Любо-дорого смотреть. Украинцы учатся платить за скачанные из Интернета музыку и фильмы

Украинцы со скрипом учатся платить за музыку и фильмы, скачанные из интернета – пиратские ресурсы готовы отказаться от сверхприбылей ради стабильности легального бизнеса

Прошедшим летом тысячи украинских меломанов и синемафилов – завсегдатаев веб-ресурса ЕХ.ua испугались не на шутку: представители их любимого склада бесплатных фильмов и музыки заявили о намерении сотрудничать с правообладателями и пообещали к концу лета запустить платный раздел. И хотя нововведение пока так и не было представлено интернет-сообществу, представитель ЕХ.ua Валерий Вавилов утверждает, что расплата за онлайн-развлечения не за горами. "Сейчас платный раздел тестируется", – сообщил он.

ЕХ.ua – один из крупнейших украинских ресурсов, где можно найти практически любой, далеко не всегда легальный контент: игры, разнообразные программы, книги, музыку и фильмы. Сайт, по данным самого ЕХ.ua, каждый день посещают более 800 тыс. человек, а общая ежемесячная аудитория ресурса достигает 6 млн. Международные организации, защищающие авторские права, не раз включали этот сайт в списки крупнейших пиратских площадок мира. И его намерение легально продавать цифровой контент стало знаковым моментом для отечественного онлайн-рынка – о своем желании приучить украинцев платить за кино и музыку в интернете заявили сразу несколько других компаний.

Час расплаты

Издатель журнала о телевещании "Медиасат" Александр Глущенко – один из немногих украинцев, которые готовы уже сейчас платить за кино и музыку в сети. "Пропить 100 долларов в пятничный вечер – это нормально, а заплатить 10–15 гривен за чей-то автор­ский труд – жалко", – возмущается он несознательностью сограждан, пользующихся пиратскими ресурсами. Впрочем, найти легальный цифровой продукт в Украине довольно трудно – сайты-правообладатели попросту теряются среди сотен нелегальных распространителей контента. Глущенко надеется, что вскоре отблагодарить материально создателей фильмов станет проще. Привычка украинцев бесплатно обзаводиться видео, музыкальным альбомом, компьютерной игрой, программой или электронной книгой не отбивает охоты у бизнесменов зарабатывать на продаже такого контента.

Так, о планах в 2012 г. запустить украинский аналог российского онлайн-магазина Omlet.ru сообщал сотовый оператор МТС, компания даже зарегистрировала домен omlet.ua. Другой телеком-оператор – "Киевстар" намерен предлагать абонентам ШПД (широкополосного доступа в интернет) видео напрокат. Заняться продажей контента в украинском интернете собираются и крупные корпорации. В этом году принадлежащая СКМ "Медиа Группа Украина" решила продавать фильмы – для этого холдинг создает отдельную компанию. Пока же она предлагает смотреть бесплатное видео на ресурсе

Tochka.net.

Генеральный директор интернет-провайдера "Датагруп" Александр Данченко сообщил, что его компания начнет продажи контента в конце нынешнего года или в начале следующего. Уже этой осенью свой онлайн-маркет собирается представить и украинская Agency of Internet Rights (AIR). "Думаю, в Украину также придут российские игроки. По крайней мере, у нас есть такая информация", – говорит директор по маркетингу AIR Андрей Пастухов.

Повышение интереса к онлайн-торговле бизнесмены объясняют достаточным проникновением ШПД, который позволяет смотреть фильмы онлайн в хорошем качестве. По оценкам аналитической компании iKS-Consulting, в июле этого года количество абонентов такой услуги в Украине составило около 5,3 млн. Из них домашними пользователями являются 4,6 млн. (каждое пятое домохозяйство) – почти на 50% больше, чем годом ранее. И эксперты сходятся во мнении о том, что дальнейший рост данного показателя привлечет на рынок еще больше компаний.

Копейка трафик бережет

Компании не питают иллюзий по поводу того, что все интернет-пользователи сразу начнут платить за контент. По расчетам EX.ua, вначале таких пользователей будет не более 5%. В AIR делают ставку на 10%. Косвенно подтверждают эти оценки и обнародованные в августе результаты опроса российского Фонда общественного мнения, согласно которым в русскоязычном сегменте интернета платить за контент готовы лишь 25% пользователей, да и то при условии высокого качества продукта. "Но вскоре за ними подтянутся другие, и в дальнейшем начнется медленный рост до 50–70% интернет-аудитории", – отмечает Пастухов.

Участники рынка намерены приучать украинцев платить в интернете мягкими способами, среди которых и широкий ассортимент продукции, и удобство пользования, и простота оплаты. На убежденных неплательщиков и людей, способных пользоваться торрентами (так называются программы и веб-сервисы, позволяющие обмениваться файлами непосредственно между пользователями), продавцы не рассчитывают, их целевая аудитория – это те, кому некогда осваивать новые интернет-механизмы, но кто готов заплатить за комфорт.

