Почему проблемы бюджета власть перекладывает на плечи украинцев

Поднимая акциз на пиво, депутаты заботятся о детском здоровье, но деньги можно искать не только в алкоголе

Больше половины экономики Украины в тени, промпроизводство падает, бизнес-климат ухудшился, практически узаконено рейдерство. Развивается только коррупция. Расходы на содержание парламента, президента, правительства и всего многомиллионного чиновничества не сокращаются, а растут. Но когда речь заходит о здоровье нации, и в первую очередь детей, источником финансирования избирается бизнес и потребители. Искать деньги в других местах даже не пытаются.

Группа из 34 депутатов, представляющих и власть, и оппозицию, предлагает почти в три раза повысить акцизы на пиво. Новая ставка должна принести в бюджет 4 млрд грн. 2 млрд грн. планируют получить уже в этом году и 65% этих денег потратить на строительство киевской больницы "Охматдет". Просто для информации: уже спустя неделю после создания в парламенте следственной комиссии по фактам нарушения Минздрава в сфере госзакупок были подтверждены данные о незаконной растрате 300 млн грн. Сейчас на строительство "Охматдета" выделено 400 млн грн. из необходимых 1,8 млрд.

Экономическая политика Украины приобрела странные формы: условий для развития бизнеса нет, но решение бюджетных проблем перекладывается на граждан и бизнес

Скажем так, а почему не взять деньги у водочников или у самих депутатов и чиновников, урезав их содержание и наказав за коррупцию? По версии Пышного, стоимость алкоголя в пиве в три раза меньше, чем в водке, поэтому, поднимая акциз именно на пиво, достигается равенство акцизов с водкой. И потенциал роста акцизов по этим группам товаров еще есть, если сравнивать со странами ЕС.

После введения повышенных акцизов бутылка пива, стоившая 5 гривен, подорожает
до 6. Вроде бы не смертельно. Но экономическая политика Украины в целом, если она вообще существует, последние пару лет приобрела странные формы: никто не создает условия для развития бизнеса, но для решения бюджетных проблем финансовая ответственность перекладывается на граждан и бизнес. Нельзя же забывать о том, что при достижении некоего критического уровня налогов бюджет начинает получать все меньше и меньше. Пивовары прогнозируют снижение потребления пива после повышения акцизов на 15%.

У нас уже были введены пошлины на импортные автомобили — чтобы развивалась отечественная автоиндустрия. В результате импортеры вообще прекратили ввозить машины, и бюджет получил от них 0 гривен 00 копеек. А вот украинский автопром даже не подумал воспрянуть: производство не выросло, а упало.

Затем путем введения акциза включили в цену на топливо дорожный сбор. Дороги исчезли. Сейчас правительство прощупывает почву для поднятия этого акциза в два раза, потому как денег на ремонт дорог снова мало. Но будут ли дороги? С акцизом на пиво вполне может случиться нечто подобное. И даже специальный фонд, который создается для строительства "Охматдета", еще не гарантирует того, что деньги будут потрачены по назначению, тем более, закон предусматривает финансирование и "других медицинских программ".

На трезвую голову. Депутаты предлагают троекратно повысить акцизы на пиво

Троекратное повышение акциза выглядит значительным. С 1998 года объем производства пива вырос в пять раз, и, как утверждает Пышный, между акцизом и объемами производства нет корреляции. Следовательно, мы приходим к выводу, что нет корреляции и с объемами выпитого. Но в 2012-м производство пива снизилось на 2%, экспорт упал почти на 9%, при этом импорт вырос более чем в 2,5 раза. Это говорит о том, что борьба с чрезмерным распитием идет между властью и местным производителем, привозному же товару открыты все пути к наступлению. В ассоциации "Укрпиво", кстати, отмечают, что в Чехии потребляют в 2,5 раза больше пива, чем в Украине, и в этой стране нет "пивного алкоголизма".

Отдавая должное самой идее — построить больницу за счет акциза на алкоголь, хорошо было бы заняться искоренением коррупции. По-настоящему. Но на то нужна политическая воля верховной власти. А такой воли у нее нет. Кто даст руку на отсечение, что эти деньги не придется искать еще одной следственной комиссии?

Андрей Черников, журналист