Ушли и не вернулись. Кто и как отобрал электорат Партии регионов и Объединенной оппозиции

На парламентских выборах Партия регионов и Объединенная оппозиция потеряли почти 4 млн избирателей на двоих. Фокус выяснил, кто и как отобрал их электорат

Related video

За две недели до старта парламентской кампании глава совета Объединенной оппозиции (ОО) Арсений Яценюк резко изменил свою позицию. Забыв о собственных прогнозах, согласно которым оппозиция должна была получить в новой Раде 226 мандатов, он признался: спрогнозировать исход выборов никому не под силу.

Бывший фронтмен оказался прав. Даже победитель выборов — Партия регионов проиграла сама себе. По сравнению с 2007 годом она потеряла 1,9 млн избирателей, почти столько же недосчиталась оппозиция. Неожиданные результаты показали новичок гонки "УДАР" и коммунисты, набравшие вдвое больше голосов, чем пять лет назад. Это, уверен политолог Владимир Фесенко, говорит об одном: устоявшаяся за последние годы фактически двухпартийная система ушла в прошлое. Чтобы удержать своего избирателя, власти и оппозиции придется бороться с сильными новичками — "УДАРом" и правой "Свободой" — и быстро осваивать новые методы работы с электоратом.

Плюс-минус
Повторить успех 2007-го регионалам не удалось как минимум по двум причинам: против них сыграла низкая явка избирателей (58% против 62% в 2007-м) и разочарование украинцев во власти. И тем и другим умело воспользовались коммунисты. Политтехнолог КПУ Андрей Золотарев утверждает, что у ПР и партии Петра Симоненко электорат во многом совпадает. Это жители юго-восточных областей в возрасте после 50-ти, как правило, со средним образованием. Золотарев считает: на этих выборах коммунисты набрали больше голосов, потому что построили свою кампанию на критике власти, перетянув на свою сторону часть колеблющихся сторонников ПР. Кроме того, они мобилизовали "левый" электорат, ранее поддерживавший Соцпартию и Прогрессивную социалистическую партию Наталии Витренко. Результат налицо: в сравнении с 2007 годом КПУ добавила в свою копилку почти 1,5 млн голосов.

На ошибках соратников умело сыграла "Свобода", в ходе кампании увеличившая число своих сторонников почти на 2 млн. "Но это не их родной электорат, не адепты радикально правых идей", — настаивает Фесенко. Неожиданный выбор украинцев он объясняет желанием найти достойных противников радикальным в методах парламентской борьбы регионалам. Сам Тягнибок эту теорию отрицает, называя главным соперником ОО "УДАР".

Если так, со своей задачей партия Виталия Кличко справилась не на все сто. Главной причиной недобора голосов — вместо прогнозируемых социологами 18% ударовцы набрали чуть меньше 14% — опрошенные Фокусом эксперты называют традиционную пассивность молодого электората (18–29 лет) новой партии, который планировал, но не пришел на избирательные участки.

Но даже этот скромный в сравнении с ожидаемым результат "УДАРа" должен заставить парламентских долгожителей насторожиться. Бекешкина вспоминает, что единственными, кто сумел улучшить свой результат, находясь в парламенте с 1998 года, остаются коммунисты. Остальным же партиям она советует выполнять данные во время выборов избирателям обещания. Дескать, разочаровавшись во власти, люди голосуют за оппозицию, а та, став властью, тоже не держит слово, поэтому единственный выход для избирателя — искать альтернативу.

Мария Жартовская, Фокус