Одним из главных преимуществ платного контента будет умеренная цена. Валерий Вавилов из EX.ua заверяет: стоимость месячного доступа к платному разделу портала составит около 10 гривен, чуть больше будет цена за просмотр премиальных фильмов. "Подписка на доступ к каталогу фильмов должна составлять около двух долларов в месяц, просмотр новых премьерных картин обойдется примерно в такую же сумму", – рассказывает Андрей Пастухов о ценах в будущем интернет-магазине AIR. Расценки должны быть минимальными, чтобы пользователи плавно мигрировали от нелегального контента к легальному.

Владельцы сайтов не собираются совсем лишать посетителей бесплатного просмотра. Для этого на многих онлайн-маркетах будут предусмотрены специальные разделы или акции. "Возможность бесплатного просмотра очень важна для привлечения пользователей", – считает гендиректор "Датагруп".

Представитель EX.ua допускает, что некоторые виды контента станут окупаться за счет рекламы. Уже сейчас этот веб-сайт получает прибыль от показа рекламных роликов. По оценке AIR, ресурс с посещаемостью, как у ЕХ.ua, зарабатывает до $80–100 тыс. в месяц.

Но в AIR рекламную модель считают финансово неинтересной. Украинский рынок интернет-рекламы еще очень мал – по данным Всеукраинской рекламной коалиции, в 2010 г. он составил всего около 280 млн. грн. (прогноз на этот год – 387 млн. грн). "Самый популярный веб-ресурс больше 5% этого рынка охватить не сможет. При такой модели затруднительно окупить приобретение голливудских фильмов", – объясняет Пастухов. Приобретение прав на большие каталоги популярных фильмов обойдется компании в миллионы долларов, и окупится ли это, пока неизвестно. Более выгодно работать в партнерстве с интернет-провайдерами, которые становятся основным каналом продаж.

Мегабайты в законе

Главным тормозом в развитии рынка контента остается пиратство и неэффективность попыток с ним бороться. Устаревшая законодательная база не учитывает нынешние реалии, не хватает судебной практики. "Ни один оператор не в состоянии решить проблему пиратского контента в одиночку, – рассказывает руководитель группы контент-услуг "МТС Украина" Анастасия Литвин. – Здесь требуются целенаправленные жесткие действия государства в отношении легализации этой сферы в комплексе с "политической" волей всего рынка, поскольку такой сложный процесс может оказаться болезненным для некоторых игроков и привести к потере части их доходов".

Этот процесс уже идет, и будущие продавцы контента видят хорошие предпосылки. "За последний год мы только в Киеве насчитали более десятка судебных разбирательств в этой сфере. По сравнению с предыдущими годами это небывалый рост", – говорит Андрей Пастухов.

Со временем ресурсов с бесплатным контентом станет меньше, так как контент-продавцы заинтересованы в активизации борьбы с пиратством. "Благодаря появившейся конкуренции ресурсы с легальным контентом станут сами следить друг за другом", – утверждает руководитель Украинской антипиратской ассоциации (УАПА) Владимир Илинг. Александр Данченко замечает: "Когда мы и другие компании выйдем на этот рынок, то спросим у соответствующих органов: "Почему здесь продается нелегальный товар?"

КИНО И СЕТИ
На мировом рынке онлайн-продаж лидируют американские компании

Наиболее известный и влиятельный продавец цифрового контента – американская компания Netflix начала свой интернет-бизнес с проката DVD по почте в 1999 году. Сегодня у Netflix 22 млн. пользователей в США, Канаде и Латинской Америке, которым компания предлагает безлимитный доступ к своему видеокаталогу за $8 в месяц. Правда, Netflix очень редко предлагает популярные киноновинки.

Главный конкурент Netflix – американская Hulu – с 2007 года предоставляет свой сервис видеопросмотра бесплатно, а окупает его за счет рекламы. Но наполнение контеном у нее гораздо скромнее. Чтобы посмотреть свежие голливудские фильмы, приходится платить больше.

Компания Apple в своем iTunes Store предлагает купить ленты по $10 ($15 – за новинку) или "взять напрокат" (посмотреть в течение 24 часов) за $3–4. Популярные онлайн-продавцы фильмов активно развиваются и пытаются выходить на новые рынки. Сейчас они большое внимание уделяют Европе, хотя здесь немало местных компаний, желающих заработать на онлайн-контенте. Например, только в Великобритании есть 23 веб-ресурса, предлагающих купить, взять напрокат или посмотреть то или иное видео.

Виталий Жданов, фокус