3G в одни руки. Кто заработает на продаже мобильного подразделения "Укртелекома"

Продажа мобильной сети "Укртелекома" сделает 3G-связь лучше и доступнее для потребителя. Но государственный бюджет недополучит миллиарды гривен

Related video

Украинские операторы мобильной связи готовятся побороться за большой куш. Один из них в этом году сможет обзавестись заветной 3G-сетью, причем уже работающей. "Киевстар", МТС и "Астелит" – главные претенденты на покупку сотовой сети "Укртелекома", монопольного оператора услуг связи третьего поколения. Его приобретение даст значительное преимущество перед конкурентами и существенно изменит расклад сил на телекоммуникационном рынке.

О намерении "Укртелекома" продать свое мобильное подразделение, которое ранее называлось Utel, а ныне развивается под брендом "ОГО!", председатель правления компании Георгий Дзекон сообщил на собрании акционеров, проходившем в июне в Международном центре культуры и искусств профсоюзов Украины. Расположившиеся в партере миноритарные акционеры компании разволновались после этой новости, но повлиять на решение правления не могли – австрийский инвестфонд EPIC, новый владелец 92,8% акций бывшей госкомпании, уже нанял советника, который занимается переговорами с потенциальными покупателями.

Эффект от Utel

Украинскому рынку беспроводного интернета продажа мобильного бизнеса "Укртелекома" сулит новый толчок развития, а отечественным пользователям сотовой связи – улучшение качества услуг и расширение самого предложения, считает гендиректор "МТС Украина" Василь Лацанич. В развитии рынка 3G-услуг Украина значительно отстает от соседних стран, где в условиях конкуренции операторы внедряют все более продвинутые технологии. У нас "Укртелеком" остается монополистом на связь по технологии UMTS (наиболее распространенная в Европе для стандарта 3G), и, по мнению экспертов, качество услуг этого оператора оставляет желать лучшего.

"Укртелеком" без конкурса получил лицензию на 3G в 2005 году. Передав госкомпании эксклюзивное право предоставлять услуги сотовой связи третьего поколения, власти пытались поднять его стоимость перед приватизацией. Но государству эта инициатива обошлась недешево: на развитие 3G-сети Utel было потрачено 1,29 млрд. грн. Также бюджет страны недополучил несколько миллионов потенциальных налогов от услуг, которые могли бы предоставить частные операторы, – до сих пор выдача им лицензий затягивается из-за нежелания Министерства обороны освободить необходимые радиочастоты.

При этом результаты Utel не вдохновляли: за все время работы к сети подключилось всего 670 тыс. абонентов. В итоге через шесть лет после начала работы над 3G г-н Дзекон признал перед акционерами, что строить сеть с нуля было не лучшим решением. "(UMTS)-операторам, которые не имеют GSM-базы, исключительно тяжело выходить на рынок", – отметил он.

После приобретения бывшего Utel любой из лидеров мобильной связи сможет гораздо эффективнее предоставлять и развивать 3G-услуги. "По крайней мере, возможность пользоваться мобильным высокоскоростным интернетом появится у миллионов абонентов того или иного GSM-оператора, – говорит аналитик GfK Ukraine Глеб Вышлинский. – Поэтому в сложившейся ситуации для потребителей это хорошее решение "Укртелекома".

Неконкурентные условия

Георгий Дзекон предполагает, что цена бывшего Utel составляет четверть стоимости чистых активов "Укртелекома" – около 1,6 млрд. гривен. Вырученные от продажи деньги руководство компании планирует направить на развитие бизнеса, в котором действительно преуспевает, – проводного интернета. GSM-операторы не скрывают своей заинтересованности в приобретении бывшего Utel. "Это был бы правильный сценарий развития. Но все будет зависеть от цены предприятия и условий его продажи", – говорит г-н Лацанич. Его компании приобретение мобильной сети "Укртелекома" особенно интересно еще и потому, что операторы используют одинаковое оборудование. Гендиректор "Киевстара" Игорь Литовченко также ожидает оглашения условий продажи, чтобы затем решить, что лучше: дожидаться тендера на 3G-лицензии или бороться за часть "Укртелекома".

