Второе пришествие. Медведчук рассказал об отношениях с Тимошенко, своем бизнесе и деле Гонгадзе

В интервью Фокусу экс-глава Администрации второго президента Леонида Кучмы Виктор Медведчук рассказал о причинах срыва переговоров между БЮТ и ПР в 2009 году, непростых отношениях с Юлией Тимошенко, своих бизнес-активах и любимом месте отдыха

Судя по обстановке, время в рабочем кабинете политика и бизнесмена Виктора Медведчука, который он занимает последние 13 лет, остановилось в конце 90-х. Вместо дизайнерской мебели — совдеповская "стенка", вместо привычной плазмы на стене — раритетный ламповый телевизор Thompson, в тумбе под ним — привет из прошлого: видеокассеты с клееными вручную белыми ярлыками, на полу — синий ковролин. "Для меня все это не имеет большого значения", — объясняет неожиданно скромный интерьер экс-глава Администрации Леонида Кучмы, бегло оглядывая личный офис, расположенный неподалеку от столичного кинотеатра "Киев".

О чем на самом деле печется Медведчук, так это о своей физической форме. После шестилетнего молчания появление заметно помолодевшего и подтянутого экс-чиновника в соцсети Facebook вызвало настоящий ажиотаж. Впрочем, использовать новый имидж в предвыборной агитации Медведчук, возвращение которого в Верховную Раду эксперты прогнозировали на нынешних парламентских выборах, не собирается. Он решил не бороться за мандат нардепа и заявил о намерении создать общественное движение "Украинский выбор". Главная задача новой организации — строительство гражданского общества в Украине. Как экс-глава АП, которого журналисты ассоциировали с телевизионными "темниками" и обвиняли в джинсе (накануне второго пришествия программные статьи Медведчука одновременно появились не только в ряде региональных медиа, но и в столичных СМИ), справится с этой задачей, пока не известно, но, судя по всему, рассчитывать на поддержку власти и давнего знакомого Виктора Януковича ему не приходится.

Чем вы занимались в последние годы, пока непонятно, но точно занимались собой. Такой внешний вид — часть нового имиджа?
Знаете, наверное, впервые за последние 10–15 лет появилась возможность заняться собой. Это один из жизненных принципов. Почему жизненных? Потому что я считаю: образование и здоровье — основные объекты внимания человека. Это то, чему, к сожалению, мы уделяем недостаточно времени. Чтобы жить полноценной жизнью, всегда можно выделить час или полтора в день для здоровья. Вопрос не в нехватке времени, а в том, что мы пытаемся найти объяснения, почему мы этого не делаем. Нужно себя заставить. Я заставил. Каждое утро пять километров на дорожке или на природе и, кроме этого, занятия в зале.

Вам увлечение бегом не Юлия Владимировна привила?
В 14 лет я уже активно занимался легкой атлетикой. И кандидатский результат был у меня по бегу на 100 и 200 метров. Поэтому бегать я начал гораздо раньше, чем узнал, кто такая Юлия Владимировна.

Последние годы журналисты пытались следить за вашей деятельностью, но практически ничего не удалось узнать...
Мне приятно, что за мной следили. За мной в последнее время кто-то почему-то постоянно следит. То, что за мной следили журналисты, мне доставляет удовольствие. Все остальные, кто за мной следил во время президентства Ющенко, меня радовали меньше, но я и с этим смирился.

За вами была слежка?
Прослушивали десятки моих телефонов, отслеживали поездки за границу. Можно возмущаться, но, с другой стороны, если я знаю, что ничего противоправного не делал, пусть люди удовлетворяют свое любопытство.

Чем, помимо участия в переговорном процессе между ПР и БЮТ относительно внесения изменений в Конституцию, вы занимались?
Это была моя научная деятельность — исследование темы гражданского общества, которая в нынешних условиях очень важна. Продолжал заниматься вопросами конституционного права, это тема моей кандидатской и докторской диссертаций. Я считал и считаю, что конституционная реформа, курс на которую был взят в 2004-м и которая вступила в силу в 2006 году, — только первый этап. Поэтому занимался разработкой того, что стало бы целесообразным на втором этапе, а это реформирование органов местного самоуправления, наполнение реальным содержанием таких разделов, как права и обязанности наших граждан. Это являлось частью договоренностей между БЮТ и Партией регионов в вопросах изменений в Конституцию, которые эти фракции на каком-то этапе хотели внести и по которым велся переговорный процесс. Я в нем участвовал.

