Не дают списывать. Почему Украина не может договориться с кредиторами
Переговоры о реструктуризации затягиваются из-за нежелания инвесторов простить Украине часть госдолга. Это ставит под вопрос получение очередного транша от МВФ
После майских праздников Украину с плановой проверкой посетила миссия МВФ. Представители фонда в течение 2–3 недель оценят выполнение обязательств, взятых на себя государством в марте 2015 года вместе с кредитом в $17,5 млрд. В день приезда влиятельных гостей глава Минфина Наталия Яресько сделала громкое заявление о неготовности кредиторов Украины участвовать в переговорах о реструктуризации госдолга. А это ставит под сомнение получение второго транша от фонда в $1,7 млрд (первая часть в $5 млрд поступила в Украину еще 13 марта). Решение о его выделении должны принять в конце июня 2015-го по итогам квартальной оценочной миссии.
"Кредиторы понимают, что времени у Минфина мало. Поэтому они могут сознательно не идти на контакт, чтобы вынудить украинское правительство в спешке предложить более выгодные для держателей долга условия", – предполагает руководитель аналитического отдела инвесткомпании Concorde Capital Александр Паращий. Впрочем, гендиректор Украинского кредитно-рейтингового агентства (UCRA) Станислав Дубко считает, что Минфин, как инициатор переговоров, должен быть более активным. "Сложно обвинять в пассивности кредиторов, так как они не заинтересованы в обмене долговых бумаг и не обязаны стремиться к достижению соглашения о таком обмене", - комментирует ситуацию собеседник Фокуса.
Предмет торгов
Предметом переговоров о реструктуризации стал пул из 29 долговых бумаг на общую сумму $23 млрд. В их числе облигации внешних госзаимствований за период с 2005 по 2013-й и сроком погашения с 2015 до 2023 года, еврооблигации Киевского горсовета 2005 и 2011 годов выпуска, долги "Ощадбанка", "Укрэксимбанка", "Укрзализныци", "Укравтодора", КБ "Южное" и др. Отдельно стоит отметить $3 млрд, которые в конце 2014 года Россия предоставила Украине в рамках кулуарных договоренностей с Януковичем о кредите на $15 млрд. Полная информация о том, какие именно бумаги могли стать камнем преткновения в переговорах с кредиторами, пока отсутствует.
"Возможно, речь идет не только об облигационном займе Януковича, но и о других эмиссиях ценных бумаг, срок погашения по которым уже приближается", - предполагает директор рейтингового агентства IBI-Rating Григорий Перерва.
"Инвесторы согласны пролонгировать займы без уменьшения основной суммы долга, а украинский Минфин хочет существенного списания – предположительно от 50 до 30%"
Источник разногласий
Как отмечает Александр Паращий, украинский Минфин настаивает на довольно жесткой реструктуризации, включающей продление срока обращения долгов на общую сумму в $15,2 млрд, частичное списание госдолга на общую сумму около $12 млрд с целью уменьшения его соотношение к ВВП в 2020 году до 71% и уменьшение процентных ставок по долгам для снижения затрат госбюджета.
"Основные разногласия между Минфином и кредиторами заключаются в несогласии последних с уменьшением долга. Отчасти, это объясняется тем, что списание части задолженности потребует (от кредиторов. – Фокус) немедленного признания потерь по облигациям в финансовой отчетности, в то время как при других вариантах реструктуризации потери могут распределяться по годам вплоть до конечного срока погашения", – объясняет эксперт Института экономических исследований и политических консультаций (ИЭИПК) Виталий Кравчук.
Параметры компромисса
Тем не менее, компромисс в этой ситуации –дело времени. "Ни одна из сторон не заинтересована в наступлении дефолта по украинским обязательствам, поскольку в этом случае потери (для обеих сторон. – Фокус) будут выше, чем при достижении соглашения о реструктуризации", – отмечает Григорий Перерва.
Видимо, поэтому держатели украинских долгов уже начали говорить о заключении "мировой". По предположениям Перервы, речь может идти о предоставлении Украине льготного периода, на протяжении которого выплаты будут проводиться в ограниченном объеме, при сохранении существующей суммы долга. Вместе с тем, собеседник Фокуса не исключает списания несколько меньшей части госдолга, чем предлагает украинский Минфин.
Александр Паращий считает, что долги со сроком погашения до 2019 года будут продлены, и возможно, даже удастся договориться о небольшом снижении процентных ставок. В свою очередь по займам с погашением после 2019 года кредиторы могут пойти на более значительное снижение ставок при возможном небольшом продлении сроков.
Но если с западными кредиторами достижение компромисса видится вполне вероятным, российский кредит в $3 млрд, по всей видимости, останется камнем преткновения. По политическим мотивам в Кремле и слышать не хотят о его реструктуризации.
"Обе стороны заинтересованы в достижении компромисса, потому что сорванные переговоры ставят под угрозу продолжение программы МВФ и уменьшают шансы на возврат средств владельцам облигаций"
Цена промедления
Учитывая трения в отношениях с кредиторами, не исключено, что в отпущенный МВФ срок до конца июня решение о реструктуризации госдолга не будет выработано. Григорий Перерва допускает, что переговоры затянутся на все лето. Крайним сроком для Минфина может стать 23 сентября – ближайшая дата погашения правительственных еврооблигаций.
По мнению старшего финансового аналитика группы ICU Тараса Котовича промедление с переговорами может привести к переносу следующего транша МВФ, что создаст Украине имидж к страны, в очередной раз срывающей выполнение обязательств перед фондом.
- Читайте также: Понять и простить. Сумеет ли Украина выбраться из долгов
Положительный ход событий сейчас во многом зависит от Минфина. "Ввиду несговорчивости кредиторов при очевидном и демонстративном приложении Минфином максимальных усилий для достижения результата, думаю, МВФ согласится на отсрочку (принятия решения по реструктуризации. – Фокус), если она понадобится", – заключает Александр Паращий.