Монстр Януковича

Пока парламентская оппозиция при поддержке Президента борется за свои виртуальные права с «антикризисной коалицией», правительство Януковича укрепляет свою власть. Готовится создание мегаминистерства, которое будет распоряжаться третью бюджета страны

Related video

После триумфального возвращения Виктора Федоровича в здание на улице Грушевского, 12 и вступления в силу изменений к Конституции, его правительству дали возможность рассматривать вопрос о количестве министров и сфере их ответственности самостоятельно, без оглядки на Президента и парламент. Первый шаг уже сделан – 1 мая Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ превратится в два ведомства: Министерство региональной политики и строительства и Министерство ЖКХ. Следующим шагом ожидается создание социального мегаминистества, которое может поглотить министерства труда и социальной политики, охраны здоровья, по вопросам семьи, молодежи и спорта, а также Пенсионный и другие социальные фонды, и станет распоряжаться практически третью бюджета Украины.

Размножение делением
В свете нерешенности вопроса "кто главный начальник над местными госадминистрациями: Президент или премьер?" появление Министерства регионального развития и строительства выглядит весьма актуальным. Умело используя такую структуру, правительство может если не подчинить себе региональную власть, то как минимум контролировать ее действия.

К сожалению, четкий круг обязанностей двух новых министерств куратор этого направления и главный двигатель этой идеи вице-премьер, по совместительству министр строительства, архитектуры и ЖКХ, Владимир Рыбак так и не обозначил. Сейчас в министерстве департамент региональной политики занимает очень незначительную часть, но, судя по тому, что в названии созданного министерства "региональное развитие" стоит на первом месте, то именно это направление и будет приоритетным. Это также косвенно подтвердил и Владимир Рыбак: "Мне нужно сосредоточить внимание на развитии регионов, начиная с кадровых вопросов и заканчивая взаимоотношениям центра и регионов".

Почему региональное развитие оставили в связке со строительством, а не строительство – вместе с ЖКХ, как планировалось ранее, Владимир Рыбак объясняет так: "Практика показала, что в одной системе нельзя совместить строителей, которые, в общем-то, адаптировались к рыночным условиям, и ЖКХ, которое находится на начальном уровне развития".

Но, по информации Фокуса, на такой шаг "регионалы" пошли из-за необходимости быстро создать соответствующий контролирующий орган. Поскольку региональный департамент был незначительной структурой в системе ведомства, то выведение его в отдельную структуру было бы фактически организацией отдельного министерства, и перед его созданием возникла бы необходимость вносить в парламенте изменения в государственный бюджет, что значительно затянуло бы весь процесс. Поэтому пошли другим путем и разделили министерства "пополам". На первое время они смогут просто распределить бюджет министерства строительства, архитектуры и ЖКХ, хотя ведомство регионального развития и строительства потребует намного больше затрат, чем министерство ЖКХ. Впоследствии же, когда процесс будет запущен и министерства уже будут отдельными структурами, убедить депутатов увеличить объем их финансирования будет намного проще и быстрее.

Владимир Рыбак старается сохранить интригу в вопросе кандидатур будущих министров, заявляя, что на каждое из двух кресел претендует по пять-шесть министров. Сам он отказался совмещать должности вице-премьера и главы одного из министерств. Тем не менее, как выяснил Фокус, круг претендентов намного меньше. Кресло министра ЖКХ может занять мэр Комсомольска Полтавской области Александр Попов, который уже вышел на работу заместителем Рыбака. Но его кандидатура не утверждена на высшем уровне, в отличие от министра регионального развития члена СДПУ(о), замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ по вопросам координации работы с ВРУ Алексея Ищенко, который получил карт-бланш лично от Виктора Януковича и уже рекрутирует чиновников в свое будущее ведомство. При таком выборе Виктор Федорович предпочел видеть министром регионов "эсдека", а не своего "луганского", тоже претендовавшего на этот пост – главу парламентского комитета по вопросам строительства, региональной политики и местного самоуправления Виктора Тихонова. Говорят, что премьер остановился на Ищенко не без помощи Рыбака, который активно проталкивает своего подчиненного на эту должность. Решение премьера не лишено прагматизма. Инженер-строитель по образованию и экс-компартийный функционер Алексей Ищенко с 2002 по 2005 гг. был замглавы администрации Президента Виктора Медведчука и руководил управлением организации кадровой работы и взаимодействия с регионами в АП. Наработанные связи и опыт жесткого контроля над местными администрациями – достаточно веский аргумент в пользу Ищенко. В связи с этим становится очевидно, что Януковичу необходимо иметь на должности министра человека не столько знающего проблемы местных властей, сколько владеющего искусством контроля и подчинения себе региональных элит.

