Все для человека. Вице-мэр нидерландского Эйндховена — о том, как дизайн экономит бюджет и что следует считать истинным развитием города

Фото: Лилия Витер, Getty Images
Фото: Лилия Витер, Getty Images

Вице-мэр нидерландского Эйндховена Мэри-Энн Шреурс рассказала Фокусу о том, почему дизайнерские решения выгодны городскому бюджету и как сделать город комфортным для всех его жителей

Related video

Эйндховен — город дизайна и технологий, который в прошлом был одним из индустриальных центров Голландии. Раньше здесь базировалась компания Philips, производя лампы и электронику. В конце 1990-х корпорация перенесла производство за рубеж, а штаб-квартиру — в Амстердам. Так Эйндховен лишился градообразующего предприятия.

Местные власти не позволили городу прийти в упадок, резко изменив его идентичность. Ставку сделали на дизайн и технологии, и теперь Эйндховен знаменит крупными проектами и вузами: Голландской неделей дизайна, Академией дизайна, Университетом технологий, которые привлекают гостей со всей Европы. Вдобавок в Эйндховене с помощью дизайна развивают городскую среду, именно этим занимается Мэри-Энн Шреурс.

Приехав в Киев на лекцию в рамках проекта "Креативные лидеры о дизайне и инновациях", она встретилась с корреспондентом Фокуса и рассказала о том, как мэрия Эйндховена разрабатывает дизайн вместе с горожанами, а также поделилась своими впечатлениями об украинской столице.

КТО ОНА

Голландский политик, член Демократической партии D66. В 1994–2002-х и 2006–2010-х годах была членом городского совета Эйндховена. В 2002–2006 годах работала в мэрии, отвечала за городское планирование и инфраструктуру

ПОЧЕМУ ОНА

С 2014-го до средины 2018 года была вице-мэром Эйндховена, курирующим вопросы дизайна, инноваций, культуры и устойчивого развития

Трансформация города

Дизайн нужен, чтобы предметы работали на людей. Именно поэтому я взялась за вопросы инноваций. Это было почти 20 лет назад. Меня попросили стать адвокатом дизайна, и я сказала: "В моем городе ничего не будет делаться без него, ведь Эйндховен предназначен для горожан".

Истинное развитие города состоит в том, чтобы его пространство было доступным для всех жителей. Так было в Средневековье: леса принадлежали всем, каждый мог пойти охотиться на оленя или медведя. Сейчас очень многие земельные участки находятся в частной собственности, мы пытаемся вернуть их людям: проводим переговоры с владельцами, чтобы они открыли доступ на свои территории, сделали их общественными. Конечно, не все на это соглашаются.

До 1920-х годов Эйндховен был очень маленьким. В начале XX века компания Philips построила фабрики, город значительно разросся. С переносом производства за рубеж у нас оказалось много пространств в центре, которые нужно обустраивать, особенно вокруг железнодорожной станции. Отличительной чертой Эйндховена является то, что в центре очень широкие улицы, практически хайвэй. Нам он не нужен, поэтому мы сужаем дороги, а на освободившиеся места высаживаем деревья.

Cчитаю, что автомобили в городе должны вести себя как гости, иначе они заполонят все пространство. Еще мы возвращаем к жизни старые здания. Люди могут открывать в них свои заведения — кафе или что-то еще, при этом они платят только за коммунальные услуги.

Мне интереснее всего внедрять новшества в градостроительство и планировать его вместе с горожанами — такими, как вы и я. Как можно создать публичное пространство, чтобы оно принадлежало всем? Если город построен для людей, там должны быть места для прогулок, катания на велосипеде. После того как такие пространства создаются, местные органы власти уже не могут указывать, что там можно делать, а что нельзя, их задача — дать людям возможность жить полноценной жизнью. Требуется вмешательство дизайнеров в процесс: они должны провести исследование и определить, как будет использоваться пространство, что случится, если в него кто-то или что-то вторгнется.

