Мало не покажется. Чего ждать бизнесу от очередной налоговой реформы

Фото: Александр Чекменев
Фото: Александр Чекменев

Заместитель министра финансов Елена Макеева рассказала Фокусу о том, как выполняется доходная часть госбюджета и на каком этапе новая концепция налоговой реформы

В марте этого года Елена Макеева, следуя тренду, пришла из бизнеса в правительство. Должность управляющего партнера аудиторской фирмы Aksonova&Associates она сменила на кресло заместителя министра финансов. В ее ведении не только наполнение госбюджета в условиях вой­ны и экономического коллапса, но и одна из ключевых реформ — налоговая. Ведь если правительству не удастся найти общий язык с бизнесом второй год подряд, то остановить дальнейшее падение экономики будет непросто.

кто она

Заместитель министра финансов

почему она

Курирует выполнение доходной части госбюджета и проведение налоговой реформы, которую планируется принять осенью 2015 года

Нездоровый рост

Будет ли выполнен план бюджета по доходам в первом полугодии?

— Да, мы ожидаем выполнения плановых показателей. За пять месяцев мы собрали 204,9 млрд грн. Это на 11% больше, чем предусмотрено бюджетной росписью. В общий фонд бюджета перечислено 194,9 млрд грн.

Считаете это успехом?

— Некоторые называют это перевыполнением плана, но я бы так не говорила. Во-первых, наполнение казны все-таки выросло не за счет эффекта от борьбы с коррупцией или роста экономики. Основная причина — резкая девальвация гривны в начале года, которая привела к увеличению импортных поступлений. Но после получения первого транша МВФ гривна укрепилась, и, соответственно, этот фактор уже не играет роли. Во-вторых, улучшить показатели помогли внеплановые поступления от аукциона по продаже частот для 3G-связи в размере 8,7 млрд грн. В-третьих, бюджетная роспись — это все же условный документ, и хотя сейчас у нас есть некоторое увеличение поступлений, нам следует аккумулировать ресурсы на будущее. К началу отопительного сезона нам нужно иметь на счетах 24 млрд грн, чтобы выплачивать субсидии по коммунальным тарифам.

Насколько вырос объем невозмещенного НДС в этом году?

— C начала года и до 1 июня он сократился с 33 млрд грн до 29,4 млрд грн. Теоретически мы могли бы возвращать НДС быстрее, но ограничены параметрами бюджета. Ведь когда утверждается бюджетная роспись, прописывается и ежемесячный "потолок" по возврату НДС. Больше установленного возмещать нельзя. Глава ГФС Роман Насиров сейчас предлагает внести правки в бюджет, чтобы ускорить процесс. Есть надежда, что до конца месяца еще успеем их провести в парламенте.

Когда государство погасит этот долг?

— Быстрым процесс в любом случае не будет. Если за пять месяцев задолженность сократилась всего на 3,6 млрд грн, то полный расчет может занять не один год. У Насирова было предложение рассмотреть возможность погашения задолженности НДС-облигациями, но мы пока ориентируемся в основном на постепенное погашение. И кстати, из-за того, что в начале года у нас увеличились поступления по импортному НДС, также выросли и обязательства по возмещению НДС, которые не предусмотрены в бюджете. Так что говорить о перевыполнении бюджета в любом случае пока рано.

29,4
млрд грн

составляет объем невозмещенного бизнесу НДС

А по налогу на прибыль какая сумма авансовых переплат?

— Около 20 млрд грн. Уменьшить эту сумму сложно, пока ситуация в экономике тяжелая и рентабельность бизнеса падает. Но критикам системы авансовых платежей следует знать, что в Германии или Польше такая практика тоже существует, так как позволяет эффективнее планировать бюджет. Правда, у нас есть неприятный нюанс. При предыдущей власти были введены два счета для уплаты налога на прибыль: общий и отдельно для авансовых платежей при выплате дивидендов. Технически они не были синхронизированы. Сложилась следующая ситуация: предприниматель делал авансовый платеж на второй счет и уменьшал свои обязательства на внесенную сумму, но спустя какое-то время ему приходили уведомления о штрафных санкциях. То есть средства в бюджет поступали, но налогоплательщику не засчитывались. Чтобы решить проблему, нужно доработать программное обеспечение и объединить эти два счета. До конца лета, думаю, этот вопрос закроем. Объединение счетов приведет к незапланированным потерям бюджета, но мы понимаем, насколько важно решить эту проблему для бизнеса.

