Может ли бунт сепаратистов перекинуться на Одессу

Захваты административных зданий в Одессе откладываются. Силы пророссийских активистов и тех, кто поддерживает единую Украину, в городе практически равны

Related video

Форпост противников новой украинской власти в Одессе расположился в нескольких шагах от железнодорожного вокзала — на Куликовом поле. С виду он мало чем отличается от киевского Майдана, разве что масштабом. Военных палаток здесь всего десять. В остальном все так же: штабеля дров, работает полевая кухня, посреди палаточного городка сцена со звуко­усиливающей аппаратурой. Сходства придает и то, что палатки стоят напротив массивной колоннады здания одесского Дома профсоюзов.

Над лагерем развеваются флаги. Как ни странно, российских триколоров не видно. Зато повсюду имперские — черно-желто-белые. Нашлось место и для двух украинских стягов — видимо, для того, чтобы одесских антимайдановцев лишний раз не обвиняли в сепаратизме. Передняя часть сцены украшена баннером с огромной надписью "Источником власти является народ", а вот другие плакаты уже поинтереснее будут. Неосмотрительных одесситов предупреждают об опасностях ЕвроСодома.

Голоса над площадью
В разгар рабочего дня в лагере около полусотни человек, многие в камуфляже. Плазменный экран, установленный на сцене, непрерывно транслирует телеканал "Россия 24". "То, что происходит сейчас на Украине, страшно, это гражданская война!" — разносится по округе голос российского премьера Дмитрия Медведева. Эти слова находят сочувственный отклик у собравшихся возле сцены.

Распознав во мне журналиста, крепкий мужчина в камуфляже, представившийся Александром и членом "Черноморского казачества", с ходу бросает, что все ужасы, происходящие в стране, на совести необъективных украинских СМИ. А тут еще и российские телеканалы как назло отключили. Смотреть московские новости народные ополченцы ходят на Куликово поле. А то и сами пытаются стать героями новостей. Благо от российских корреспондентов нет отбоя.

Не любят здесь и националистов, особенно радикалов из "Правого сектора". Лагерь на Куликовом поле устроен так, чтобы в случае атаки непременно отбить нападение. Периметр прикрывают заграждения из мешков с песком, а ударные группы активистов вооружены палками и щитами.

Так же, как и в других регионах, здесь открещиваются от обвинений в сепаратизме. При этом не скрывают пророссийской ориентации, хвалят Таможенный союз, хотят федерализации и ругают Запад. Даже сохранение нынешних границ Украины для активистов имеет собственные резоны: "Если начнем страну делить, западные области отойдут Европе, и там построят базу НАТО. Зачем оно нам надо?" — вопрошают они.

ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ: Что думает губернатор Одесской области о местном сепаратизме

Правда, пока одни активисты раздумывают над тем, стоит ли дальше играть на обострение конфликта, бежавший в Москву одессит — руководитель Союза православных граждан Украины Валерий Кауров из Белокаменной сообщил о создании Одесской народной республики. Себя любимого, как и следовало ожидать, он уже провозгласил "народным президентом".

Померяться силами
Оппоненты Куликова поля тоже не сидят без дела. До бегства Януковича одесский евромайдан насчитывал несколько сот человек. Массовой поддержкой горожан он не пользовался. Зато после расстрела людей на Институтской, а главное, после российской агрессии в Крыму ситуация изменилась. На антивоенные митинги в Одессе стали выходить тысячи людей. Кроме ядра из либералов и нацио­налистов, силами которых изначально и создавался местный Майдан, на улицу вышли те, кто еще недавно выступал за хорошие отношения с Россией, за русский язык, а также против НАТО. Митинги за единство Украины сейчас собирают не меньше 3–4 тыс. участников. Многие, кто приходит, по-прежнему не разделяют идей Майдана, но поддерживают территориальную целостность Украины.

"В Одессе в принципе невозможна ситуация, когда 100–200 человек захватили бы какое-то здание, а все остальные, кто с этим не согласен, сидели бы и боялись, — уверен депутат Одесского облсовета Михаил Шмушкович, координирующий инициативу "За мирный протест". — Наоборот, оппоненты соберут столько же людей и попытаются отбить позиции". Судя по незначительному числу милиции в Одесском областном совете, местные власти тоже считают захваты маловероятными.

Впрочем, в южных районах области — Бессарабии — пророссийские настроения все же преобладают. По уровню поддержки Партии регионов эта территория в последние годы сравнима с Донбассом. Территориально Бессарабия — это анклав, который по суше соединен с Украиной только через Молдову. На ее огромной территории, граничащей с Румынией и Молдовой, проживают сотни тысяч людей разных национальностей: болгары, гагаузы, украинцы, молдаване, русские. При этом гагаузская, болгарская и молдавская общины негативно воспринимают высказывания украинских националистов, например, по вопросам языка и национальной идентичности. "Эти районы бедны, с плохими дорогами, без нормальной социальной сферы, — говорит Шмушкович. — На фоне провокационных заявлений националистов, отсутствия серьезных армейских подразделений здесь нельзя полностью исключить сценарий, подобный тому, что происходит в Донецкой и Луганской областях".

Еще один фактор риска — граница с Приднестровьем, которая тянется почти через всю западную часть области. Правительство непризнанной республики ориентировано строго на Россию, а на ее территории находится около тысячи российских военных. О том, что у них в головах, одесская власть предпочитает не думать. Во всяком случае делает вид, что проблемы не существует, а если она и есть, то не настолько критична, как на востоке страны.

На блокпостах активисты дежурят вместе с милицией. Как правило, это два экипажа ГАИ, вооруженных автоматами. С ними находятся до двух десятков человек без оружия. Зато каждый из них экипирован бронежилетом, наколенниками и другими средствами защиты. "Идея постов в помощь милиции, а также информирование — это позволяет понимать, что происходит на въездах в город, — рассказывает координатор одесского евромайдана Зоя Казанжи. — Машины мы не проверяем, зато можем сообщить что-то важное милиции". По ее словам, на одном из блокпостов активисты уже помогли обнаружить взрывчатку в сумке, которую везли из Приднестровья, на другом — спасли жизнь человеку, которого сбила машина.

После Пасхи созданием собственных блокпостов озаботились и представители Куликова поля. В начале этой недели их первый заградительный пункт появился в районе Фонтанки, скоро антимайдановцы обещают расширить географию блокпостов на весь город.

Все, что происходит на противоборствующих майданах Одессы, больше напоминает странную игру, для участников которой главное не победа, а участие. И если тактика каждой из команд ограничится исключительно строительством блокпостов, пусть играют.

Виталий Атанасов, Фокус