Fullscreen

Работа с прошлым. Промышленное наследие Эйндховена – широкие автострады и много свободного пространства в центре, которое заполняют жилыми домами и инфраструктурой для горожан

Если оставить некое пространство просто открытым, какие-то группы людей его присвоят, а ведь задача мэрии — сделать его полезным и комфортным для всех. Приведу пример. Перед мэрией Эйндховена есть большая площадь, там обычно катаются на бордах. Часть горожан считала, что молодые люди своими трюками разрушают скамейки. На самом же деле скейтеры никому не мешали, но восприятие площади было негативным. Нам нужно было как-то это исправить. В мэрии голоса разделились: одни считали, что следует привлечь полицию, чтобы контролировать молодежь, другие предложили изменить пространство этого места. Мы поступили так: поставили специальные конструкции, чтобы на них скейтеры выполняли трюки. В итоге на площади появилось еще больше молодых людей, в том числе на велосипедах, и отношение к ней изменилось, там стало больше радости и веселья.

Дизайн для всех

Когда я начала работать в мэрии, сразу же столкнулась с социальной проблемой: население стареет. Заботу и уход за пожилыми людьми нужно организовывать особым образом, чтобы обеспечить им достойное качество жизни. Мы сотрудничаем с центрами по уходу и при необходимости обеспечиваем их специальными аппаратами. Если, к примеру, пожилые люди живут далеко от магазина и по каким-либо причинам не могут принять доставку на дом, мы организовываем продуктовые рынки в шаговой доступности, где наши фермеры продают свою продукцию, а потом вместе с жителями района готовят различные блюда и едят их. Так этот рынок становится не просто коммерческим предприятием, но местом, где общество объединяется.

У нас был проект по созданию скамеек, который мы обсуждали с людьми преклонного возраста. Оказалось, что для них лавочки должны быть выше — чем старше человек, тем ему труднее делать низкие приседания. Городские скамейки старого образца делались с расчетом на высокого молодого мужчину. Сейчас наш дизайнер проектирует скамейки с наклонным сиденьем: там, где оно выше, могут присесть пожилые люди, а на нижнем краю — молодые и невысокие. И это лишь один пример того, что можно сделать с привычными предметами публичного пространства. В Эйндховене есть Университет технологий, на его лестнице слишком широкие ступени, и чтобы перешагнуть ступеньку, невысокому человеку приходится либо делать два коротких шага, либо один слишком длинный. Опять-таки, эта лестница была разработана для высоких мужчин.

"Предсказать, какими будут города в будущем, невозможно. Единственное, что мы можем сделать, — быть внимательными к уже имеющимся ресурсам и улучшать их"

Дизайн экономит городской бюджет. Так случилось с больницей, спроектированной компанией Philips Design, ее сделали комфортной для работников и, главное, для пациентов. Когда вы приходите в клинику, чаще всего не знаете, куда идти. Поэтому дизайнеры провели исследование, узнали, какие игрушки дети любят больше всего. Исходя из ответов, создали маршруты, на которых поставили игрушки, чтобы дети могли развлекаться по пути. Также в этой больнице малышам давали поиграть с безопасными медицинскими инструментами.

Дизайнерское решение оказалось выгодным. Когда дети играют в доктора и не боятся, у врачей высвобождается время, они могут принять больше людей. Если пациенты чувствуют себя комфортно в больнице, уровень стресса у них снижается, они проводят меньше времени в стационаре, соответственно нагрузка на бюджет уменьшается. Для меня в этом заключается реальная перспектива дизайна. Дизайнеры способны создавать такие формы, структуры и возможности, которые позволяют людям эффективно работать вместе. Это значит, что государственные и местные органы власти нуждаются в дизайн-подходе.

