Как отправить власть в отставку: правовые сценарии Евромайдана

Референдум, роспуск парламента, импичмент президента и другие юридические сценарии развития еврореволюции

Related video

Многое в жизни независимой Украины меняла политическая целесообразность. Под влиянием этого фактора в 2005 году проводили третий тур выборов, не предусмотренный Конституцией, в 2007-м президент Виктор Ющенко подписал спорный указ о перевыборах Верховной Рады, а три года спустя Основной Закон был изменен решением Конституционного суда, не имеющего полномочий законодательного органа. Будет ли вопрос политической целесообразности ключевым в этот раз, зависит от количества людей, которые выйдут на акции протеста. Фокус выяснил процедуры легитимизации политических требований евромайдана, сроки выполнения и подводные камни, на которые может напороться этот процесс. Картину правового обоснования воли Майдана нам помогали составить эксперты по конституционному праву Александр Евсеев и Алексей Бруслик, бывший представитель парламента в Конституционном суде Ярослав Мендусь и директор Института избирательного права Юрий Ключковский.

Второй шаг — решение об обвинении президента. Верховная Рада должна принять его конституционным большинством — 300 голосов. Далее вступают Конституционный и Верховный суды. Первый проверяет, придерживалась ли следственная комиссия конституционной процедуры расследования, второй делает выводы о содержании признаков преступления в обвинении.

На последней стадии принятия решения об отстранении президента от должности за него должны проголосовать три четверти депутатского корпуса, то есть 338 человек. Исполняющим обязанности главы государства становится глава Кабмина.

Срок реализации. Не менее полугода.

Препятствия. Импичмент президента в Украине является делом юридически сложным и четко не выписан. Отсутствуют законы об импичменте, специальном следователе и специальном прокуроре, вводящие институт обвинителей президента и подробно прописывающие процедуру обвинения с последующим отстранением президента от должности. Велика вероятность недобора необходимых для импичмента голосов в Верховной Раде.

Срок реализации. Свыше трех месяцев.

Препятствия. Президент в вышеназванном случае имеет право распустить парламент, но не обязан делать это. Если расформирование депутат­ского корпуса грозит политической нестабильностью или несет угрозу целостности государства, он может не воспользоваться своим правом. 30-дневную неспособность парламента начать пленарные заседания в состоянии прервать провластное большинство, собравшись на заседание вне стен здания Верховной Рады.

Срок реализации. Не более 60 дней.

Препятствия. Необходимы весомые (желательно экономические) аргументы для того, чтобы убедить президента принять решение об отставке правительства. Депутаты могут отказаться поддержать парламентским большинством назначение на пост премьера новых претендентов, кандидатуры которых внесет в Раду президент. А пока не начнет работу новый состав Кабмина, члены старого будут исполнять свои обязанности.

Срок реализации. Около полугода.

Препятствия. Велика вероятность того, что депутатский корпус не даст 300 голосов за. Возвращение новой старой Конституции чревато еще одним политическим кризисом, так как она предусматривает компромисс политических сил на стадии формирования коалиции, что в условиях сегодняшних украинских реалий практически невозможно.

Два последних сценария маловероятны. Во-первых, поправки к Конституции 2004 года утратили юридическую силу, что лишает суд права на их пересмотр. Во-вторых, у парламента нет полномочий оспаривать решение Конституционного суда. К тому же в случае признания того, что Основной Закон образца 2004 года был, вопреки решению КС от 2010 года, все же принят без нарушений, остается неразрешимым вопрос, что делать с законами, принятыми с осени 2010-го. И еще один нюанс — на подходе новый законопроект о внесении изменений в Конституцию, над текстом которого сейчас работает Конституционная ассамблея. А это обстоятельство снимает стратегическую необходимость возвращаться к Основному Закону 2004 года.

Срок реализации. Не менее полугода.

Препятствия. Вопросы, связанные со сменой власти, на референдуме не рассматриваются, так как они входят в компетенцию других органов власти. Нет смысла выносить на референдум и тему вступления Украины в ЕС, поскольку пока обсуждается только подписание соглашения об ассоциации с ЕС. Правда, при помощи референдума можно узнать мнение украинцев о том, подписывать или не подписывать соглашение, однако его результаты будут иметь только рекомендательный характер.

Дмитрий Орлов, Фокус