Площадь поражения. Когда борьба с коррупцией становится политическим вопросом

Фото: Skynews / Оxygenemag.com
Фото: Skynews / Оxygenemag.com

Новости, которые последние пару лет периодически поступают из Румынии, одного плана: на центральной площади Бухареста собрался многотысячный митинг с требованием отставки правительства. Повод: очередная попытка властей смягчить наказание за коррупцию

Последний раз акции протеста начались 10 августа: на площадь Победы в Бухаресте вышли около 80 тыс. человек, возмущенные инициативами правительства по внесению изменений в Уголовный кодекс. Предложенные поправки направлены на смягчение антикоррупционных законов. В частности, отбывающий тюремное наказание за коррупцию может получить условное освобождение после того, как отбыл половину срока, если он осужден менее чем на десять лет (сейчас такая норма действует для тех, кто отбыл 2/3 срока). Статья о наказании за служебную халатность изымается из Уголовного кодекса. А если обвиняемый возмещает ущерб, причиненный государству, наказание может быть вдвое меньше, чем предусматривает действующее законодательство.

Стоит отметить, что органы высшей исполнительной и законодательной власти Румынии с января 2017 года предпринимали попытки смягчить наказания за коррупцию. Как говорят, в связи с тем, что борьба с коррупцией в стране стала носить преимущественно политический характер.

Мест нет

В 2010–2017 годах в Румынии было вынесено 4720 приговоров по обвинению в коррупции. В числе осужденных оказались высокопоставленные военные, бывшие министры и члены парламента. К началу местных выборов 2016 года обвинения в коррупции были предъявлены более чем половине председателей жудецких советов (жудец – уезд, административно-территориальная единица Румынии первого уровня. – Фокус), а также многочисленным мэрам и всем главам парламентских партий.

В 2010–2017 годах в Румынии было вынесено 4720 приговоров по обвинению в коррупции, в числе осужденных – бывшие министры и члены парламента

Маховик борьбы с коррупционерами начал сбавлять обороты вскоре после победы Социал-демократической партии (СДП) на парламентских выборах осенью 2016 года. В январе 2017-го новое правительство предложило изменения в антикоррупционное законодательство. Мотивируя свою инициативу, в частности, переполненностью тюрем.

Однако предложение разгрузить места лишения свободы не встретило энтузиазма среди рядовых граждан, ответивших на публикацию проектов постановлений правительства об амнистии и реформе Уголовного кодекса первыми акциями протеста, организованными посредством социальных сетей. Продлившиеся более трех недель митинги, собиравшие в Бухаресте на площади Победы в отдельные дни до 300 тыс. человек и проходившие во многих городах страны, завершились отставкой министра юстиции, а проекты по смягчению наказаний за коррупцию остались на бумаге.

Эффективный менеджмент

Такая рекордная численность осужденных коррупционеров имеет свою историю. Одним из условий вступления Румынии в Евросоюз было создание антикоррупционного агентства. Так в 2002 году было сформировано Национальное антикоррупционное управление (НАУ) (Direcţia Naţională Anticorupţie (DNA). – Фокус), которое с момента создания неоднократно меняло название. Два года спустя Румыния присоединилась к ЕС.

В сферу внимания НАУ попадают коррупционные деяния, которые нанесли ущерб государственному бюджету на более чем 200 тыс. евро или если объектом преступления является имущество или сумма денег в размере более 10 тыс. евро.

Поворотной точкой в деятельности агентства стало назначение главным прокурором НАУ Лауры Кодруцы Ковеши, которая до вступления в должность была единственным генеральным прокурором Румынии, отбывшим свой шестилетний мандат от начала до конца (2006–2012).

С 2010 по 2015 год Верховный суд Румынии одобрил более четырех тысяч запросов на прослушивание высших должностных лиц

В период с 2005 по 2014 год было выписано более четверти миллиона ордеров на прослушивание, при этом годовой показатель увеличился с 3849 в 2005 году до 44 759 в 2014-м. 99% из этих ордеров были одобрены судами. В 2015 году общее количество ордеров на прослушивание телефонных разговоров в Румынии, население которой составляет около 20 млн человек, было в шестнадцать раз больше, чем количество ордеров, выписанных Федеральным бюро расследований США в том же году.