Дом для горожан

Киев — город на холмах, и это делает ваши публичные пространства очень интересными. Здесь много зелени, есть места для прогулок. Мне кажется, горожанам тут хорошо. Но, конечно, есть проблема денег: если вы захотите трансформировать город, их понадобится много.

Заработать средства реально. В центре Эйндховена мы строим жилые дома, высота которых чуть выше нормы, а вырученные от продажи квартир деньги тратим на развитие публичных пространств. В итоге все в выигрыше: есть и жилье, и инфраструктура, и комфортное пространство для отдыха. Но развитие города зависит от его истории. Если у вас старый средневековый центр, никто, конечно, не должен строить там высотки.

Я видела лишь малую часть Киева, но мне понравилось, как люди работают в городском пространстве. Это, например, многочисленные продавцы мороженого или кофе. Поощряйте их! Они делают город домом для горожан. Публичное пространство должно принадлежать всем и быть комфортным. К примеру, рестораны могут делать террасы так, чтобы не занимать весь тротуар. Я была на Тайване, там владельцы квартир или других помещений на первых этажах должны обустраивать и свой отрезок тротуара. По моему мнению, это не очень хорошая идея, но там я увидела, как владельцы магазинчиков расширяют их площадь с помощью пластиковых навесов. Их поднимают над улицей, создавая подобие террасы, а горожане могут пройти по тротуару. Я не призываю копировать Тайвань, у вас разные культуры, но вы можете поэкспериментировать и понять, какое решение сработает в Киеве.

Fullscreen

Неделя прекрасного. Главное дизайн-событие Эйндховена, Dutch Design Week, каждый год привлекает множество посетителей — в 2017-м было 335 тыс. гостей из-за рубежа

Столетняя перспектива

В наше время уже нельзя развивать города в модернистском ключе, как это делалось сто лет назад. Разделение городского пространства на деловой центр и спальные районы больше неактуально. Ведь уже существуют пространства нового, универсального типа, где можно и работать, и жить, и развлекаться. В Токио, одном из самых больших городов мира, есть транспортное кольцо в центре, там находятся конечные остановки железнодорожного сообщения. Этот вид транспорта в Токио является частным, и владельцы компаний на каждой конечной станции построили многофункциональные здания, совмещающие офисы, отели, магазины и кафе. Таким образом, человек может сделать в одном месте все свои дела и уехать домой в пригород. Считаю, что развитие должно быть мультикультурным и многофункциональным, это позволит населенным пунктам расцветать.

Мы в Эйндховене работаем над световой инфраструктурой. Интересно, что освещение объединяет людей: оно активно и меняет окружающую среду. Обычно города работают только на дневную жизнь, предполагалось, что ночью люди спят или иногда гуляют, поэтому все, что власти делают для ночной жизни, это освещение. Мы решили исследовать, что реально происходит вечером и ночью в городе, и создать инфраструктуру для этой активности горожан.

Будущее городов — не в технологиях, а в жизни. Некоторые вещи сделать легко, например, чтобы адаптировать город к климату, нужно знать, какой у вас тип почвы, как обстоят дела с водоснабжением и озеленением. Если вы тщательно исследуете эти вопросы, то примете такое решение, которое будет работать в следующие 100 лет. Гораздо труднее трансформировать город так, чтобы он отвечал нуждам, которые возникнут в будущем. Если говорить об архитектуре, то я считаю, что круглые формы и прозрачность помогут нам — здания такого типа легче перепланировать, причем по нескольку раз, если это необходимо. Трудность в том, что конструкции-трансформеры дорого обходятся.

Предсказать, какими будут города в будущем, невозможно. Единственное, что мы можем сделать, — быть внимательными к уже имеющимся ресурсам и улучшать их. Вот в Амстердаме много каналов, дома, построенные на берегах столетия назад, очень узкие, с большими окнами, их первые этажи очень высокие, что дает возможность использовать эти здания в будущем при подъеме уровня воды. Часто решение уже есть, оно у нас под носом, нужно только увидеть его.