Санкции подождут. Почему американский Конгресс заигрывает с Кремлем
Конгресс США отложил голосование за законопроект о новых санкциях против Российской Федерации до весны 2019 года. Фокус разбирался, по какой причине это делается и в чьих интересах ведется большая политическая игра
Ожидалось, что в ноябре США примут новый пакет санкций в отношении нефтяного сектора и суверенного долга России, в соответствии с Актом о ликвидации химического и биологического оружия 1991 года. Этот закон дает правовые основания вводить санкции в отношении правительств, применяющих химическое и биологическое оружие против собственных граждан. Изначально он был принят по инициативе администрации президента Джорджа Буша-старшего ради сдерживания программы по разработке оружия массового поражения Ирака и КНДР, но из-за последних событий его нормы применимы к России. Сотрудники Главного разведывательного управления РФ подозреваются правительством Великобритании в отравлении нервнопаралитическим веществом "Новичок" двух российских граждан: бывшего разведчика Сергея Скрипаля и его дочери Юлии в английском городе Солсбери в марте 2018 года.
Первый пакет санкций, согласно данному закону, США ввели против России в августе, в знак солидарности с Великобританией – ближайшим американским союзником в Европе. Американским компаниям было запрещено получать лицензии на экспорт высокотехнологичной продукции в РФ, включая газовые турбины, интегральные схемы, различную электронику, в том числе контрольно-поверочную аппаратуру – все, что может использоваться в аэрокосмической, оборонной и ядерной промышленности. Согласно Акту о ликвидации химического и биологического оружия, если в течение трех месяцев правительство России не предоставит веских доказательств отсутствия химического оружия на своей территории и мощностей по его производству, то США имеют право ввести второй пакет более жестких санкций, включая снижение уровня дипломатических отношений, запрет авиакомпании "Аэрофлот" осуществлять рейсы в США, ограничение торговли.
Хотя в данном случае Кремль попал под обвинение не из-за агрессии против Украины, Киев не скрывает своего прямого интереса в расширении списка санкций против РФ
Хотя в данном случае Кремль попал под обвинение не из-за агрессии против Украины, Киев не скрывает своего прямого интереса в расширении списка ограничительных мер в отношении РФ. "Мы будем работать, чтобы не только расширять чисто арифметически эти санкции, увеличивать число компаний, а чтобы эти санкции системно влияли на Россию", – заявил министр иностранных дел Павел Климкин в августе по поводу новых санкций Запада против России.
В Новый год со старыми санкциями
Украина с нетерпением ждет введения новых санкций против России со стороны США до конца текущего года. В центре внимания Конгресса -- нефтегазовая отрасль, которая является наиболее доходной в России. Ограничение объема закупок российской нефти может усугубить экономическое положение РФ, которая стала объектом санкций из-за оккупации части территории Донбасса и аннексии Крыма. Россия не является крупным поставщиком нефти в США (384 тыс. баррелей в сутки), но остается ведущим игроком на нефтяном рынке Европы, имея долю около 30%. Несмотря на то, что в последнее время европейцы стали покупать меньше российской нефти Urals из-за более низкого качества по сравнению с персидским аналогом, восстановление санкций против нефтяного сектора Ирана может возродить интерес покупателей к российскому сырью.
Казалось бы, сейчас самое время ввести новые санкции против России, которая не допустила в течение трех последних месяцев экспертов из Организации по запрету химического оружия на свои предприятия химической промышленности, прежде всего в Государственный институт технологии органического синтеза в Шиханах, где, по словам химика Владимира Углева, разрабатывалось вещество "Новичок".
Напомним, что в августе американские сенаторы Линдси Грэм и Боб Менендез разработали законопроект о санкциях против РФ, который предусматривает запрет на импорт нефти, урана, передачу американских технологий, операции с суверенным долгом и ценными бумагами. Тем не менее американские законодатели откладывают этот вопрос до 2019 года. Сенатор-республиканец Джон Корнин полагает, что Конгресс из-за дефицита времени не в состоянии до конца года заниматься и законопроектом о санкциях, и внутренними вопросами, а сидеть на работе в дни рождественских праздников никто не хочет.
Восстановление санкций против нефтяного сектора Ирана может возродить интерес европейских покупателей к российской нефти
В ближайшие недели американские законодатели будут заниматься вопросами госрасходов, судебной системы, фермерства, а с 17 декабря уйдут на рождественские каникулы. Вопрос санкций откладывается также и потому, что новоизбранные на промежуточных выборах конгрессмены и сенаторы смогут официально приступить к своим обязанностям с 1 января 2019 года, а для того, чтобы принять законопроект, за него должны проголосовать 2/3 членов обеих палат Конгресса. К слову, в начале ноября Конгресс отложил голосование по законопроекту о новых антироссийских санкциях из-за суеты вокруг промежуточных выборов. Хотя можно допустить, что у американских законодателей есть свои причины не спешить ужесточать давление на Россию.
Бизнесу нужно время
Конгресс США не вводит антироссийские санкции, поскольку американским бизнесменам нужно время, чтобы уладить свои дела с российскими партнерами и минимизировать убытки. Консалтинговая фирма FGE уже предупредила своих клиентов о том, что санкции могут наложить запрет на импорт любых российских товаров и под угрозой находятся поставки российской нефти и нефтепродуктов в США. В 2017 году Россия заняла шестое место среди поставщиков нефти в США, а сумма контрактов составила $7 млрд. В залоге компании "Роснефть" находятся три нефтеперерабатывающих завода, девять трубопроводов и 48 терминалов фирмы Citgo на территории США, которые сейчас принадлежат венесуэльской компании PDVSA.
