Толковые точки. В моду входят магазины общения

Кто-то ходит в магазины за новой одеждой и обувью, а кто-то – за новыми впечатлениями и общением. Фокус побывал там, где можно совместить то и другое

Related video

"Отнести вещи в примерочную? Хотите кофе, чай или, может, чего-нибудь покрепче? Еще у нас есть книги и журналы – можно посмотреть", – несколько лет назад услышать такое было невозможно, особенно в магазинах с демократичными ценами. Одним из первых в Киеве новый подход к шопингу опробовал магазин "Амстердам", где посетитель мог не только купить оригинальную дизайнерскую одежду и украшения, но и поучаствовать в арт-проектах, полистать новые книги, найти единомышленников. Со временем магазин вырос в сеть клубов по интересам, найти их можно не только в столице, но также в Чернигове и Львове.

– Мне нужно, чтобы в магазине всегда что-то происходило, – говорит Наталья Исупова, хозяйка известного в богемных кругах магазина GoodBuyFashion.

Идею комиссионки, где можно купить дизайнерские и винтажные вещи, ей подсказала подруга. У девушки шкаф ломился от надоевшей одежды.

– Я ей в шутку сказала: давай будем твоими вещами торговать. Так и получилось, – вспоминает Наталья.

Свой проект она называет продолжением киевского Сенного рынка, только в теплом приятном месте, а покупатели для Натальи – скорее гости, чем клиенты. В квартире со старинной мебелью, где разместился GoodBuyFashion, каждому предлагают чай с вареньем и бубликами. А по четвергам в магазине проходят вечеринки.

– Приглашаем всех желающих, каждый приносит угощение, – рассказывает Наталья. – Обмениваемся информацией, кто-то находит партнеров, кто-то друзей. Люди приходят за общением, обычный шопинг им уже не интересен.

Места знать надо

"Можно кого-нибудь из продавцов? Что это у вас такое?" – мужчина в кожаных куртке и кепке, видимо, попал в магазин "Пюре" случайно и явно недоумевает, глядя на клетчатые воротнички, которые продаются отдельно от рубашек, и вязаные перчатки с пришитыми на них ярко-розовыми пластиковыми шипами.

– Часто заходят случайные люди? – спрашиваем идеолога и хозяйку магазина Татьяну Кремень, в шутку называющую себя "хозяином, байером и уборщицей".

На руках у нее перчатки с розовыми шипами.

– Бывает, – отвечает Татьяна. – Первый месяц нас путали со столовкой, часто забегали перекусить.

Потом чаще стали приходить молодые неплохо зарабатывающие люди, которые любят хорошо и необычно одеваться. Собственно, из любви к необычной одежде магазин и вырос.

– Мы с напарником два года назад поехали в Лондон, гуляли по городу. Он шопоголик, и я шопоголик, мы очень страдали от дефицита хороших и веселых магазинов в Киеве, – вспоминает Татьяна.

Потом страдать перестали и перешли к делу. Заодно и от шопоголизма избавились – теперь они продают чаще, чем покупают.

Еще "Пюре" – место паломничества девочек-подростков. Причем привлекают их не только яркие футболки и платья. Например, в одной из примерочных лицом к зеркалу стоит на коленях манекен в кованых наручниках и с кляпом во рту. Рядом небольшая комната отдыха, полностью оббитая светлым мехом. В соседнем помещении продаются пластинки.

– Мы надеялись, что "Пюре" станет местом, которое будет притягивать приятных нам людей. Так и вышло, – улыбается Татьяна.

Таких выросших из идеи магазинчиков появляется все больше. В прошлом году вслед за "Пюре" в столице открылись бутик The One, обувной шоу-рум ShoeShoe, магазинчик хендмейда "Ятки" и лавка с сувенирами ручной работы на первом этаже киевского арт-центра "Я. Гретера".

Рай для шопоголика

– Могу вам чем-нибудь помочь? – спрашивает консультант в шоу-руме The One у блондинки в модной куртке, туфлях на высоких каблуках и с большим пакетом с логотипом Zara.

– Нет, спасибо, – отвечает та.

– Жаль, – вздыхает консультант Ирина, маскируя легкую иронию.

Девушки, забредающие в подвальчик The One по дороге из Zara, – не их аудитория. Блондинка рассматривает хлопковые сарафаны с объемными юбками необычного кроя, туфли с носками в форме шестиугольника, но выходит из магазина без покупки.

– Бывает, заглядывают случайные люди, что-то покупают, а потом возвращаются уже как постоянные клиенты. Приходят попить чай-кофе, поговорить, – рассказывает Ира и дает понюхать авторские духи с ароматами топленого молока и ванильного печенья, мха и даже сыра с плесенью – надеемся, что к нам приходят эстеты.

– У нас проект некоммерческий, – отмечает хозяйка еще одного магазина нового для нас типа The One Алина Малюшкина. – Хорошо бы выйти на самоокупаемость, но наша основная идея – пропаганда хорошего вкуса.

Ради этого в ход идут вещи от украинских дизайнеров Владимира Подоляна, Кристины Бобковой, Артема Климчука, Анны Сосновской, есть и авторские аксессуары. Главный принцип – все в единственном экземпляре.