В период с 2010 по 2015 год только Верховный суд одобрил более четырех тысяч запросов на прослушивание. А Верховный суд рассматривает исключительно запросы, касающиеся высших должностных лиц; каждый ордер дает право на прослушивание разговоров не менее трех человек, а в Румынии насчитывается немногим менее двух тысяч высших должностных лиц. Эти цифры свидетельствуют о том, что все члены правительства, депутаты парламента и представители высших органов судебной власти как минимум один раз были объектом прослушивания начиная с 2010 года.

К началу 2018 года в Румынии находились в тюремном заключении 18 бывших министров и бывший премьер, кроме того, обвинения в коррупции были выдвинуты действующему премьер-министру.

Былые заслуги

Cледует отметить, что Ковеши получила назначение на должность при президенте Траяне Бэсеску, возглавлявшем государство с 2004 года, когда Румыния стала членом ЕС, по 2014-й.

Объявив в начале своего правления коррупцию угрозой национальной безопасности, Бэсеску назначил одного из лидеров антикоррупционного движения Монику Маковей министром юстиции. Она, в свою очередь, поставила на должность генпрокурора Лауру Кодруцы Ковеши, а Даниэль Морар стал главным прокурором НАУ.

Ужесточение законодательства по борьбе с коррупцией во время пребывания Маковей в должности министра юстиции (2004–2007) стало заключительным компонентом реформы, что позволило добиться последовательности судебного преследования. В 2008 году НАУ начала выдвигать обвинения против высокопоставленных чиновников. Количество вердиктов сократилось после 2010 года, когда суды стали выносить обвинительные приговоры в более чем 90% дел.

В Румынии самые низкие расходы на душу населения на здравоохранение и образование в ЕС, но самые высокие – по содержанию спецслужб

Бэсеску открыто поощрял агентство в выборе цели во всех политических лагерях, включая людей из своего близкого окружения. Но только в конце его второго срока брат президента Мирча Бэсеску был арестован за взяточничество. А Елена Удря, бывшая начальником его избирательного штаба и занимавшая пост министра регионального развития и туризма с 2008 по 2012 год, бежала в Коста-Рику и в июне текущего года была заочно приговорена к шести годам тюремного заключения за коррупцию.

Бэсеску пережил две попытки импичмента, сумел защитить двух государственных обвинителей от увольнения, в течение десяти лет налагал вето на предложения, направленные на ограничение антикоррупционного законодательства.

Уже по окончании второго срока президентских полномочий Бэсеску заявил, что не смог бы одолеть румынских олигархов без секретных служб, но он так и не успел поставить их деятельность под жесткий гражданский контроль. Устаревший закон о национальной безопасности, действующий с 1991 года, предоставляет широкие экономические полномочия спецслужбам. К ним в том числе относится право иметь компании, которые среди прочего могут субсидировать средства массовой информации (парламентский комитет имеет доказательства, свидетельствующие о том, что многие лидеры общественного мнения, телевизионные программы и веб-сайты финансируются секретными службами).

При этом в Румынии самые низкие расходы на душу населения на здравоохранение и образование в Евросоюзе, но самые высокие – по содержанию спецслужб. Редкие и робкие попытки правительства лишить привилегий действующих и бывших силовиков не возымели результата. Они получают специальные пенсии, которые пробивают огромную дыру в государственном бюджете. В среднем пенсионер румынской контрразведки получает более 1000 евро в месяц – сравните со средним показателем по стране: чуть больше 200 евро. Многие получатели таких пенсий начинали свою карьеру в бывшей "секуритате" времен Чаушеску. В августе 2017 года правительство наконец ограничило специальные пенсии, но эта мера не применяется к тем, кому она уже назначена.

Румынская cлужба информации (РСИ) (Serviciul Român de Informații (SRI) – главная спецслужба, действующая на территории Румынии. Организует и выполняет действия по сбору, подтверждению и обработке информации, необходимой для обнаружения, предотвращения и противостояния действиям, угрожающим национальной безопасности страны. В сферу ее обязанностей входит антитеррористическая деятельность, равно как и решение проблем, связанных с защитой секретных данных в областях, определяемых законом о защите секретных данных. РСИ использует все необходимые технические средства для того, чтобы получать такую информацию. Собственно, ее силами и проводилось до последнего времени массовое прослушивание чиновников и политиков.

