Не нефтью единой. Как сокращение запасов рыбы может спровоцировать международный военный конфликт

Фото: Foreign Policy, Quangpraha/Pixabay, Ghost Presenter, Tom Fisk, Min An / Pexels
Фото: Foreign Policy, Quangpraha/Pixabay, Ghost Presenter, Tom Fisk, Min An / Pexels

По мере роста мирового населения борьба за обеспечение его пропитания будет становиться все более острой. Может ли рыбный промысел стать причиной вооруженного конфликта международного масштаба, рассказывается в материале Foreign Policy

Люди всегда зависели от моря. Сколько существуют рыбаки, столько длятся раздоры вокруг их промысла. И хотя это может казаться анахронизмом, растет вероятность того, что пререкания по поводу прав на рыбную ловлю могут перерасти в серьезный вооруженный конфликт.

Возврат конкуренции великих держав подлил масла в огонь. Последние 17 лет Вашингтон был сосредоточен на борьбе с терроризмом, а также возобновил интерес к разработке передовых средств для подготовки к столкновению великих держав. В результате такой прозаичный, но вполне вероятный источник конфликта, как еда, остался без должного внимания.

Белковая диета

Во всем мире растут доходы, а с ними и спрос на продукты питания, особенно на белок. По оценкам ООН, в период между серединой 2017 и 2050 годами количество людей на Земле вырастет на 29%, с 7,6 до 9,8 млрд человек.

Большая часть прироста населения будет происходить в Азии, Африке и Латинской Америке — районах, где миллионы людей недавно выбрались из глубокой бедности и доросли до среднего класса. А часть образа жизни среднего класса — это соответствующая диета, включающая гораздо больше белка, чем у бедных людей. В результате этого сдвига глобальный спрос на протеин опережает рост населения, увеличиваясь на 32-78%, по некоторым оценкам.

Fullscreen

Каждый год в мире вылавливается свыше 90 млн тонн морепродуктов, но в будущем предложение начнет отставать от спроса

Для удовлетворения этого спроса может потребоваться дополнительно 62-159 млн т белка в год. Чтобы сохранять политическую поддержку дома, лидеры должны обеспечивать доступ к высококачественной еде, являющейся частью образа жизни среднего класса.

Запасы дикой и фермерской рыбы будут отставать от потребности. Сегодня ежегодный глобальный вылов морепродуктов составляет 94 млн т. И во всем мире дикие популяции как мигрирующих рыб, например тунца, так и менее подвижных видов, вроде камбалы, подвергаются избыточному вылову.

Дефицит уже заставил китайский рыболовный флот продвигаться все дальше в поисках улова. В настоящее время прилагаются серьезные международные усилия по управлению диким промыслом в мире, но эта работу блокирует широко распространенный незаконный, незарегистрированный и нерегулируемый вылов рыбы (ННН-промысел).

Сегодня на него приходится от 20 до 50% глобального улова. Это наносит экономический, социальный и экологический ущерб некоторым из наиболее уязвимых групп населения в мире. Ведь чрезмерный промысел ведет к краху рыболовства, а бедные сельские общины, живущие за его счет, страдают от потери доходов и, в конечном счете, искажается их социальная структура. Классическим примером этого служат рыбаки Центральной Америки, переключающиеся на работу на наркокартели или браконьерство, продолжая цикл насилия и экологического ущерба.

Семена конфликта

Политические лидеры растущих держав будут испытывать огромное давление, чтобы обеспечить ресурсы, которых требуют их граждане, даже если это означает нарушение международных норм и правил. Это давление может сеять семена потенциального конфликта двумя различными способами.

Требования граждан по обеспечению питания могут подтолкнуть государства к нарушению международных норм и правил

Во-первых, рыболовные флоты некоторых государств будут вести себя слишком самоуверенно, осуществляя вылов в спорных водах. Во-вторых, на незаконный промысел, вызванный взрывным ростом внутреннего спроса и сокращающимся предложением, Америка или ее союзники ответят все более агрессивным принуждением, что может быстро перерасти в реальный конфликт.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года (UNCLOS) — это основополагающий документ для всех морских территориальных претензий. Этот договор ратифицировали уже более 150 стран, но не США.

Согласно UNCLOS, государство имеет права на любые ресурсы, включая рыбу, исключительно в пределах 200 морских миль от исходной линии (линии наибольшего отлива) своих обитаемых наземных территорий. Такие районы называются исключительными экономическими зонами (ИЭЗ). Каждое государство отвечает за управление собственным промыслом в своей ИЭЗ.

Но за пределами этих исключительных зон регулирование рыболовства и деятельности в открытом море управляется более чем 20 международными и региональными органами, имеющими разнообразные мандаты и ресурсы. Исполнение осуществляется с помощью разрозненной сети агентств и коалиций по всему миру, специальных партнерств и двусторонних соглашений между странами. Похоже, эту структуру пора пересмотреть.

Рыбалка по-китайски

Есть десятки оспариваемых морских притязаний по всему миру, в том числе одно между Канадой и США относительно двух небольших островов у побережья Нью-Брансуика. В настоящее время наиболее значимыми из этих спорных вод являются Южно-Китайское и Восточно-Китайское моря, в отношении которых КНР имеет огромные претензии, сопровождающиеся рейсами военно-морских патрулей и кампанией по строительству островов.

Пекин надеется узаконить свои территориальные претензии, установив и расширив свое физическое присутствие в этих районах. Рыболовные суда служат идеальным способом создания этого присутствия — без провокации военного ответа, — поскольку они, как правило, являются неправительственными и, таким образом, дают стране происхождения некоторую возможность правдоподобного отрицания.