Решено и точка

На каком этапе новая концепция налоговой реформы?

— Мы ведем диалог с экспертным и бизнес-сообществом. Для этого были созданы две платформы: открытая и индустриальная. В итоге получили 12 разных моделей налоговой реформы. Сейчас нужно проанализировать, какие точки зрения сходятся, и свести их воедино. Есть отдельные радикальные предложения, но в целом все согласны с тем, что нужно снизить нагрузку на фонд заработной платы и пересмотреть упрощенную систему налогообложения, чтобы ее не использовали для налоговой оптимизации.

Стоит ожидать очередной модификации единого соцвзноса?

— Да, это первоочередная задача. Бизнес ожидает от нас радикальных предложений в этой части. Из-за высокой нагрузки на фонд заработной платы немалая часть бизнеса, к сожалению, не платит честно налоги с зарплат. 54,6% — это действительно очень много, мы прекрасно понимаем. Поэтому сегодня рассматриваем вариант снижения этой нагрузки примерно до 30%. Но пока еще не определились, как именно. Возможно, объединим подоходный налог (НДФЛ) с единым соцвзносом. Это упростит администрирование и заодно поднимет Украину в рейтинге Doing Business.

Fullscreen

А что ждет упрощенцев?

— Упрощенная система налого­обложения в сегодняшнем виде себя исчерпала. Сколько раз ее уже меняли — то шесть групп, то четыре, то три, а поступления в бюджет снижаются и снижаются. Притом, что количество зарегистрированных предпринимателей только растет. Это говорит о регрессивности самой системы. Ее используют, чтобы сэкономить на уплате соцвзноса и не платить налог на прибыль. Рассчитываешься в ресторане — там на чеках два-три СПД, в дорогих бутиках — то же самое. И для совсем мелкого бизнеса "упрощенка" тоже неудобна. Недавно делала маникюр, спрашиваю: вы как СПД работаете? Говорит, нет, не хочу себе голову морочить — регистрироваться нужно, потом отчитываться. Да и процедура ликвидации СПД сложная. То есть работает вообще неоформленной.

Вы предлагаете ликвидировать упрощенную систему?

— Для малого и микробизнеса она должна сохраниться, бесспорно. Однако ее можно упростить. Мы рассматриваем европейский опыт: малый бизнес просто покупает патент и спокойно работает в течение года.Не нужно никаких кассовых аппаратов, ведения учета и бесконечной отчетности. Платеж за пользование патентом, как правило, устанавливается в фиксированной сумме, но может быть уплачен частями. И это электронный патент — никакой госрегистрации частных предпринимателей быть не должно. Естественно, патенты распространяются на определенные виды деятельности, как правило, на мелкую торговлю и бытовые услуги. По некоторым расчетам, в "патентную" группу должны попасть предприниматели с оборотом до 500 тыс. грн в год, но цифра пока обсуждается. А крупных ретейлеров снижение нагрузки на фонд заработной платы должно стимулировать к переходу на общую систему налогообложения.

Планируете ли отменять прошлогодние нововведения: военный и дополнительный импортный сбор и сбор с наличных валютных операций в Пенсионный фонд?

— Дополнительный импортный сбор продлевать не будем, он был изначально запланирован на год. А вот насчет дополнительного акциза в рознице (5%) есть дискуссия. Представители бизнеса, работающие с под­акцизными товарами, выступают за его упразднение с одновременным повышением общей ставки акциза. Их мотивация проста — сокращение времени на администрирование сбора и подготовку отчетности. Но этот вопрос непростой, поскольку дополнительный акциз вводился для того, чтобы стимулировать местные власти заниматься привлечением инвесторов. Поэтому решения пока нет. Что касается военного сбора, то люди его сами охотно уплачивают, да и армии все еще нужны деньги для развития. А валютный сбор частично компенсирует дефицит ПФ, его отмена зависит от того, насколько быстро бизнес начнет выходить из тени. Если детенизация обеспечит новые поступления, то можно смело отменять.

