Вьетнамский синдром. Как будут бороться за мир и деньги Трамп и Ким Чен Ын в Ханое
27-28 февраля в Ханое состоятся вторая за последние девять месяцев встреча лидеров США и КНДР. Фокус подводит итоги реализации договоренностей, достигнутых на саммите в Сингапуре в июне 2018 года, и дает свой прогноз на результаты саммита во вьетнамской столице
Ханой, где состоится встреча президента США Дональда Трампа и высшего руководителя КНДР Ким Чен Ына имеет свою историю, связанную с переговорами на высшем уровне. В декабре 1972 года во время войны во Вьетнаме, американские стратегические бомбардировщики сбросили на город порядка 20 тыс. тонн авиабомб в ответ на нежелание коммунистических властей участвовать в мирных переговорах в Париже. Эта акция принуждения к мирным переговорам, получившая название "рождественские бомбардировки", унесла жизни свыше 1,5 тыс. гражданских лиц, но так и не заставила руководство Северного Вьетнама прекратить акты агрессии в отношении Южного Вьетнама.
В ноябре 2000 года президент США Билл Клинтон стал первым хозяином Белого дома, который посетил вьетнамскую столицу впервые с момента окончания войны. В том же году Вашингтон и Ханой подписали торговое соглашение, которое существенно изменило характер двусторонних отношений и превратило бывших военно-политических противников в активных деловых партнеров.
Встреча лидеров США и КНДР проходит по инициативе Пхеньяна. В сентябре 2018 года Ким Чен Ын направил в Белый дом письмо с предложением провести второй саммит. В начале февраля 2019-го Трамп заявил, что специально не торопит Пхеньян с избавлением от ядерного оружия, поскольку американо-северокорейские отношения имеют положительную динамику. Так ли это на самом деле, и к каким последствиям может привести встреча в Ханое – вопрос остается открытым.
Эхо Сингапура
Трамп и Ким Чен Ын, безусловно, подведут итоги реализации договоренностей, достигнутых на прошлогоднем саммите в Сингапуре. В июне прошлого года они подписали декларацию, в которой обозначены приоритеты для нормализации двусторонних отношений. Договоренности имели достаточно расплывчатый характер и никакого четкого графика действий по отказу Пхеньяна от ядерного оружия не предполагали. Трамп и Ким Чен Ын не подписали мирный договор о формальном завершении Корейской войны (он так и не был подписан еще со времени окончания боевых действий в 1953 году).
С момента встречи Трампа и Кима в Сингапуре Пхеньян прекратил проводить испытания ядерных зарядов под землей и больше не устраивает учебные запуски баллистических ракет
В сингапурской декларации говорится о намерении США и КНДР установить новый характер отношений, добиться продолжительного мира на Корейском полуострове, совместно работая над его превращением в зону, свободную от ядерного оружия. Были достигнуты договоренности о репатриации в США останков американских солдат, погибших в годы Корейской войны (1950-53 гг.). Трамп пообещал предоставить КНДР гарантии в сфере безопасности и не проводить совместные военные учения с Южной Кореей. Ким Чен Ын, в свою очередь, обязался не проводить испытания ракетных двигателей и закрыть один из испытательных полигонов.
В мире отсутствует однозначное отношение к результатам саммита в Сингапуре. КНДР называет встречу событием эпохального значения. ЕС приходит к выводу о начале процесса сворачивания ракетно-ядерной программы. Генсек ООН Антонио Гуттереш приветствует сам факт переговоров между США и КНДР. А бывший помощник госсекретаря США по международной безопасности и нераспространению ядерного оружия Томас Кантримэн, бывший министр обороны Уильям Перри и бывший вице-президент США Джо Байден скептически отнеслись к саммиту и выражают мнение, что предстоит еще много работы, чтобы убедить Пхеньян отказаться от ракетно-ядерной программы.
Первые итоги
С момента встречи Трампа и Кима в Сингапуре Пхеньян прекратил проводить испытания ядерных зарядов под землей и больше не устраивает учебные запуски баллистических ракет. США и Южная Корея воздерживаются от проведения военно-морских учений вблизи берегов КНДР. В мае 2018 года власти КНДР закрыли ядерный полигон Пхунгери, в сентябре – демонтировали ракетный полигон Тончхан. В июле 2018 года американский самолет забрал на родину останки военнослужащих, погибших в годы Корейской войны: Пхеньян обещал вернуть США останки 55 человек (всего в Корейской войне пропали без вести 7,7 тыс., погибли 36 тыс. американцев). Активизировался диалог между Северной и Южной Кореей. Ким Чен Ын встречался с южнокорейским президентом Мун Чже Ином в 2018 году. На их встрече обсуждались варианты сотрудничества в торгово-экономической, транспортной сфере, включая восстановление железнодорожного сообщения между Севером и Югом Корейского полуострова.
Тем не менее, до полноценной денуклеаризации КНДР дело не дошло. Так и не был выработан порядок ликвидации существующего арсенала баллистических ракет с ядерными боеголовками. На вооружении Пхеньяна находится, по разным данным, от 13 до 21 ядерного заряда, есть ракеты малой и средней дальности, межконтинентальные баллистические ракеты, радиус поражения которых позволяет держать в прицеле Азиатско-Тихоокеанский регион, территорию США. В декабре 2018-го появилась информация со ссылкой на американские спецслужбы, что КНДР расширила инфраструктуру базы межконтинентальных баллистических ракет Йенгджео, которая располагается в гористой местности.