Fullscreen

Китай имеет самый большой в мире дальневодный рыболовный флот, состоящий из 2500 судов

Они также дешевле по сравнению с военными кораблями, более мобильны и масштабируемы, чем стационарные сооружения, например нефтяные платформы (не говоря уже об искусственных островах).

В течение многих лет Поднебесная субсидировала и предоставляла вооруженный эскорт для набегов своего рыболовного флота в соседские ИЭЗ и настойчиво применяла китайский закон о некитайских рыбаках, действующих в оспариваемых водах. С 1990-х годов Китай в одностороннем порядке объявлял большие регионы Южно-Китайского моря закрытыми для рыбаков в течение нескольких месяцев. Эти действия обеспечиваются вооруженными судами береговой охраны КНР, участвовавшими в ряде насильственных столкновений с иностранными рыбаками.

Столь жесткий подход был бы относительно незаметен, если бы закрываемая территория была фактически признана китайской. В этом случае, однако, Китай действует в международных водах или в ИЭЗ других стран. Ситуация примерно аналогична тому, как Служба охраны рыбных ресурсов и диких животных США использует смертельное оружие, чтобы воспрепятствовать канадским охотникам стрелять в самок оленя в несезон в Ванкувере.

Кроме того, похоже, корабли береговой охраны и ВМС Китая также активизировали эскорт рыболовных флотов под флагом страны. Особенно когда они выходят на рыболовные угодья вокруг спорного архипелага в Восточно-Китайском море, известного как Сенкаку в Японии и Дяоюйдао в Китае.

Береговая охрана Японии в ответ увеличила свое присутствие в этом регионе. Если корабль береговой охраны или ВМС Китая выстрелит по судну береговой охраны Японии, предположительно в защиту китайского рыболовного флота, японцы, скорее всего, ответят, и обе стороны могут легко развить конфликт.

Тройное "Н"

Есть и другие способы, которыми рыба может спровоцировать войну. Репрессии в отношении незаконного и нерегулируемого рыбного промысла грозят перерастанием в насилие.

В настоящее время Китай потребляет треть мирового рыбного улова. Тамошние чиновники ясно дали понять: удовлетворение ожиданий их все более богатого населения является ключом к сохранению политической стабильности и, следовательно, основным интересом национальной безопасности.

Fullscreen

Вьетнам, имеющий более чем 40-летнюю историю столкновений с Китаем из-за споров в Южно-Китайском море, критикует морские претензии соседа

Однако, несмотря на участие Китая в международных органах, занимающихся совершенствованием регулирования рыболовства и морского управления, таких как ВТО (Всемирная торговая организация) и ИМО (Международная морская организация), по оценкам международной экологической организации "Гринпис", Китай имеет самый большой в мире дальневодный рыболовный флот. Он включает более чем 2500 судов и обвиняется в ННН-деятельности промышленного масштаба в таких удаленных водах, как побережье Сенегала и Аргентины, где Китай вообще не может предъявлять территориальные претензии.

Случаи, сопровождающиеся соблюдением прав на рыболовство, также могут привести к возникновению насильственных конфликтов. Рассмотрим гипотетический, но правдоподобный пример. Президент Венесуэлы Николас Мадуро продает Китаю права на рыбную ловлю в морских просторах своего государства (как это сделали другие обедневшие страны), чтобы покрыть часть огромного долга Венесуэлы, составляющего $60 млрд. Тогда у Китай получает юридические претензии на воды Венесуэлы, некоторые из которых могут быть оспорены, учитывая историю конфликтов Венесуэлы с Гайаной и Колумбией.

Если Пекин продолжит расширять практику сопровождения своего рыболовного флота вооруженными судами береговой охраны, вероятность насильственных столкновений будет расти, равно как и риск того, что вмешаются США.

А если не хватит?

Будущий дефицит ресурсов также может спровоцировать конфликт, связанный с рыбой. Если глобальные рыбные запасы исчерпаются примерно в 2050 году, как показывают нынешние тенденции, национальные правительства будут испытывать сильное давление, чтобы обеспечить регулярное снабжение продовольствием своего населения. Это может привести к тому, что более сильные государства попытаются захватить ресурсы более мелких или уязвимых соседей.

Будущий дефицит морепродуктов может побудить более сильные государства к захвату ресурсов более мелких соседей

Россия и США также способны предъявить друг другу претензии на воды, разделяющие Аляску и Сибирь. Береговая охрана США ведет патрулирование в Беринговом море с 1867-го, года покупки Аляски. В 1990 году госсекретарь США Джеймс Бейкер и министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварднадзе подписали соглашение о создании морской границы между СССР и США. Сенат США ратифицировал соглашение, но ни руководители рушащегося Советского Союза, ни их русские преемники не сделали этого.

По мере увеличения проблем с рыболовством российские лидеры могут решить, что настало время оспорить фактическую границу. Открытие Арктики в сочетании со значительно более крупным арктическим флотом и инфраструктурой России позволило бы Москве бросить серьезный вызов американскому контролю над одним из своих богатых рыбных промыслов.

Переполненный и голодный мир означает реальную возможность битв за ресурсы. Первоначальные стычки будут происходить между относительно небольшими кораблями в пределах видимости друг от друга. Но каким бы скромным ни было это начало, возникающие в мире конфликты из-за рыбы могут перерасти в затяжные, истощающие ресурсы споры.

По материалам Foreign Policy