Гражданская война. Зачем политсилы создают свои армии

"Спортсмены" власти против боевых ультраправых. Зачем украинские партии формируют уличные армии и стравливают их на политических акциях

Партии создают лояльные "уличные армии". Националисты пытаются взять под контроль фанатские движения и бойцовские турниры с преобладающим участием ультраправых, а партия власти рекрутирует традиционных спортсменов-наемников, проводя среди них идеологическую работу. Привлечение "уличных бойцов" к политическим баталиям становится яркой приметой новейшего времени.

Неспортивное поведение
На последних парламентских выборах молчаливые "бритоголовые журналисты" ворвались в окружкомы в Киеве, Киевской и Черкасской областях, где, по предварительным подсчетам, побеждали кандидаты оппозиции. Группы численностью до нескольких десятков человек предъявляли милиции удостоверения сотрудников СМИ, беспрепятственно заходили в помещения и перекрывали доступ туда настоящим журналистам, наблюдателям и представителям кандидатов. По мнению оппозиции, под таким прикрытием прошла фальсификация результатов голосования.

Миновало полгода. В Киеве во время антифашистского марша, искусственно созданного Партией регионов в противовес оппозиционной акции "Вставай, Украина!", группа "спортсменов", перед этим стоявших в оцеплении "антифашистов", прямо под стенами столичного главка милиции схлестнулась с группой оппозиционеров, среди которых превалировали сторонники ВО "Свобода". Случайными жертвами стали журналисты, которые и подняли шум. Так страна узнала о существовании Вадима Титушко — 20-летнего "антифашиста" из Белой Церкви, который и обидел журналистов (был задержан и вскоре выпущен под залог в 23 тыс. грн.).

Охрана по понятиям
Любители борьбы, бокса, фри-файта участвуют в украинской политике давно и регулярно. Просто ранее их роль была скромнее: оцепление на митингах, охрана политических мероприятий. Задача — следить за порядком среди своих и предотвращать провокации оппонентов. Конечно, можно нанять профессиональные охранные фирмы. Но это договор, белые деньги и сотрудники, которых можно найти. То ли дело "неизвестные крепкого сложения" — дешево, никаких обязательств и, главное, анонимность.

"Мы же не агентство, никто никаких документов не подписывает, в случае чего наниматель делает вид, что впервые о нас слышит", — объясняет Алексей (имя изменено), который занимается в одном из спортклубов в Броварах. Спортсмены выгодны в буквальном смысле слова. Вадим Титушко в видеообращении, которое он разместил в сети перед тем, как сдаться милиции, назвал сумму в 250 грн. за полдня работы. Источники Фокуса тариф подтверждают. Они же приводят и такие цифры: за ночь "работы" в окружкомах на прошлых выборах платили по 500 грн. на брата, а за целый день охраны одного из съездов Партии регионов под палящим солнцем — по тысяче.

Спортсмены рады заработку. Тренировки, утверждают они, отнимают много времени, работать можно разве что охранниками, которые даже в Киеве редко получают больше 3 тыс. грн. (и это если повезет устроиться, например, в ночной клуб). Правда, не под запись упоминаются и другие виды дохода — например, "крышевание" ларьков на рынках. Но лично никто в таком не признается.

Фокус выяснил, как организован процесс найма бойцов. "Спортсмены друг друга знают, — говорит Алексей. — Все встречаются на тренировках и турнирах. Поэтому когда заказчик ищет ребят "в работу", слух об этом быстро расходится между своими людьми, особенно благодаря соцсетям". Наниматель также может негласно обратиться напрямую к собственнику клуба. Хозяин же предлагает бойцам работу, поначалу не разъясняя деталей, а только обрисовав ее в общих чертах и назвав сумму. "Не хочешь — забыл и пошел заниматься своими делами", — объясняет Алексей.

Нанимателем на самом деле выступает посредник. Руководитель партийного штаба, которому нужна охрана на митинге, напрямую такими вещами не занимается. Но при штабе для таких целей всегда есть "специальный человек", так же, как есть люди, отвечающие за размещение заказных материалов в прессе или организацию аппаратуры на митинге. Такой человек, как правило, — выходец из спортивной среды. Иногда он прямо или опосредованно владеет клубом или несколькими — это очень облегчает задачу.

Антифашизм на марше
Как уверяет Алексей, в политику спортсмены идут только ради заработка. Так, одни и те же знакомые нашего собеседника в разное время охраняли митинги Партии регионов и "УДАРа" Виталия Кличко.

ВО "Свобода" обходится без наемников — там хватает идейных бойцов. Известная в узких кругах организация "Січ" (она же — "С-14") является молодежно-бойцовским крылом партии. Частично ее кадровый костяк перекрывается так называемыми "двИжами" — объединениями фанатов футбольных клубов (в Киеве это в первую очередь фаны ФК "Динамо", так называемые "хохлы", исповедующие ультраправую идеологию). Кроме того, по некоторым данным, эта политсила спонсирует регулярный турнир "White Rex/Іду на ви", привлекающий многих потенциальных уличных бойцов.

