Процветающее дело. Украинка сделала успешный бизнес на продаже букетов

Объединив в одну композицию игрушку и цветочный букет, бухгалтер создала бизнес с рентабельностью 40%

Related video

Жительница столичного пригорода Людмила Петрученко всегда мечтала о творческой работе, но когда пришла пора поступать, предпочла прагматичную профессию бухгалтера. Правда, пожалела об этом быстро, еще во время учебы в Национальном аграрном университете, но решила все-таки закончить вуз. Получив в 2006 году диплом, Людмила пробовала себя в маркетинге, а три года спустя организовала вместе с сестрой Надеждой компанию по подбору персонала. Дела шли неплохо, но Людмила чувствовала себя не в своей тарелке. "Год назад, в канун новогодних праздников, я, как и многие, подводила итоги и думала над тем, чем бы действительно хотела заниматься", — вспоминает 28-летняя предпринимательница. Все решил случай: к празднику девушка получила цветочную композицию. Людмила задумалась о том, что и как она улучшила бы в букете, и неожиданно поняла: цветочный бизнес был бы ей интересен.

Студия флористики "Лепестки" открылась в феврале 2012 года, накануне Дня влюбленных, что и обеспечило первые продажи. Творческие композиции — игрушки из цветов и фруктовые букеты — понравились покупателям. Сегодня, спустя неполный год работы, оборот компании в непраздничные месяцы достигает, по словам Людмилы, 200 000 грн. и увеличивается вдвое в праздничные декабрь и март.

Хрупкая красота
Деликатность товара — один из основных рисков цветочного бизнеса. "Цветы для композиций мы привозим из Эквадора, — делится Людмила. — 82% цветов, продаваемых в мире, выросли именно там". В Эквадоре идеальные климатические условия для того, чтобы выращивать цветы: круглый год температура 14–16 градусов и подходящая влажность. Все цветы транспортируются срезанными в ящиках при температуре 3–5 градусов, но даже при идеальных условиях перевозки портится до 10% товара. В срезанном виде цветы могут храниться до трех недель, из которых одна уходит на перевозку, оставшиеся две цветок может находиться в букете, не осыпаясь. Поэтому важно успеть продать товар как можно раньше. Для композиций "Лепестки" закупают в основном розы и тюльпаны.

Фурнитуру для композиций студия закупает на специальных флористических базах. "Для создания игрушки из цветов необходима специальная основа — оазис, — объясняет владелица "Лепестков". — Это блок из засушенных водорослей". Из основы вырезается необходимая для будущей игрушки форма, которая пропитывается водой. Поскольку оазис имеет пористую структуру, в него легко вставляются цветы и элементы игрушки в виде глаз, носа. Игрушку высотой 30–35 см собирают более трех часов. При условии правильного полива такая композиция сохраняет свежесть до двух недель. Самые популярные цветочные игрушки — медведи, зайцы, совы и футбольные мячи, мода на которые появилась после Евро-2012. Фруктовые букеты заказывают реже. Создаются они из обычных фруктов, которые можно купить в Украине и которые не теряют своих потребительских свойств несколько суток. Минимальная стоимость композиции — 150 грн., средняя цена игрушки из цветов и фруктового букета — около 1000 грн. Среди самых необычных заказов Людмила выделяет букет "Тысяча и одна роза", который обошелся заказчику в 18 000 грн.

Букет год кормит
Сезонность — еще одна особенность цветочного бизнеса: больше заказывают летом. И все же основной заработок цветочных магазинов приходится на массовые праздники: Новый год, 14 февраля, 8 марта и 1 сентября. "Если в обычный день мы обрабатываем до 10 заказов, то накануне праздников — около 20", — делится Людмила. По ее словам, оборот компании в обычный месяц составляет около 200 000 грн., а в праздничный месяц выторг увеличивается на 40–50%. При правильной организации заниматься цветочным бизнесом выгодно — рентабельность составляет 40%. Поэтому и конкуренция высока. В столице, например, практически на каждом углу вы найдете цветочные ларьки. Правда, Людмила их своими прямыми конкурентами не считает: "В Киеве только три студии, предлагающие творческие композиции", — говорит она. Одна из таких студий — Flora Design Studio. По словам ее флориста Анны Прохоренко, в канун праздников студия ежедневно продает десять букетов, в обычный день — шесть. В новогодние дни популярны композиции из ели с использованием свечей и елочных украшений. В другое время лидерами продаж остаются оформленные букеты. Игрушки из цветов пользуются популярность круглый год (их дарят, как правило, детям на день рождения) и занимают около 20% всех проданных композиций. Стоимость таких изделий — от 500 до 2700 грн.

Бороться с конкурентами владелица "Лепестков" старается опираясь на качественную продукцию и хорошую репутацию. Основная реклама — сайт студии и интернет-магазин. "К Евро-2012 мы в рекламных целях бесплатно оформили фан-зону, потратив на это 80000 грн., но зато о нас многие узнали", — рассказывает она. В планах предпринимательницы открыть оптовую цветочную базу, а в центре столицы создать студию со стеклянными витринами, сквозь которые прохожие могли бы наблюдать за созданием композиций.

Ирина Гамалий, Фокус