В июле 2018 года против санкций в отношении нефтяного сектора России выступили американские нефтяные компании, которые работают на территории РФ. Exxon Mobil добывает нефть с месторождения Чайво с 2005 года и развивает нефтегазовое предприятие "Сахалин-1". Chevron имеет 15% акций в нефтепроводе Тенгиз-Новороссийск. Техасская нефтесервисная компания Halliburton работает на российском рынке с 1991 года: предоставляет услуги компаниям "Газпром", "Газпром нефть", "Лукойл", "Роснефть", имеет ремонтные базы в Нижневартовске, Усинске, Новом Уренгое, Ноябрьске, Нефтеюганске, Пойково, Тюмени, Бузулуке, Сахалине.
С начала 90-х годов поставки низкообогащенного урана из России покрывают 40% потребностей ядерной энергетики США
Новые санкции могут ввести ограничения на импорт урана из России. Это отвечает интересам американских производителей урана Ur-Energy и Energy Fuels, которые в январе обращались с подобной просьбой в министерство торговли США. С начала 90-х годов поставки низкообогащенного урана из России покрывают 40% потребностей ядерной энергетики США. Тем не менее американским предприятиям нужно время на то, чтобы досрочно закрыть существующие контракты с российской стороной и переориентироваться на американское сырье. На сегодняшний день у российской компании Tenex заключено 25 контрактов на поставку урана с 19 американскими компаниями до 2028 года.
Соединенные Штаты не спешат вводить санкции против суверенного долга России. Министерство финансов США пришло к выводу, что новые санкции могут нанести ущерб не только российской экономике, но и американским бизнесменам. Рынок госдолга РФ тесно связан с американскими инвесторами, а запрет на операции с облигациями федерального займа (ОФЗ), евробондами и деривативами в России может послужить препятствием для конкурентоспособности крупных компаний США по управлению активами. Инвестор долговых рынков страховой компании Allianz Шахзад Хасан сомневается, что США введут санкции в отношении суверенного долга РФ, которые коснутся управляющих компаний и физических лиц. Менеджер группы по управлению активами GAM Пол Макнамара считает, что санкции могут привести к падению долговой стоимости ценных бумаг. С начала 2018 года иностранные кредиторы вывели $7,5 млрд с рынка суверенного долга РФ.
Дипломатический ход
США решили не вводить новые санкции против России в канун грядущего саммита "Большой двадцатки" в Буэнос-Айресе 30 ноября, на полях которого президент США Дональд Трамп и его российский коллега Владимир Путин планируют провести переговоры тет-а-тет. Это дипломатический ход, рассчитанный на то, чтобы расположить хозяина Кремля к аудиенции и не создавать новых проблемных моментов в двусторонних отношениях. Откладывая санкции на 2019 год вопреки процедуре, предусмотренной Актом о ликвидации химического и биологического оружия 1991 года, администрация Трампа делает одолжение российским властям, давая понять, что Белый дом не по своей воле оказывает давление на Россию, но вынужден так поступать в случае новых провокаций. Трамп может использовать угрозу введения новых санкций против России как рычаг давления и шантажа Путина во время встречи.
Законопроект Грэма-Менендеза не пользуется популярностью в американских деловых кругах, поэтому республиканцам и демократам нужны свежие аргументы
Конгресс занял выжидательную позицию. Американские законодатели будут наблюдать за тем, как Путин поведет себя на предстоящих переговорах, согласится ли пойти на уступки по украинскому вопросу, сможет ли доказать отсутствие химического оружия в России и невмешательство в избирательную кампанию США 2016 года. Если его ответы покажутся неубедительными, то России не избежать новых санкций. В Конгрессе понимают, что законопроект Грэма-Менендеза не пользуется популярностью в американских деловых кругах, поэтому республиканцам и демократам нужен свежий аргумент для одобрения непопулярной меры. Несговорчивость, наглая ложь и провокационные заявления Путина на переговорах с Трампом – это то, что им нужно.
Уровень риска
Маловероятно, что в Конгрессе США могут возникнуть серьезные разногласия по поводу ужесточения антироссийских санкций. И республиканцы, занимающие большинство мест в Сенате, и демократы, контролирующие Палату представителей, поддерживают действие антироссийских санкций до тех пор, пока Россия не изменит линию поведения и не прекратит агрессию в Украине, вмешательство во внутренние дела независимых стран. Однако не исключено, что голосование за законопроект о новых санкциях может затянуться из-за разногласий между новоизбранными конгрессменами-демократами и сенаторами-республиканцами по внутриполитическим вопросам.
Складывается впечатление, что по итогам последних промежуточных выборов в Палату представителей прошло достаточно много популистов из Демократической партии, которых волнуют защита прав мигрантов, женщин, сексуальных меньшинств, но не антироссийские санкции. Ильхан Омар, мусульманка сомалийского происхождения, из группы NAACP по защите прав афроамериканцев, выступает против миграционной политики Трампа, за всеобщую систему здравоохранения, бесплатное образование в колледжах. Американка палестинского происхождения Рашида Тлаиб придерживается таких же взглядов и позиционирует себя как поборница прав мусульман и мигрантов. Лесбиянка Шэрис Дэвис из индейского племени Хо-Чанк и организации женщин-политиков "Список Эмили" оппозиционно настроена по отношению к Трампу и выступает за ужесточение контроля над оборотом оружия. В то же время Кремль заинтересован в том, чтобы вопрос о санкциях исчез с повестки дня в Конгрессе, а основное внимание уделялось урегулированию внутриполитических разногласий.