Кто и как пытается разжечь сепаратизм на западе Украины

В Закарпатье высадился десант съемочной группы российского Первого канала. Под прицел телекамер попали не привычные российскому зрителю «бендеровцы», а простые венгры, густо населяющие эту часть украинской территории. Все, что интересовало журналистов, работающих на московскую пропагандистскую машину, — ущемление прав венгерскоязычного населения и необходимость провозглашения автономии, о чем не первый год говорят сами венгры

Уже почти шесть лет в Закарпатье существует самопровозглашенная Республика Подкарпатская Русь с собственным правительством. Ее премьер-министр Петр Гецко широкой украинской публике почти неизвестен, зато в России он частый гость центральных телеканалов, а его сепаратистские заявления без конца цитирует московская пропаганда. "С российской стороны, безусловно, поддержка есть, — заявил Гецко корреспонденту Фокуса. — По крайней мере информационная. О другой можно будет говорить после реализации результатов закарпатского областного референдума 1991 года".

Впрочем, с недавних пор подбивать к недовольству русинов Петру Гецко гораздо сложнее. Его анти­украинской деятельностью заинтересовалась СБУ, объявив активиста в розыск. Гецко сбежал. "Сейчас он находится в Москве и теперь свои заявления делает оттуда, — говорит народный депутат Иван Бушко, избранный в округе в Закарпатской области. — Большой вероятности, что он что-то расшатает, нет. У него если и есть поддержка местного населения, то очень невысокая".

После того как в марте 2012 года суд приговорил одного из русинов-сепаратистов — священника Дмитрия Сидора к трем годам лишения свободы, антиукраинский пыл в рядах непризнанного нацменьшинства почти угас. Но теперь, глядя на оккупированный Крым и признание украинской властью крымских татар его коренным народом, аналогичного статуса для себя в Закарпатье потребовали русины. И хотя данное заявление осталось без внимания Киева, стоит российской пропаганде включиться здесь на полную катушку — и локальное недовольство при поддержке России развернется в уже известный восточный сценарий. Ведь большинство рядовых дончан, к примеру, еще пару месяцев назад тоже не знали значения слова "федерализация", а теперь массово поддерживают сепаратистов.

Дестабилизирующие шаги России в отношении Украины — явление предсказуемое. А вот подвох, подготовленный Венгрией, оказался неприятным сюрпризом. Премьер-министр этой страны Виктор Орбан за четыре дня успел дважды высказаться о необходимости предоставления венграм Украины двойного гражданства и автономии. Правда, уже после первого заявления чиновник оправдывался — дескать, имел в виду не территориальную, а культурную автономию. Но чего бы на самом деле ни требовал Орбан, в условиях де-факто военного времени в Украине такие заявления только способствуют расшатыванию и без того нестабильной ситуации в стране.

"Венгры хотят иметь гарантии сохранения своих прав, возможности свободных поездок в Венгрию, в Европу. Поэтому вопрос национального самоуправления и двойного гражданства имеет определенную поддержку среди общины", — поясняет слова Орбана народный депутат Иштван Гайдош, возглавляющий Демократический союз венгров Украины. — Но восточный сценарий разыграть здесь было бы намного сложнее. Хотя политика есть политика, поэтому на сто процентов исключать ничего нельзя. Способствовать такому сценарию мог бы экономический кризис, вторжение извне, необдуманные шаги власти, направленные на сокращение существующих прав нацменьшинств".

Еще четыре года назад парламент Венгрии принял закон, позволяющий по упрощенной процедуре выдавать паспорта этническим венграм, проживающим в соседних странах. Словакия, где в то время проживало более полумиллиона венгров, расценила этот шаг как посягательство на собственную территорию. Украина резких заявлений не делала, хотя о проблеме двойного гражданства власть знает. "Многие венгры (проживающие в Украине. — Фокус) уже и так получили венгерские паспорта", — рассказывает Иван Бушко.

Активную работу с венграми Закарпатья осенью прошлого года начала радикальная венгерская партия "За будущее Венгрии" ("Йоббик"). Тогда это больше напоминало неприкрытую агитацию перед предстоящими весной 2014 года выборами в венгерский парламент. Ведь благодаря выдаче украинцам венгерских паспортов в Закарпатье у "Йоббика" появились потенциальные избиратели. Однако уже после попадания в парламент партия стала делать и более радикальные заявления. К примеру, на апрельской сессии ПАСЕ делегат от этой политсилы заявил, что Крым — российский, а Закарпатье — венгерское. Представители РФ не удержались от аплодисментов.

Впрочем, такая активность членов "Йоббика" вряд ли останется безнаказанной. Правоохранительные органы Венгрии уже заподозрили Белу Ковача — депутата Европарламента от этой партии — в шпионаже в интересах Москвы. Поэтому генпрокурор Венгрии обратился в Европарламент с просьбой лишить Ковача депутатской неприкосновенности.

Отслеживать проявления сепаратизма в Закарпатье, в том числе и в СМИ, недавно пообещал и украинский прокурор Олег Сидорчук, возглавляющий Закарпатскую областную прокуратуру. Однако результатов этой работы пока не видно: российским журналистам по-прежнему ничто не мешает снимать тенденциозные сюжеты об Украине на ее же территории. А раз так, новой волны сепаратизма в Закарпатье осталось ждать недолго. Доказано Донбассом.

Юлия Самсонова, Фокус