Виктор Янукович не скрывает, что в своем поражении в 2004 году винит в том числе и Леонида Кучму. Как вам удалось сохранить с ним нормальные отношения и кто конкретно привлек вас к этим переговорам?
Я поддерживал отношения и с Юлией Владимировной, и с Виктором Федоровичем. И пригласили меня по той простой причине, что я был автором конституционной реформы 2004 года. Кроме того, оба эти человека хорошо знают меня, поэтому ничего удивительного в этом нет.

Вы не хотите рассказывать о том, почему БЮТ и ПР так и не смогли договориться по поправкам к Конституции в 2009 году. Тем не менее, какие направления, по-вашему, всегда будут вызывать у власти вопросы?
В тех изменениях, которые нарабатывались двумя известными сторонами, самый отредактированный, а фактически переписанный заново раздел — это раздел, касающийся судебной ветви власти. Очень хочется, чтобы мы к этому вопросу вернулись.

В последние годы принято было считать, что ваши политические симпатии все-таки были на стороне Тимошенко. Много писали, что вы даже отдыхали вместе на Сардинии.
Я лично и моя семья никогда не отдыхали на Сардинии. Более того, я там был всего раз, много лет назад, на дне рождения одного уважаемого человека. Я прилетел, пробыл там день и сразу вернулся обратно.

Вам там не понравилось?
Нет, не понравилось. Я считаю, что наш Крым на три порядка выше, чем Сардиния. Конечно, он отстает в вопросах инфраструктуры, но природа гораздо богаче, чем на многих островах, включая Сардинию.

Вы отдыхаете в Крыму?
Да, каждый год отдыхаю и в Крыму.
А что касается отношений с Юлией Владимировной, то они складывались по-разному. Мы были даже врагами, вернее, мне кажется, она длительное время меня таковым считала, хотя на самом деле я для нее врагом никогда не являлся. У нас с Юлией Владимировной разные идеологические убеждения, но это не повод быть врагами. Поэтому были нормальные деловые отношения, когда речь шла о конституционном процессе. С Виктором Януковичем меня связывали хорошие отношения и тогда, когда он был губернатором, и когда стал премьер-министром, и когда был кандидатом в президенты.

Вы не финансировали Тимошенко на президентских выборах?
Я не участвовал в предвыборной кампании и тем более никого не финансировал. Эти два человека решили бороться за высшую должность в стране, я себе сказал: пусть им Бог поможет.

Вы говорили, что считаете приговор Тимошенко неправомерным. Как юрист в чем вы видите главные нарушения?
Я не знаком с материалами дела, но могу сказать, что те обстоятельства, которые стали основанием для обвинений Тимошенко, мне известны. И я считаю: обвинения, построенные на том, что были подписаны газовые соглашения в 2009 году, не состоятельны.

Информация о "тех обстоятельствах" у вас, наверное, от вашего кума (крестного дочери Дарьи) Владимира Путина? Лучше него обо всех нюансах тех переговоров, пожалуй, не знает никто.
Основания у меня есть исходя из того, что газовые договоренности, подписанные на уровне двух хозяйствующих субъектов и освещенные премьер-министром украинского правительства и председателем правительства Российской Федерации, не могут быть предметом уголовного преследования.

Когда и при каких условиях, по вашему, Тимошенко может выйти на свободу?
Я прогнозированием никогда не занимался. У меня нет информации, чтобы предполагать, какой будет дальнейшая судьба Юлии Тимошенко. Гадать не хочу, да и говорить на эту тему нужно с определенной корректностью к человеку, который находится в местах лишения свободы.

Если в 2009 году Тимошенко не вела каких-то кулуарных переговоров, почему Украина получила такую высокую цену на газ? Почему Россия не сделала скидок?
Чтобы ответить на ваш вопрос, нужно проанализировать ситуацию. Не секрет, что в ходе переговоров в 2008 году называлась цена в $250 за тысячу кубов. А 29 декабря цена стала $235. Но уже 31-го НАК "Нафтогаз" неожиданно прервал переговоры с "Газпромом". По чьей вине?
С начала года Москва ограничила поставки газа в Украину, а 6 января руководство России заявило о базовой цене в $450. Если бы 19 января соглашения не были подписаны, то замерзла бы большая часть Украины и часть Европы. На мой взгляд, Тимошенко действовала, говоря юридическим языком, в состоянии крайней необходимости. А вот тот, кто сорвал переговоры 31 декабря 2008 года, должен нести ответственность.

