Смотреть не страшно. На экраны вышел первый полностью украинский фильм

Украинскому кино в этом году обещано рекордное государственное финансирование. Символом возрождения может стать картина о летчике-оборотне — первый за многие годы отечественный фильм, который не стыдно посоветовать друзьям

Related video

Во время боевого вылета в самолет советского летчика Ивана Додоки попала молния, он упал, но не разбился, а угодил в немецкий плен. После победы, несмотря на все награды, его отправили в Сибирь. Казалось бы, типичный сюжет патриотического кино с неминуемым хеппи-эндом в виде долгожданного торжества справедливости. Но украинский фильм "ТойХтоПройшовКрізьВогонь", вышедший на экраны 19 января, — вовсе не батальное полотно. Это притча о необычном человеке, потомственном маге-характернике, способном превращаться в волка, который идет к своей вовсе не заоблачной цели — вернуться домой к жене и сыну.

Режиссер Михаил Ильенко снял кино, похожее по смыслу на авторское, но при этом поданное как фильм для массовой аудитории. Прокат предусмотрен тоже довольно широкий: картина стартует дюжиной копий и будет показана во всех крупных городах страны.

Государственная служба по кинематографии обещает, что эта лента станет первой ласточкой в чреде отечественных картин, которые увидят свет в ближайшие годы. В 2011-м на развитие украинского кино из госбюджета было выделено 111 млн грн., а в нынешнем году финансирование выросло до 176 млн. Этих денег должно хватить на 15—20 полнометражных картин, тем более что в Госкино приветствуются проекты, авторы которых рассчитывают лишь на частичное госфинансирование. Впрочем, Ильенко все же удалось, потратив пять лет и обив пороги десятков кабинетов, снять фильм на государственные деньги, которые то заканчивались — и тогда работа останавливалась, то вновь появлялись — и тогда режиссеру приходилось собирать команду заново и возобновлять съемки. В результате бюджет ленты составил $2 млн.

Разрешите обратиться
Фильм Ильенко во многом продолжает традицию украинского поэтического и мистического кино 1960-х. Кроме летчика, умеющего становиться волком, есть еще провидцы и люди, которые понимают язык животных. Не пожалел режиссер и православного пафоса: в кадре то и дело появляются иконы и нательные кресты, а герои в самые тяжелые моменты рассуждают о Боге. Такие пассажи несколько утяжеляют и без того запутанный сюжет приключенческого экшена: оказавшись в лагере, Иван бежит оттуда, попадает куда-то в Заполярье, угоняет у браконьеров самолет и в конце концов обнаруживает себя в индейском поселении в Канаде.

Историю об украинском летчике по имени Иван Доценко, который чудом оказался в Канаде и даже стал там индейским вождем по имени Тот, Кто Прошел Сквозь Огонь, Михаил Ильенко услышал еще в 1967 г. Однако за экранизацию взялся лишь пару лет назад.

Одним из этапов работы над фильмом стало рискованное путешествие на яхте "Купава" из Украины в Аргентину. В него съемочная группа отправилась для того, чтобы снять короткий эпизод в горах на границе Аргентины и Чили. Этот далеко не самый ключевой момент фильма символичен для украинского кино: результатом длительного, рискованного и дорогостоящего путешествия оказывается картина, которая зрителю не очень-то и нужна. Причем сделать можно было дешевле и проще — фильм от этого не стал бы хуже. Но тогда в этой истории не было бы никакого подвига.

Спасибо, что живые

Отвечая на вопрос, какие отечественные картины они считают самыми популярными, украинцы называют образчики советской классики

"В бой идут одни старики", 1973
Режиссер: Леонид Быков
Военная драма о том, как быстро взрослели во времена Великой Отечественной вчерашние школьники.
55%

"За двумя зайцами", 1961
Режиссер: Виктор Иванов
Классическую пьесу Михаила Старицкого перенесли на экран, откуда зрители и разобрали ее на цитаты, прочно вошедшие в обиход украинцев.
36%

"Весна на Заречной улице", 1956
Режиссер: Феликс Миронер, Марлен Хуциев
В мелодраме из жизни учеников вечерней школы главную роль сыграл секс-символ советского кино Николай Рыбников.
34%

"Королева бензоколонки", 1962
Режиссер: Алексей Мишурин, Николай Литус
В комедии о том, как на пути к исполнению мечты она может и поменяться, сыграла главная комедийная актриса советского кинематографа Надежда Румянцева.
26%