Такой интерес, говорят аналитики, позволяет предполагать, что покупка может обойтись даже дороже, чем заявляет Георгий Дзекон. По расчетам инвесткомпании "Сортис", за свой мобильный бизнес "Укртелеком" сможет выручить 2–3 млрд. гривен. И главный козырь продавцов – невозможность для частных компаний в Украине развивать 3G на собственной базе. Получить 3G-лицензию в ближайшем будущем им не удастся – прикрываясь всевозможными объяснениями, Минобороны уже который год не отдает необходимые для этого частоты. Ускорить процесс смогло бы распоряжение Кабмина, но операторы на это не рассчитывают. На телеком-рынке убеждены, что заинтересованные в приватизации "Укртелекома" бизнесмены и чиновники (среди которых эксперты называют Дмитрия Фирташа и главу Администрации президента Сергея Левочкина) смогут затянуть выдачу 3G-лицензий. "Гарантия задержки продавцом сроков лицензирования на полтора-два года может существенно увеличить цену актива, так как тот, кто приобретет его, получит серьезное конкурентное преимущество", – объясняет один из участников рынка. "Фактические владельцы "Укртелекома" будут всеми способами, в том числе и административными барьерами, удерживать максимальную стоимость продаваемого актива. Поэтому еще один украинский UMTS-оператор вряд ли появится в ближайшие год-полтора", – резюмирует консультант в сфере телекома Роман Химич.

Новое поколение

Переход Utel к GSM-оператору значительно улучшит сервис, но он будет далеко не идеальным, как в случае существования конкурентной UMTS-сети. Появляется все больше шансов того, что отечественные потребители так и не дождутся качественного 3G, а начнут пользоваться сотовой связью уже четвертого поколения по технологии LTE. По крайней мере представители операторов утверждают, что, не получив заветной лицензии, они начнут использовать альтернативные технологии на уже имеющихся у них радиочастотах. И если ранее такие заявления казались попыткой надавить на правительство, то с каждым месяцем они выглядят все более реальными. К примеру, после объединения с Beeline "Киевстар" сконцентрировал более половины частот для GSM, и этого ему вполне хватит, чтобы начать работать с LTE. В мае принадлежащая Ринату Ахметову "ММДС Украина" получила разрешение использовать свои частоты под эту же технологию. Объединившись с "ММДС Украина", "Астелит" (в которой Ахметов является совладельцем) также сможет пропустить этап 3G.

В проигрыше останется лишь бюджет Украины. Еще два года назад государство планировало выручить за 3G-лицензии около 2,4 млрд. грн., и такую сумму мобильные операторы готовы были заплатить на намечавшемся тогда тендере. Но если владельцем бывшего Utel станет МТС или другой крупный оператор, интерес к лицензиям сильно ослабнет. Вместо разрешения работать на новых частотах операторы будут вынуждены направлять средства на построение и развитие уже существующих сетей, объясняют эксперты.

Интернет "на ходу"

3G – третье поколение сотовой связи, обеспечивающее скорость передачи данных в радиосети от 2 Мбит/с.

Существует пять стандартов 3G, но наиболее распространенные – UMTS и CDMA2000: первая является модернизацией GSM-стандарта, а вторая – CDMA. GSM – самый популярный стандарт в Европе и США. В Украине его используют более 96% абонентов. В отсутствие лицензий операторы стали предоставлять 3G-сервисы и в стандарте CDMA2000 (PeopleNET, "CDMA Украина", а также "МТС Украина" "Коннект 3G"). Важность UMTS в том, что под этот стандарт в Украине продается более 90% пользовательских 3G-устройств: телефонов и планшетных ПК, которые обеспечивают настоящий мобильный интернет – возможность заходить в сеть "на ходу".

Виталий Жданов, Станислав Юрасов, Фокус