До полноценной денуклеаризации КНДР дело не дошло. Так и не был выработан порядок ликвидации существующего арсенала баллистических ракет с ядерными боеголовками
Поскольку КНДР до сих пор не отказалась от ядерного оружия, страна продолжает находится под гнетом международных санкций. В декабре 2017 года Совбез ООН обязал другие страны сократить на 89% поставки очищенной нефти в КНДР, отказаться от труда 100 тыс. северокорейских трудовых мигрантов и проверять все северокорейские суда на предмет незаконной перевозки топлива. Денежные переводы северокорейских гастарбайтеров ежегодно приносят в казну КНДР $2,3 млрд, а от поставок энергоносителей зависит выживание экономики страны. Ранее Совбез ООН вводил ограничения на поставки в КНДР масла и угля, железной и свинцовой руды, металла, морепродуктов, текстиля.
Переговоры в Ханое будут проходить два месяца спустя после возникновения напряженности в отношениях Вашингтона и Пхеньяна. В декабре прошлого года Центральное новостное агентство КНДР опубликовало заявление о том, что под денуклеаризацией Корейского полуострова следует понимать не только вывоз источников ядерной угрозы из Северной и Южной Кореи, но и из соседних районов (ядерное оружие было вывезено из Южной Кореи еще в 90-х).
Большой торг в маленьком Ханое
Член Фонда Карнеги Сюзанна Ди Маджо считает, что Трамп и Ким Чен Ын могут подписать по итогам второй встречи еще одну декларацию, только теперь о формальном завершении Корейской войны, что, по мнению Ди Маджо, станет толчком для заключения полноценного мирного договора, поводом для смягчения международных санкций. Госсекретарь США Майк Помпео утверждает, что после предстоящего саммита наступит прорыв в деле денуклеаризации. Однако тема войны и мира может иметь больше символическое значение, быть одной из тем переговоров, но не единственным поводом для саммита в Ханое.
Не стоит исключать, что Ким Чен Ын предложил провести новые переговоры с американским президентом, не выполнив прежние условия договоренностей в Сингапуре по денуклеаризации Корейского полуострова, чтобы поторговаться и "дороже продать" ядерную и ракетную программу КНДР. С самого начала пребывания в Белом доме Трамп настаивает на том, что международные санкции против Пхеньяна могут быть отменены только в случае отказа от ядерного оружия. Каких-то других конкретных предложений в качестве платы за мир американский президент не предлагает.
Своим заявлением о необходимости провести денуклеаризацию всего региона, не ограничиваясь территорией КНДР, Пхеньян дает понять, что не собирается отказываться от оружия массового уничтожения исключительно в обмен на отмену санкций. Пхеньян ожидает от Вашингтона более щедрого вознаграждения. Даже Россия, по информации газеты The Washington Post, предлагала КНДР в конце прошлого года отказаться от ядерного оружия в обмен на строительство на ее территории атомной электростанции и обеспечение ее функционирования российскими специалистами.
Трамп считает, что содержать американские войска в Южной Кореи обходится дорого для бюджета США и не прочь отправить их домой. Однако это невозможно в нынешних условиях
Переговоры будут непростыми для американской делегации, поскольку КНДР учла уроки 1994 года. Тогда бывший лидер государства Ким Чен Ир заморозил ядерную программу в обмен на договоренности с президентом США Биллом Клинтоном, который обещал безвозмездно поставить в КНДР топливный мазут и два легководных ядерных реактора мощностью по 1000 МВт для нужд электроэнергетики. В итоге, кроме мазута, лекарств и гуманитарной помощи Пхеньян больше ничего не получил от американских партнеров.
Ким Чен Ын рассматривает ядерное оружие как гарантию ненападения на КНДР со стороны США и Южной Кореи и фактор неприкосновенности своего режима. Он может увязывать процесс денуклеаризации с гарантиями в сфере безопасности. Как вариант, требовать от США вывод американских военных баз с территории Южной Кореи в обмен на отказ КНДР от ядерной программы или же добиваться частичной денуклеаризации при сохранении части ядерного арсенала. Допустим, Пхеньян может отказаться от межконтинентальных баллистических ракет, которые по своим параметрам способны достичь территории США, но сохранить в арсенале ракеты средней и малой дальности с ядерными зарядами для сдерживания потенциальной угрозы, исходящей со стороны Южной Кореи и Японии.
Трамп считает, что содержать американские войска в Южной Кореи обходится дорого для бюджета США и не прочь отправить их домой. Однако это невозможно в нынешних условиях, пока КНДР представляет потенциальную угрозу для юга полуострова. Нежелательно для США и сохранение в арсенале КНДР части ядерных зарядов и ракет средней и малой дальности. Напротив, Трампу выгодно убедить Ким Чен Ына отказаться от этого класса вооружений, в контексте планов Белого дома превратить договор о ликвидации ракет средней и малой дальности 1987 года, участие в котором недавно приостановил Кремль, в многостороннее соглашение. Если Трамп позволит КНДР сохранить часть ракет, тогда он не сможет убедить отказаться от них Россию, Иран, которые находятся под давлением санкций.
По мнению американского журналиста Джошуа Берлингера, Трамп может предложить Киму торгово-экономическое сотрудничество по "вьетнамской модели" в обмен на денуклеаризацию. Это вполне возможно в случае отмены санкций и проведения в КНДР рыночных реформ, как во Вьетнаме. И в этом плане выбор Ханоя для переговоров неслучаен. С 1995-го по 2018 год объем американо-вьетнамской торговли вырос с $451 млн до $53 млрд. Американские фирмы реализуют во Вьетнаме 880 проектов, а объем инвестиций составляет $8,8 млрд. Ранее закрытый для стран с рыночной экономикой, коммунистический Вьетнам превратился в динамично-развивающуюся страну Юго-Восточной Азии, которую Трамп называет одним из "чудес света".