Банкротство по обстоятельствам. Грозит ли Украине дефолт
Украина слишком долго и настойчиво шла к дефолту. Его вряд ли удастся избежать, но можно относительно безболезненно пережить
Последние переговоры украинского правительства с кредиторами о реструктуризации долга на $15,3 млрд, состоявшиеся в начале июня в Вашингтоне, в очередной раз не принесли результата. "Министерство сожалеет, что предложение, озвученное комитетом кредиторов по формату реструктуризации украинского долга, остается неизменным. Предложение комитета, которое заключается в переложении их требований на счета Нацбанка Украины, неприемлемо, поскольку это предполагает использование для уплаты по долгам резервов Нацбанка, что является явным нарушением законодательства Украины и в целом противоречит лучшим практикам центральных банков", — заявили в Министерстве финансов по результатам переговоров.
В Вашингтоне министр финансов Наталья Яресько озвучила неизменную позицию Киева: реструктуризация долга должна включать продление сроков облигаций, сокращение купонов и списание 40% номинальной стоимости украинских гособлигаций.
Нажмите для увеличения
В свою очередь частные кредиторы предлагают Украине реструктурировать долг через пролонгацию бумаг вплоть до 2025 года и временное снижение процентных выплат. По их подсчетам, перенос сроков погашения и сокращение купонных платежей на $500 млн за четыре года позволят Украине сэкономить $15,8 млрд за период до конца 2018-го. Но в последующие годы Киеву придется выплачивать более высокие купоны, а также постепенно возвращать основной долг параллельно с выплатами процентов.
В то, что правительству удастся "додавить" кредиторов, украинские экономисты не верят. "Шансы договориться исключительно на условиях Минфина незначительны. Но если позиция кредиторов останется неизменной, Украине придется попросту объявлять дефолт, чтобы снизить нагрузку на бюджет. Поэтому переговоры в любом случае закончатся реструктуризацией долга с частичным списанием, однако небольшим — до 10–15% от номинала", — считает старший финансовый аналитик группы ICU Тарас Котович.
В Вашингтоне Наталья Яресько уже дала понять, что тупик в переговорах о реструктуризации может закончиться дефолтом Украины, заявив, что "не может ждать до конца лета" и рассматривает возможность объявления моратория на выплаты по внешнему долгу.
Проеденные кредиты
В июле 2013 года мало кто мог представить себе экономический крах Украины или курс гривны 20 UAH/USD. Хотя именно тогда американское рейтинговое агентство Standard & Poor"s опубликовало отчет о странах с наивысшим риском дефолта в ближайшие пять лет. Украина, составив достойную конкуренцию таким странам, как Венесуэла, Аргентина, Кипр и Пакистан, заняла в нем высокое 7-е место. Вероятность дефолта была оценена в 44,25%.
Прогноз S & P оказался на удивление пророческим, хотя многие украинские экономисты тогда отнеслись к нему с нескрываемым скепсисом. Это и неудивительно: политическая стабильность в стране тогда казалась незыблемой, курс гривны держался на уровне 8 UAH/USD, а Россия еще не развязала торговую войну с Украиной. О боевых действиях, наверное, не задумывался даже Владимир Путин. Но украинская экономика на всех парах уже катилась в пропасть.
"Если, боже упаси, будет дефолт, что это будет означать? Честно говоря, на украинский народ он не будет иметь никакого влияния"
Из кризиса 2008–2009 годов Украина не вынесла никаких уроков. Стабилизацию ситуации в период 2010–2011 годов экономическим чудом не назовешь. Рост ВВП на 4,2% и 5,2% не компенсировал предыдущее падение в 15% и к тому же во многом обязан инвестиционным вливаниям в Евро-2012. Сразу после футбольного чемпионата экономика впала в ступор и два года кряду до начала Майдана демонстрировала нулевой рост. А индекс промпроизводства вовсю трубил о грядущем падении. В 2012 году он упал на 5,5%, в 2013-м — еще на 1%.