Мегастерство
Идея объединения всех министерств социального направления не нова. Во многих европейских странах она воплощена в жизнь. В частности, Эстонии и Нидерландах. В Российской Федерации также решили пойти по этому пути. Когда президент Владимир Путин взял курс на усиление властной вертикали России, в начале 2004 г. было создано министерство здравоохранения и социального развития РФ, под контроль которого попали все вопросы здравоохранения, труда и социального обеспечения, в том числе Пенсионный фонд, а также фонды социального и медицинского страхования.

Последовать этому примеру, видимо, хотят и украинские реформаторы. Реализацию этой идеи активно лоббирует министр труда и социальной политики, член СДПУ(о) Михаил Папиев. Необходимость такого шага аргументировал Фокусу директор Института проблем управления им. Горшенина Кость Бондаренко: "Сейчас у нас в социальной сфере происходит большая путаница. Например, Министерство социальной политики курирует пенсии по инвалидности, но структуры, которые занимаются освидетельствованием граждан на инвалидность, находятся в подчинении Министерства здравоохранения, то же самое происходит с медицинским страхованием". Если эти проблемы устранить, то, говорит политолог, порядок в социальной сфере можно будет навести намного проще. Для этого, как минимум, необходимо объединить Министерство охраны здоровья с Министерством труда и социальной политики и подчинить объединенному ведомству все социальные фонды, в том числе и пенсионный, который сейчас находится в ведомстве министерства финансов.

Тем не менее, считает директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала, понять логику такой идеи трудно: "Объединение здравоохранения с социальной политикой или культурой, со своей только им присущей спецификой выглядит как неоправданный "прожект". У этого проекта много противников и в высших эшелонах Кабмина.

В окружении гуманитарного вице-премьера Дмитрия Табачника такую реорганизацию встретили с непониманием, опасаясь, что в дальнейшем она может негативно сказаться на самом вице-премьере, несмотря на то, что мегаминистерство будет находиться под его контролем. Эта реакция объясняется тем, что в отличие от опосредованного контроля вице-премьера, принимать кадровые, а главное, финансовые решения (порядка 50 млрд. грн.) будет один человек.

В поддержку реорганизации социальных ведомств уже запущен механизм принятия закона "О едином фонде социального страхования", который призван объединить все социальные фонды. В случае его утверждения возникнет необходимость создать министерство для контроля деятельности этого фонда. Однако в "антикризисной коалиции", и даже внутри Партии регионов единого мнения по этому поводу нет. Против этого "ноу-хау", в частности, активно борется лидер "регионалов" в парламенте Раиса Богатырева, которая отстаивает отдельное существование Министерства охраны здоровья. Благодаря ее лоббистским навыкам законопроект уже удалось завернуть в профильный комитет "на доработку".

Судьба единого социального министерства находится в руках премьер-министра и зависит от того, насколько он прельстится выгодами проекта. Основой привлекательности может стать для Януковича перспектива оперативного решения вопросов различных социальных выплат перед выборами. Их и раньше решали достаточно волюнтаристскими методами. Такие "раздачи" можно проводить и без объединения министерств. Но под крышей одного ведомства это можно будет сделать проще и быстрее, особенно в случае досрочных выборов.