Летучий лоббист. Интервью с Вячеславом Богуслаевым
Председатель совета директоров ОАО "Мотор-Сич" Вячеслав Богуслаев рассказал Фокусу о том, зачем нужно объединять самолетостроение России и Украины и в чье ухо он попадет с 300 метров
Вячеслав Богуслаев – один из самых пророссийски ориентированных депутатов в Партии регионов. И это неудивительно: 30% продукции принадлежащей ему корпорации "Мотор-Сич", строящей самолетные двигатели и турбины, идет на российский рынок. Поэтому бизнесмен, занимающий в рейтинге Фокуса "200 самых богатых людей Украины" 39-е место с состоянием $281,7, был кровно заинтересован в переориентации Украины на Россию. Однако этим летом руководство северного соседа преподнесло Богуслаеву неприятный сюрприз – Министерство промышленности и торговли РФ настойчиво предлагает установить российский двигатель SaM-146 на совместном российско-украинском самолете Ан-148, созданном под моторсичевский двигатель. Богуслаев подает в суд на авиаконструктора – АНТК им. Антонова, с которым он уже подписал договор о поставке двигателей на 50 самолетов. При этом бизнесмен рассчитывает, что судебный иск даст возможность президенту "Антонова" Дмитрию Киве отбиться от рекомендаций россиян.
– Российские двигатели дешевле ваших? Почему российская сторона настаивает на замене?
– Это предложили не российские разработчики, которые знают, что наши двигатели по эксплуатационным качествам лучше, чем SaM-146, а чиновники, которые не имеют представления, какие двигатели куда нужны, но хотят пристроить свои, невостребованные. Кстати, об эксплуатационных качествах этих двигателей до сих пор ничего не известно – от нас скрывают нормативы, показатели расхода топлива. Если же говорить о цене, то российские двигатели компенсационные – правительство возмещает производителям часть их стоимости. Если себестоимость самолета $40 млн., то россияне планируют продавать их по $25 млн., доплачивая своим производителям комплектующих разницу, чтобы поддержать производство. Такой вот государственный рэкет.
Однако эти опасения и демпинг российских чиновников не мешают Богуслаеву выступать за союз самолетостроителей Украины и России. Ссылаясь на пример компании Airbus, объединяющей самолетостроителей 11 европейских стран, он утверждает, что совместный комплекс будет сильнее двух нынешних. Но понимает, что российские чиновники в дальнейшем могут навязывать своих подрядчиков.
– Нужно создать такое совместное предприятие, где был бы паритет сторон. Может быть, когда-нибудь мы дойдем до единых акций. Но пока только сближаемся, только "снюхиваемся". Поэтому сейчас нужно сделать управляющую компанию по самолетам "Антонов", а не объединять полностью самолетостроительные комплексы. У россиян значительная часть их самолетостроения – военная авиация с истребителями, бомбардировщиками, которые у нас не нужны. Если объединяться полностью, мы станем маленькой частичкой, которая ничего не решает. Нам это неинтересно.
Закрытия и открытия
– Вы можете найти альтернативу российскому рынку? Как вы дифференцируете поставки?
– Мы поставляем свою продукцию в 110 стран – Китай, Индию, Бирму, Малайзию, Шри-Ланку и другие. Азиатские страны выдержали кризис и почти не дрогнули, а значит, их заказы на наши моторы не сократились. На нас кризис вообще отразился только потому, что обвалились доллар, гривна, евро и рубль. То есть стоимость заключенных ранее контрактов стала совсем другой. Но мы все равно получали за годы кризиса прибыль (чистая прибыль ОАО "Мотор-Сич" в 2009 году составила 754,738 млн. грн., что в 196 раз больше, чем годом ранее, – 3,843 млн. грн. – Фокус). Поэтому ко мне приезжают коллеги из Америки и Англии и спрашивают, какая программа предприятия. Мы сейчас придумываем новый двигатель, создаем новые материалы. Мы зависим от очень специфических поставщиков, которые поставляют нам специальные металлы, оборудование и держат нас на игле. Чтобы с нее соскочить, мы оборудуем цеха по созданию тех элементов двигателей, которые мы покупали. Хотим иметь альтернативу.
На прошлой неделе разразился скандал: "Антонову" отказали в участии в тендере Минобороны США на $40 млрд. на поставку самолетов-заправщиков. Пентагон не принял заявку компании из-за того, что она поступила на пять минут позже дедлайна. Партнер "Антонова" – американская U.S. Aerospace уже обратилась с жалобой в службу аудита правительства США. Однако, уверен Богуслаев, который бы поставлял моторы на эти самолеты, расстраиваться нечего: у Украины не было шансов выиграть этот конкурс. Их и пригласили участвовать только для того, чтобы создать номинального конкурента Boeing.
Властью доволен
– Вы довольны шагами нынешнего правительства? Ваши соратники по партии действуют по утвержденному ранее плану или вы ждали от них чего-то другого? Например, многие бизнесмены недовольны новым Налоговым кодексом и ростом цен на газ для предприятий.
– Я доволен. В части строительства авиапредприятий правительство многое делает. А по поводу Налогового кодекса – его уже на 80% пересмотрели, и мы на заседании в Запорожье вместе с УСПП решили его поддерживать.
Когда после назначения правительства дело дошло до смены губернаторов, Вячеслава Богуслаева, как одного из самых влиятельных запорожцев, прочили на пост губернатора области. Однако кресло занял Борис Петров. Богуслаев об этом не жалеет и говорит, что еще при Кучме отказывался от всех чиновничьих постов. Но вот от мандата народного депутата отказываться не собирается:
– Правда, что вы страстный охотник?
– Да, я очень жду сезона охоты. Летаю на Алтай, в Карпаты. Например, на Алтае охотился на изюбря. А вообще, больше люблю охотиться на пернатых – там целая стратегия: нужно подкрадываться, лежать и выжидать. А крупных животных жалко, тем более что это для меня не слишком сложно. Я и так с 300 метров любому в ухо попаду.
Пять фактов о Богуслаеве
1. Никогда не брал больничный.
2. Готовится открыть в Запорожье музей новых технологий с экспозицией об авиации.
3. Собирает старинные ружья. Самый древний предмет в коллекции – 300-летнее кремниевое ружье.
4. Читает только книги о природе и путешествиях.
5. Имеет личный самолет Як-40.
Наталия Гузенко, Фокус