"Тени забытых предков", 1964
Режиссер: Сергей Параджанов
С фильма по пьесе Михаила Коцюбинского, снятого грузином Сергеем Параджановым, началось украинское поэтическое кино 1960-х.
15%
Данные исследования, проведенного с 4 по 14 декабря 2011 года компанией Research & Branding

Group совместно с журналом "Эксперт-Украина"

Кино в большом городе
9 февраля в украинский прокат выйдет наш ответ культовому "Париж, я люблю тебя" — сборник короткометражек "Влюбленные в Киев". Продюсер проекта Владимир Хорунжий рассказал Фокусу, как он обошелся без государственной поддержки и что нужно делать молодым режиссерам, готовым снимать кино

Идея собрать молодых режиссеров и сделать альманах о Киеве появилась у продюсера Владимира Хорунжего пару лет назад. Активная работа началась в марте 2010 г. и продлилась около года, первый показ сборника состоялся в мае 2011 г. на фестивале в Монако. Побывав на других фестивалях, в том числе и на Международном одесском, "Влюбленные в Киев" добрались до широкого проката. "Какие прогнозы? Оптимистические. Наша картина — единственный украинский фильм за последние четыре года, который выходит на экраны СНГ и Балтики", — говорит Владимир Хорунжий.

— В сборнике "Влюбленные в Киев" всего семь новелл. Их так мало, потому что сложно было найти хорошие истории?
— Наши новеллы мы отобрали из более чем 70 историй. Собирали по крупицам (смеется). Из тех немногих, кто может еще что-нибудь кроме клипов и рекламы. Ведь главное — это уметь говорить на визуальном языке. Плюс талант и опыт работы в игровом кино, не в ТВ-мувике или сериале, а в художественном фильме, а таких у нас, к сожалению, не выпускают.

— У проекта довольно приличный бюджет в $800 тыс. Участвовало ли в финансировании государство? Нужна ли украинскому кино господдержка в принципе?
— Бюджет достаточный, чтобы не разорить меня и еще одного частного инвестора. Никакой господдержки не было. Может быть, и нужен механизм участия государства в кино, но не на стадии производства. Государство должно обеспечить инфраструктуру — кинотеатры, сети дистрибуции, налоговые льготы для кинопроизводства и инвесторов. Все остальное — это хенд-мейд. Кино не может быть задумано и создано бюрократией.

— Так стоит ли в таком случае молодым начинающим режиссерам обращаться в госструктуры за финансированием или лучше сразу искать частного продюсера?
— Молодым не следует ни к кому обращаться — они должны проявлять инициативу и самостоятельно создавать демо-фильмы, писать сценарии и находить собственные пути к успеху. Ни одна страна, которая выбрала путь протекционизма собственного кино, не добилась успеха на мировом кинорынке.
Блокбастер по-нашему
Для украинского кино выход фильма в широкий прокат — уже успех. А кассовые сборы скорее необязательное дополнение

"Сафо", 2008
Режиссер: Роберт Кромби
Кассовый сбор: $1,1 млн
Бюджет: $1,95 млн
Киностудия "Ялта-фильм" сняла драму о любви, в том числе и однополой, с привлечением Богдана Ступки и молодых американских актеров.

"Иллюзия страха", 2008
Режиссер: Александр
Кириенко
Кассовый сбор: $86,529
Бюджет: $500 тыс.
В снятом по книге верного соратника Юлии Тимошенко Александра Турчинова психологическом триллере о бизнесмене, ищущем Бога, главную роль сыграл россиянин Андрей Панин. Но фильму это не помогло.

"Муж моей вдовы", 2009
Режиссер: Леонид Горовец
Кассовый сбор: $77,265
Бюджет: $3 млн
Романтическая комедия пополам с триллером появилась на свет, потому что украинская певица Камалия захотела сняться в кино, в чем ей помог муж-миллионер, выступивший главным инвестором ленты.

Orangelove, 2007
Режиссер: Алан Бадоев
Кассовый сбор: $59,824
Бюджет: $3 млн
Мелодрама о том, как СПИД разрушает любовь, от самого известного отечественного клипмейкера больше всего напоминает затянувшееся музыкальное видео.

"Два в одном", 2007
Режиссер: Кира Муратова
Кассовый сбор: $11,126
Бюджет: $1,5 млн
Мрачная мизантропическая сатира была тепло встречена на международных кинофестивалях, включая нью-йоркскую "Трайбеку", но зрителям по душе не пришлась.

Юлия Куприна, Фокус