Правда, если "Свобода" — это правые, то правые — необязательно "Свобода". Среди тех же участников бойцовских турниров и/или футбольных фанатов хватает людей, которые по разным причинам не воспринимают данную партию. Но правая идеология в самом широком смысле объединяет их всех.

Ранее стихийным правым "боевикам" противостояли не менее стихийные "антифа" (сокращенно от "антифашисты"). Однако сегодня, в частности в Киеве, их движение фактически подавлено. "Как фактор уличной политики "антифа" практически не существуют", — утверждает правый блогер Дмитрий Ризниченко. По его мнению, если в Европе радикальная молодежь идет в левые, то в Украине для нее важнее вопросы национального возрождения.

С ним согласен журналист и левый активист Андрей Мовчан. "Левые переживают не лучшие времена, поскольку общество дико правеет. Сегодня очень трудно объяснять рабочим и студентам, что слава нации и смерть — вовсе не то, за что стоит бороться", — говорит он.

Вместе с тем активизируются "антифашистские" группы, существующие при содействии или под прямым контролем власти. Странным образом во многих случаях это движение плотно пересекается с уже описанными структурами спортсменов.

Так, в апреле активисты из Харькова попытались провести в Киеве выставку "Памяти жертв УПА". В инициаторах значилось несколько общественных организаций, но крепкие парни-активисты не скрывали своей принадлежности к харьковскому бойцовскому клубу "Оплот". Когда на место событий прибыли несколько десятков не менее крепких парней от "Свободы", харьковчане прямо предложили "померяться силами не на улицах, а в "Оплоте". Как и одноименный ночной клуб, это спортивное заведение считается подконтрольным харьковским властям.

А в Одессе в открытую набирают постоянных участников "антифашистских" акций, под которыми подразумеваются выступления в торжественные даты советской истории вроде 9 Мая и срыв мероприятий оппозиции. В феврале популярное местное интернет-издание сообщило, что пророссийское движение "Молодежное единство" предлагает юношам бесплатные занятия по боксу, кикбоксингу и борьбе в обмен на участие в акциях "антифашистов". Кандидатов предупреждают: побывать на мероприятиях понадобится в среднем раз в месяц.

Кто кому фашист
И левые, и правые радикалы выступают против действующей власти. Правые уверены, что власть развернула на них охоту. "Патриотов хотят запугать, — утверждает Евгений "Вортекс" Карась. — Но это возможно, только если нас начнут убивать, причем таких убийств должно быть не одно-два… В ином случае давление только мобилизует народ".

Левые считают, что правящий режим идейно близок фашизму. "Разворачиваемый антифашизм является типичным популизмом, поскольку фашистские настроения провоцирует поведение власти", — говорит Андрей Мовчан.

"Антифашистских" же боевиков Дмитрий Ризниченко называет обычными потенциальными уголовниками, которые поняли, что так можно хорошо устроиться.

Много шума
Самые громкие столкновения бойцов невидимого фронта

Май 2013-го, Днепропетровск
Группа молодых "спортсменов" напала на участников траурной акции, выступавших за празднование Дня скорби 8 мая вместо Дня Победы 9 мая. Митингующих, представлявших национал-демократические организации, забросали пластиковыми бутылками с водой и стульями из близлежащего кафе.

Апрель 2013-го, Донецк
Полтора десятка молодых людей, принимавших участие в пикете лекции посла США Джона Теффта о работе общественных организаций, проникли в помещение, где читалась лекция. Мероприятие свернули, посол спешно покинул здание. Впоследствии в штурмовиках опознали членов ультраправых организаций пророссийского толка, таких как запрещенный в Украине Евразийский союз молодежи и организация "Русский образ".

Июль 2012-го, Киев
На Лукьяновской площади завязалась драка между болельщиками ФК "Динамо" и ФК "Оболонь" с одной стороны и фанатами "Арсенала" — с другой. По словам очевидцев, в ходе драки болельщики "Динамо" выкрикивали националистические и нацистские лозунги. Пострадавшему фанату "Арсенала" пришлось удалить почку.

Июль 2012-го, Харьков
Группа "спортсменов" пыталась спровоцировать массовую драку с участниками митинга в поддержку Юлии Тимошенко. По данным оппозиционеров, среди провокаторов были члены спортивного клуба "Оплот". Они же подозревались в забрасывании пакетами с зеленкой защитника экс-премьера Сергея Власенко.

Май 2011-го, Львов
Делегация ветеранов войны из разных регионов Украины, прибывшая на массовую акцию в честь Дня Победы, подверглась атаке бойцов националистических сил. В ходе стычек депутат горсовета Олег Ковпак был ранен выстрелом из травматического пистолета. В тот же день был избит руководитель местного отделения Антифашистского комитета Украины Александр Каленюк.

Апрель 2009-го, Одесса
В драке с "антифашистами" зарезан активист "Січі" Максим Чайка. Гибель Максима стала первым скандальным убийством в ходе уличных драк между левыми и правыми радикалами.

Василий Кнайпа,
Фокус