Замкнутый цикл

Получая на протяжении многих лет информацию о коррупции среди политиков всего политического спектра, румынские граждане, как свидетельствует целый ряд опросов общественного мнения, уверены, что страна движется в неправильном направлении: 75% взрослого населения придерживаются этой точки зрения. Проблемы коррупции и борьбы с коррупцией стали предметом политических манипуляций. Уголовное преследование и тюремное наказание многочисленных высокопоставленных чиновников не избавили Румынию от коррупции, но способствовали распространению популистской ярости против всего политического класса. Это привело к постоянным уличным протестам и снижению явки избирателей, которая на парламентских выборах 2016 года составила менее 40%.

75% румынских граждан уверены, что страна движется в неправильном направлении

Хотя румынская судебная система совершила настоящий подвиг, она не смогла за десять лет борьбы превратить коррупцию из нормы в исключение без существенных регуляторных и административных реформ. Сама судебная система не была должным образом реформирована за этот период времени, не говоря уже об остальных сферах государственного устройства. Румыны являются основными подателями новых судебных исков в Европейский суд по правам человека, в котором находится более десяти тысячи дел из Румынии (15,7% от общего числа незавершенных процессов). Этот пример показывает, как функционирует судебная система в стране, в которой отсутствует дополнительное внимание и ресурсы, которые без остатка брошены на борьбу с коррупцией.

Политический крен

Коррупция и антикоррупционная деятельность отразились на политической стабильности. Кроме смены власти, происходившей в результате очередных выборов, Румыния пережила два референдума по импичменту президента (в 2007 и 2012 годах); дважды под давлением улицы менялось правительство (в 2012 и 2015 годах); дважды – состав правительства из-за смены коалиции в течение парламентского срока (2007 и 2012 годы).

Политическая нестабильность стала причиной неэффективности правительства. С 2007 года в Румынии несколько раз менялся министр образования, министр финансов менялся 14 раз, а три бывших министра финансов оказались в тюрьме. За последние десять лет средний срок полномочий директора департамента в Министерстве финансов составляет три месяца.

При этом в Румынии отсутствует "скамейка запасных" из числа профессиональных бюрократов, способных обеспечить непрерывность осуществления менеджерских функций. К тому же частые политически мотивированные назначения и увольнения проводятся в обход законодательства о государственной службе, что также приводит к судебным процессам и выплате компенсации.

С 2007 года в Румынии 14 раз менялся министр финансов, а три бывших руководителя ведомства оказались в тюрьме

Но нет игроков, выходящих на замену, и в политике. Новых партий, новых популярных политических лидеров в Румынии не появилось. На местных выборах 2016 года выведенные из игры обвинениями в коррупции влиятельные лица вместо себя обеспечивали депутатскими мандатами партийных функционеров низшего ранга, членов семей и персональных водителей. Логичным в таком контексте выглядит успех победителя президентских выборов 2014 года председателя Национал-либеральной партии Клауса Иоханниса, имеющего немецкое происхождение и получившего массовую поддержку румын, проживающих за рубежом (с 2004 года Румынию покинуло 3 млн человек в поисках лучшей жизни) и внесших решающий вклад в его победу.

Здесь следует вспомнить, что последняя по времени массовая акция протеста, в ходе которой от чрезмерного применения силы жандармерией пострадали более 400 человек, была организована румынской диаспорой, и в ней активно участвовали румыны, специально приехавшие из-за рубежа.

Клаус Йоханнис осудил жестокость жандармов по отношению к участникам антиправительственного протеста в центре Бухареста. "В подлинной демократии каждый человек имеет право на протест, но насилие неприемлемо независимо от политических взглядов. Я решительно осуждаю жестокое вмешательство жандармерии, совершенно несоразмерное с демонстрациями большинства людей на площади Победы".

Напомним, что августовские митинги проходили под лозунгами с требованиями отставки правительства и с осуждением попыток СДП контролировать судебную систему и смягчить наказания за коррупционные преступления.

Кроме того, что за последними акциями протеста может стоять Йоханнис, имеющий поддержку румынской диаспоры, наблюдатели всерьез рассматривают политические перспективы Ковеши. В июле 2018 года президент Румынии подписал указ о ее отставке с должности главного прокурора НАУ – этого добивалась правящая СПД, сумевшая соблюсти все процедуры для ее увольнения и не оставившая выбора Йоханнису. Станет ли Ковеши самостоятельной политической фигурой или партнером Йоханниса, который поддерживал ее как мог, пока говорить преждевременно. Но ясно одно: борьба с коррупцией в Румынии остается инструментом борьбы за власть, который грозит стране полным безвластием из-за преобладания в обществе популистских настроений.