– Например, эти туфли – из Лондона, их даже через интернет не закажешь. Были еще фиолетовые, теперь остались только эти.

Вместе с консультантом разглядываем черные с зеленой отделкой туфли на высоком деревянном каблуке.

– За такие можно и душу продать.

– Можно, но ненадолго, до следующей пары, – смеется она.

Ненадолго продать душу можно и за увесистый альбом с работами мексиканского художника Диего Риверы или иллюстрированный том Микеланджело, которые продаются в магазине FabricaShop.

– Обычно, когда приходишь в магазин, над тобой постоянно стоит продавец, – делится наблюдениями автор идеи Анри. – А для нас главное – непринужденная атмосфера.

В небольшой светлой мансарде – книжные полки с арт- и фотоальбомами, скульптуры восточных божеств, низкие диванчики, негромко играет индийская музыка.

Все на корточках, как на Востоке, – объясняет Анри.

Для него магазин – реализация сразу двух желаний. Он всегда мечтал о мансарде, а книги и журналы по искусству, фотографии, архитектуре и дизайну – то, чем он увлекается и сейчас.

Дружить магазинами

– Напиши, что у нас можно не только туфли купить, но еще есть WI-FI, пуфики, журналов целая куча, – старается ничего не забыть Ната Валевская, владелица шоу-рума ShoeShoe.

Пока к ним в магазин, который представляет собой небольшое подвальное помещение, обклеенное страницами из модных журналов и уставленное стеллажами с красивой обувью, приходят в основном за новыми туфлями или ботинками. Хотя изначально планировалось, что сюда будут идти как в клуб. В магазине шутят: "Клуб анонимных шузоголиков".

– В твоем размере есть еще такие, примерь, – Ната достает с полки коробку с черно-белыми лаковыми балетками.

Пока я размышляю, что выбрать – классические черные лодочки, которые дешевле, или лаковые балетки, которые выглядят эффектнее, муж Наты и совладелец магазина Андрей советует:

– Бери лаковые, они более трендовые.

Он вообще непринужденно жонглирует словосочетаниями вроде "хайкеры на танкетке". ShoeShoe вырос из семейного увлечения красивой обувью и интернет-блога, который работает и сейчас.

– Со временем обороты стали большие, по сто пар в месяц заказывали, держать дома все было нереально, – рассказывает Ната историю появления своего шоу-рума.

И если первые полтора-два года это было хобби, теперь оно выросло в полноценный бизнес.

Тем не менее такие проекты – дело, которое приносит скорее удовольствие, чем прибыль. "Это хобби, которое, я надеюсь, перерастет когда-то в большой бизнес", – говорит Татьяна Кремень из "Пюре". Надеются на это владельцы и других магазинов, для чего ищут разные пути. В "Пюре" привлекают для эксклюзивного сотрудничества отечественных дизайнеров, в ShoeShoe – готовятся представить придуманную совместно с украинским дизайнером Юлией Костиной коллекцию обуви, в The One – поощряют клиентов делиться идеями в ателье, которое работает при магазине.

Магазин Toshoshop, который предлагает оригинальную одежду из Японии, Тайваня и Малайзии, возник в результате желания его владельца Артема Костоварова совместить приятное с полезным – то есть путешествия и покупки.

– Сначала мы возили яркие молодежные вещи, – рассказывает Артем. – Потом к нам начали приходить люди постарше, и мы для них стали привозить вещи-трансформеры.

Теперь магазин переезжает.

– Наступает стадия бизнеса, – смеется Артем.

Новое помещение будет удобнее и ближе к коллегам. Владельцы расположенных неподалеку друг от друга магазинов думают о том, чтобы общими усилиями сделать шопинг-гид. В ShoeShoe проект уже называют "альтернативой Крещатику".

Хобби всемирного масштаба

Многие всемирно известные бренды выросли из хобби их создателей

Коко Шанель с шести лет воспитывалась в монастыре, где научилась шить. Но из-за плохого зрения самым простым для нее стало изготовление шляпок. Позже Коко открыла магазинчик в Париже, в котором стала продавать шляпки собственного производства.

Создатель популярной косметики Ив Роше начинал свое дело с мини-лаборатории на собственном чердаке. Там он вместе с друзьями создал первый лечебный крем на основе целебных трав, который начал продавать с помощью объявления в газете.

Всемирно известный интернет-аукцион EBAY вырос из сайта, который сделал для своей невесты студент Пьер Омидьяр. Пьер написал программу, дававшую возможность продавать и покупать вещи онлайн.

История марки United Colors of Benetton началась с желтого свитера, который Джулиана Бенеттон связала для брата. Он пришел в нем в магазин, где работал помощником продавца, и произвел фурор. Лучиано Бенеттон начал продавать яркие свитера сестры в своем магазине.

Сеть магазинов Victoria"s Secret началась с неудачного похода в магазин женского белья американца Роя Реймонда. Он хотел сделать подарок супруге, но не привыкшие работать с мужчинами продавцы не смогли ему помочь. После этого Реймонд открыл магазинчик женского белья в Сан-Франциско.

Юлия Куприна, Фокус