Мы не пойдем в коалицию с регионалами, - интервью с Вячеславом Кириленко

Руководитель депутатской группы "За Украину" Вячеслав Кириленко рассказал Фокусу, почему он ни за Тимошенко, ни за Януковича.

Related video

Долгое время "молодой и перспективный" Вячеслав Кириленко оставался в тени, хоть это и была тень самого президента, который не допускал никакой самостоятельности тогдашнего главы фракции НУНС, а затем и председателя партии "Народный Союз Наша Украина". Потом Кириленко вынудили оставить эти посты, и он начал наконец собственную игру. С уходом Виктора Ющенко для лидера разрастающейся партии "За Украину" открываются новые перспективы. Особенно если учесть, что после президентских выборов будущее и парламента, и Кабмина Тимошенко находится в руках депутатов из раздираемой противоречиями фракции НУНС.

– Как вы думаете, удастся ли сохранить нынешнюю коалицию?

– Группа "За Украину" в коалицию не входит, и вопрос о ее судьбе – это вопрос к тем, кто в ней состоит. У меня такое предчувствие, что все участники нынешней коалиции во главе с БЮТ, которые еще недавно били себя в грудь и клялись в вечной преданности Тимошенко, первыми побегут и создадут коалицию с Партией регионов. Поэтому судьба нынешней коалиции может быть печальной.

– Будет массовый переход в новую коалицию, под знамена Партии регионов?

– Могу только сказать, что партия "За Украину" в коалиции с регионалами не будет из-за идеологических расхождений. Но далеко не все депутаты из НУНС строят свою политическую деятельность исходя из таких же принципов. Многие мыслят практичнее и утилитарнее, и именно они станут основой будущей коалиции.

– Наберется ли во фракции большинство, чтобы либо сохранить коалицию с Тимошенко, либо присоединиться к Партии регионов?

– Коалицию могут объявить недействительной на основании закона о регламенте Верховной Рады, или из коалиции может выйти какая-нибудь фракция. Вариантов много.

– Непосредственно на вас выходили регионалы с какими-либо предложениями об объединении?

– Нет. Они понимают, что со мной сложно вести переговоры, потому что я человек идейный.

– Внутри фракции ведется работа, чтобы не позволить собрать 37 голосов в пользу коалиции с Партией регионов?

– Я такой работы не веду. Но мы согласовываем свою позицию с другими группами. Недавно у нас было совместное заседание с УНП – это сила, которая близка нам по мировоззрению. Проведем и консультации с "Народной самообороной". Но когда и какое решение примет фракция НУНС, боюсь, вам точно никто не скажет.

– Вы готовы к досрочным парламентским выбором?

– Вероятность таких выборов отбрасывать нельзя. Но я думаю, что шансы провести их значительно меньше, чем создать новую коалицию.

– Значит, коалиция НУНС с Партией регионов – это почти свершившийся факт? И как вы видите себя в этом формате?

– Мы сейчас в оппозиции, так как не входим в коалицию с БЮТ. Станем и дальше отстаивать национальные ценности в том парламенте, в котором придется работать. И, я думаю, работы будет предостаточно. Наши взгляды с БЮТ и с Партией регионов давно не совпадают.

– То есть будет большая оппозиция в лице бютовцев и малая в виде вашей силы?

– Во-первых, оппозиция во главе с Тимошенко образуется только в том случае, если она сама не создаст коалицию с регионалами. Во-вторых, оппозиция Тимошенко, если она случится, будет персонифицированной: Тимошенко против Януковича, оппозиция одного вождя к другому вождю. А нас интересуют не фамилии и вожди, а идеи. Сейчас, по моему глубокому убеждению, Тимошенко сделает все возможное, чтобы состоялась коалиция БЮТ и ПР и она осталась на посту премьер-министра. Вот какие будут ее действия в будущем, если ей не удастся договориться с регионалами, – это открытый вопрос.

– Тогда мы снова получим формат "Тимошенко – Ющенко": постоянные склоки и публичное выяснение отношений.

– Если ПР и БЮТ основательно договорятся, как это почти произошло весной прошлого года, то общий язык найдут очень быстро.

– Правда, что Арсений Яценюк рассматривался на должность премьер-министра в случае объединения НУНС с Партией регионов?

– Первый раз слышу (смеется).

– Ваши коллеги по фракции говорили также о Еханурове в качестве кандидата на премьерское кресло и о том, что вас сделают спикером.

– Тоже впервые слышу! Никаких официальных консультаций на эту тему не было и быть не может. Все разговоры о фамилии будущего премьера не имеют смысла, потому что Партия регионов ни с того ни с сего не возьмет на вооружение чью-то программу, а тем более программу политических оппонентов.

– В вашей группе "За Украину" много людей, близких к Виктору Ющенко. Вы уверены, что президент не уговорит Петра Ющенко, Александра Парубия, Лилию Григорович и других голосовать за коалицию?

– Мы обсуждали коалиционный вопрос не на одном заседании депутатской группы, и сегодня практически нет людей, которые готовы присоединиться к коалиции с Партией регионов. В том числе я говорю и о людях, принадлежащих к президентской партии "Наша Украина".

– Когда будет поставлена точка в вопросе коалиции?

– Думаю, в марте станет ясно: либо коалиция, либо курс на выборы.

– В каком формате пойдете на выборы? Будете ли заключать союз с "Нашей Украиной", Яценюком, Тигипко, Гриценко?

– Это вопрос серьезных политических дискуссий, и говорить об этом рано. Чтобы называть кого-то своими союзниками, надо быть уверенными в их политических взглядах.

– Создается впечатление, что ваша партия была создана, чтобы в нее перетекла "Наша Украина", которая сейчас буквально развалена.

– На каждом этапе в патриотическом движении была ведущая политическая сила. В 80–90-х такой силой был Народный рух. С 2001 года такой силой была "Наша Украина". Сейчас актуальна новая национальная демократия, и я сделаю все, чтобы ведущую роль в ней играла партия "За Украину". Да, к нам приходят выходцы из других партий, и я не вижу в этом ничего плохого.

– А Ющенко возьмете?

– Пока Виктор Андреевич ко мне с таким предложением не обращался (смеется).

Наталья Бублий, Фокус