"Мы рассматриваем вариант снижения нагрузки на фонд оплаты труда до 30%"


Елена Макеева
о первоочередной задаче налоговой реформы 
Fullscreen
Елена Макеева о первоочередной задаче налоговой реформы

Ставки бюджетообразующих налогов — на прибыль и НДС — остаются на том же уровне?

— Ставка НДС (20%. — Фокус) и так у нас низкая по сравнению с другими странами, ее-то вроде и некуда снижать. По налогу на прибыль обсуждаем различные варианты, в том числе целесообразность снижения ставки.

Введение с 1 июля электронного администрирования НДС можно считать закрытым вопросом?

— Это единственный путь борьбы с налоговым мошенничеством и пересмотру не подлежит. В один из месяцев мы, к примеру, насчитали 6,5 млрд грн фиктивного НДС. Умножьте на 12 и получите годовую сумму "претензий" мошенников. А выявлять их своевременно тяжело: они регистрируют накладную в системе и начинают перебрасывать НДС от компании к компании. Налоговая видит факт регистрации накладной, но не знает, будет ли в итоге эта сумма отображена в качестве обязательств в налоговой декларации. Поехать и закрыть какую-либо компанию в этой цепочке налоговики не имеют права, а "выгодоприобретатели" в нужный момент пропадают. Иного юридического механизма закрыть эту схему, кроме как ввести электронное администрирование НДС, нет.

Льготы под нож

Сохранятся ли ставки рентных платежей на уровне 55–70%?

— В 2016 году, скорее всего, снизим максимальную ставку ренты. Но это краткосрочное решение. В 2017–2018 годах мы планируем ввести новую формулу, которая используется во всем мире: чем больше зарабатываешь, тем больше платишь. То есть мы перенесем акцент с ренты на прибыль. Рассматривается вариант, при котором наряду с рентным платежом компании будут платить также обычный налог на прибыль и дополнительный налог на прибыль. Причем последний будет уплачиваться с расширенной базы налогообложения. Надеюсь, что совсем скоро мы найдем правильную формулу.

20
млрд грн

налога на прибыль украинские предприниматели уже уплатили авансом

Новое налоговое законодательство предусматривает льготы для отраслей или, к примеру, национального производителя?

— Нет, все льготные режимы должны быть ликвидированы. С 1 января мы откажемся от спецрежима НДС для аграриев. Мы взяли на себя такое обязательство перед МВФ. Аграрная отрасль хорошо развивается, и непонятно, почему мы поддерживаем ее и не поддерживаем другие отрасли. Кроме того, этот механизм себя плохо зарекомендовал: часто деньги получал не сельхозпроизводитель, а посредник. Трейдеры и агрохолдинги использовали этот спецрежим как внутренний офшор.

Что касается национальных производителей, то у них сейчас и так хорошие возможности из-за девальвации гривны и удорожания импорта. И они эти возможности уже используют. Я, например, недавно узнала, что в Украине производят аналог пармезана. А на фоне последних событий украинцы стали покупать больше украинских товаров. Так что украинскому производителю нужен не льготный режим налогообложения, а доступные кредиты.

Личные имущественные налоги также претерпят изменения?

— Вопрос детально нами еще не прорабатывался, так как эти налоги не являются системообразующими. Но понятно, что они были выписаны немного коряво и будут доработаны. К примеру, если взять налог на дорогие авто, то получается, что некоторые модели BMW или Range Rover могут под него не попадать. Конечно, неправильно оценивать только литраж и не смотреть на стоимость авто.

В Украину идут огромные потоки черного импорта. Вы планируете прикрыть этот канал?

— Мы ведем переговоры с Польшей о предоставлении кредита на эти цели. Надеюсь, что с их помощью нам удастся сделать образцово-показательные таможенные пункты пропуска. Убеждена, что большая часть импорта будет идти именно через эти пункты. Посмотрим, какой это даст эффект.

Фото: Александр Чекменев