Потерянный мир. Как Россия разучилась мириться

Война в Сирии и война в Донбассе действительно крепко связаны: умением России находить врагов и терять друзей

Владимир Путин и Реждеп Тайип Эрдоган / Фото: armenpress.am
Владимир Путин и Реждеп Тайип Эрдоган / Фото: armenpress.am
Related video

Владимир Путин сильно обиделся на Реждепа Тайипа Эрдогана за то, что тот не позвонил ему после инцидента с самолетом и не извинился. Потом, правда, выяснилось, что турецкий президент пытался связаться, даже два раза, но российский трубку не брал — как пояснил помощник Путина, "так как не видел готовности Турции извиниться". Кто знает, как пошел бы разговор лидеров, если бы он случился, может, и до извинений бы дошло, но обидеться Владимир Владимирович решил заранее и крепко, звонок из Анкары мог бы некстати вывести его из состояния расчесывания раны.

Задето оказалось святое — пресловутое величие России. То, за что вождю прощают все: испорченные отношения со всем миром, падающий уровень жизни, беспросветность в обозримой перспективе и лужу посреди двора. Нет величия, значит, и вовсе зря прощали. Поэтому никакие извинения Кремлю не нужны, ну, кроме, может, сделанных в самой унизительной форме для извиняющегося. На это действительно Москве рассчитывать не стоит.

На фоне антитурецкого сумасшествия у великих граждан великой страны турецкое руководство заявляет, что не хочет портить отношения с Россией. Но нет, поздно, не теми словами и без просительных интонаций. Теперь только жестокая месть. Сворачивается торговля, вводится визовый режим, зенитно-ракетные комплексы выискивают в сирийском небе желанную цель. На призыв Эрдогана не играть с огнем откликнулись в Симферополе и сожгли чучело турецкого президента. И что значит — не играть с огнем? Такой совет-предупреждение уязвленное национальное самолюбие воспринимает как новую наглость, угрозу и сигнал к противоположному действию.

Турция легко вытеснила ИГИЛ в качестве основного врага России. Террористы непонятны и далеки, у них и лиц-то нет — черные маски. А турок видели если не все, то многие, они члены ненавистного НАТО, и к тому же их Суворов бивал

Страшно, но и любопытно наблюдать, как пропагандистский поток ненависти несется по руслу, пробитому еще антиукраинской истерией: приемы все те же, но уже отработаны до лихого автоматизма. Впрочем, еще раньше была война с Грузией, обозначившая продуктивные направления работы с отзывчивыми массами.

Неудивительно, что Турция легко вытеснила ИГИЛ в качестве основного врага России. Террористы непонятны и далеки, у них и лиц-то нет — черные маски. А турок видели если не все, то многие, они члены ненавистного НАТО, и к тому же их Суворов бивал. Качественные такие супостаты, проверенные временем, да еще и иноверцы, если с позиций "русского мира", а не российской демографии.

Войны между Россией и Турцией не случится, если только не произойдет чего-то совсем из ряда вон, а этого, с учетом невероятных событий последних лет, уже никто не решится исключить. Но и мира не будет. В России не знают, что делать с миром. Все отлажено и настроено под виртуозный разгон ненависти. Переналадка не предусмотрена.

Во всем происходящем царит необратимость, ничего нельзя переиграть в лучшую сторону. В худшую — пожалуйста. Где был один враг, легко делается два врага, три, много. Как хоть кого-то исключить из врагов? Не спрашивайте, это вопрос не Путину, у него другая специализация.

В этой связи перспективы мира на востоке Украины как-то нелепо выпадают из российского тренда и потому в них пока не верится. К немалой нашей тревоге. Сирия в чем-то отвлекла, но вовсе не убрала Россию за пределы наших границ. А уходить по-хорошему там разучились.