После ареста Тимошенко кто может стать лидером оппозиции?
Я не ошибусь, если скажу, что лидером оппозиции остается Тимошенко. Независимо от того, где она находится, ее считают лидером. На мой взгляд, никто из политиков оппозиционного лагеря к этой фигуре пока не приближается.

Вы постоянно фигурируете в рейтингах самых богатых украинцев, но о ваших активах известно очень мало. Каким бизнесом вы сейчас занимаетесь и сохранили ли доли в предприятиях, которыми когда-то владели вместе с братьями Суркисами?
Я не знаю, что и как там считает. Говорить об активах без достоверных источников нельзя. До 1997 года я занимался бизнесом с людьми, которые входили в так называемую "киевскую семерку". В 1997-м я пошел в большую политику и, в отличие от многих народных депутатов, членов Кабинета министров и других лиц, находящихся при власти, я не передавал ничего в управление, не переписывал на родственников, а официально все продал, получил деньги, которые находятся не где-то, а здесь, на счетах украинских банков. До 2005 года бизнесом я не занимался, а с 2005-го активно им занимаюсь. Но это мое личное дело и дело моей семьи. Я с 1992 года ежегодно составляю декларацию о доходах, поэтому для проверяющих органов полностью открыт.

Вы долларовый миллионер?
Да. Я состоятельный человек.

Вы заявили, что намерены строить в Украине гражданское общество, но его существование предполагает такие явления, как Майдан. Вас это не смущает?
Не смущает. Если гражданское общество удастся построить, будет меньше шансов, что то или иное недовольство закончится революцией. Ведь революция никогда ничего хорошего не несет ни тем, против кого она направлена, ни тем, кто ее организовал. Я считаю, что гражданское общество не может построить один человек, это задача всего народа. Мы научились избирать, у нас есть большой опыт, но каждый раз после выборов многие недовольны властью. Большинство считает, что страна идет по неправильному пути.

А что конкретно делать, если за три года до выборов многие недовольны?
А чем мы недовольны? Давайте возьмем последнее исследование КМИС: 79% недовольны экономическим положением в стране, 71% — политической ситуацией, 54% — ростом цен. В чем дело? Если недовольны, значит, нужно предъявлять требования президенту, Кабинету министров, Верховной Раде. Мы считаем, что если общественное движение "Украинский выбор" найдет механизм управления со стороны большинства украинского народа государством, в том числе и через референдумы, мы сможем влиять на тех, кого избираем, и вынуждать выполнять волю большинства.

Кто будет членами вашей команды? Назовите несколько человек.
Нужно привлекать не именами, а содержанием идей. И главное, чего я хочу, — чтобы люди услышали эти идеи. Надеюсь, членами нашей команды станет большинство украинцев.

Очень сложно представить Медведчука общественным деятелем. В перспективе вы, очевидно, все равно пойдете во власть. Вопрос только, куда именно и на какую должность?
А вы попробуйте представить. Вот если бы я сейчас создавал политическую силу, был бы снова по ту сторону водораздела, где власть и оппозиция просто меняются местами. А я хочу быть по эту. Чтобы осущест-вить свои идеи, нужно быть среди людей, помочь им реализовать наше конституционное право непосредственно управлять своей страной.

Последний вопрос по делу Гонгадзе. По-вашему, при нынешней власти есть шансы на то, что его раскроют?
Дело Гонгадзе сыграло большую роль в истории украинского государства. Почему? Потому, что вокруг него было очень много политических спекуляций. Сейчас самое важное — до конца его расследовать и найти заказчиков. Если они живы, они должны понести наказание. И еще, вы у меня не спросили, но должно быть расследовано и дело об отравлении кандидата в президенты Ющенко или, так называемом, "отравлении". Главное — дать ответ на вопрос, было ли само отравление. Это дело тоже сыграло важную роль в истории нашей страны. Я думаю, сейчас есть шансы расследовать оба эти эпизода.

Катерина Коберник, Фокус