с выводами. Из администрации Трампа ушло немало и дипломатов, и военных, которые были сторонниками мирного урегулирования конфликтов. Сейчас там работают лишь несколько компетентных людей, готовых спорить с идеями Болтона. Если же добавить импульсивность Трампа, который славится своими резкими высказываниями, риск развязывания новой войны увеличивается.

В любом случае назначение на пост советника такой жесткой фигуры означает, что Дональд Трамп готов к более агрессивной внешней политике. Очевидно, что при участии Болтона США в ближайшие несколько месяцев примут ключевые решения по Ирану и Северной Корее.

По материалам: The Conversation
Перевод Даниила Непочатова