В том же 2012 году команда президента Виктора Януковича взяла окончательный курс на узурпацию власти. Откровенно издевательские выборы в парламент и появление младоолигархов, в рекордно короткие сроки нажившихся на бюджетных потоках, заложили фундамент будущего Майдана. При этом власть не стеснялась одалживать внутри страны и за рубежом — при президенте Януковиче государственный и гарантированный долг Украины вырос на $33,35 млрд (см. инфографику).
Долговая удавка при полном попустительстве власти неуклонно сжималась. В сентябре 2013 года по стоимости кредитно-дефолтных свопов (страховки от дефолта) Украина уступала лишь Аргентине. А по итогам печально известного визита Виктора Януковича в Москву в декабре того же года премьер Николай Азаров открыто заявил, что без кредитной подпитки из Кремля Украину бы ждало "банкротство и социальный коллапс" уже на Новый год.
Тогда исправить ситуацию было еще не поздно. МВФ был готов одолжить деньги взамен на непопулярные меры для балансирования госбюджета: девальвацию гривны на 25%, повышение тарифов на газ на 80% и заморозку соцвыплат, пенсий и зарплат. Кремль же экономических реформ не требовал — коллапс Украины входил в его планы. В итоге деньги МВФ и реформы все же потребовались, но "тянуть" их пришлось без Януковича, Азарова, а также Крыма с Донбассом.
Жизнь после дефолта
В отличие от России, в 1998 году Украине удалось избежать дефолта. Однако технически он тогда случился, поскольку Национальный банк Украины вынудил отечественные финучреждения добровольно-принудительно отказаться на время от получения выплат по облигациям госзайма, а с иностранными кредиторами договорились отсрочить платежи. Но даже "неполноценный" дефолт в 1998 году привел к серьезным потрясениям банковской системы, обвалу гривны и кризису неплатежей среди предприятий. Нынешняя ситуация также таит в себе угрозы, прежде всего для курсовой стабильности. "Если договориться не удастся и переговоры закончатся скандалом, то это, безусловно, негативно скажется на курсе гривны к доллару. Если же реструктуризация пройдет планово и формального дефолта не будет, то нацвалюта будет держаться на нынешней отметке или даже ниже 20 грн за доллар, в зависимости от экономических успехов реформ", — отмечает член Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран.
"Если договориться не удастся и переговоры закончатся скандалом, то это, безусловно, негативно скажется на курсе гривны"
Опасаются дефолта и банкиры. "Для банковской системы это может означать серьезное сковывание монетарной политики страны, сокращение западных инвестиций, закрытие программ торгового финансирования. Косвенным влиянием безуспешных переговоров может быть спад экономической активности, который приведет к сокращению оборотов и новой волне ухудшения качества активов", — предупреждает Егор Перелыгин, начальник отдела стратегического планирования UniCredit Bank.
Правительство, похоже, уже подготовилось к возможному дефолту. Министерство экономического развития в начале июня пересмотрело консенсус-прогноз развития экономики на 2015–2016 гг., значительно ухудшив макропоказатели. В частности, средний курс гривны по результатам текущего года прогнозируется на уровне 23,6 UAH/USD, тогда как еще в феврале прогнозировалось 21 UAH/USD, а в 2016 году он и вовсе вырастет до 25,37 UAH/USD, причем в Минэкономразвития не исключают скачков до 32 UAH/USD. Годовая инфляция прогнозируется уже на уровне 44,4%, тогда как февральский прогноз предполагал 26,5%. Прогноз ВВП ухудшен с минус 5,5% до минус 8,3%.
23,6
UAH/USD
составит средний курс гривны в 2015 году, по прогнозам Минэкономразвития
Впрочем, ключевое отличие нынешней ситуации от кризиса 1998 года в том, что тогда основные неприятности случились после объявления дефолта. Сейчас все наоборот — самое худшее уже произошло.
"Договоримся мы о списании $3 млрд или нет, большой погоды не делает. Кредиторы в любом случае пойдут на урезание процентных ставок и отсрочку по платежам на 5 лет. Это даст нам ценное время", — говорит специалист отдела продаж долговых ценных бумаг компании Dragon Capital Сергей Фурса.
То есть при условии, что реформы не будут стоять на месте, несколько лет "кредитных каникул" для государства помогут приостановить отток валюты из страны и выбраться из экономической ямы.
Инфографика: Александр Шатов