Разделы
Материалы

Коммандос в Дьеппе. Забытая история первой высадки союзников во Франции

Владимир Кузьменко
Немецкие военные позируют для фото на подбитом танке "Черчилль" / Фото: veterans.gc.ca

75 лет назад союзные войска успешно высадились на французское побережье в Нормандии и открыли второй фронт, сделав поражение нацистской Германии неизбежным. Фокус вспоминает о первых попытках британцев высадиться во Франции

6 июня 1944 года военные подразделения 12 стран высадились в Нормандии, осуществив крупнейшую в истории десантную операцию. Ее успеху способствовали не только напряженная работа штабов, служб тыла и мужество военных, но и изучение собственного горького опыта. На страницах книг о Второй мировой войне почти незаметными выглядят первые попытки британских войск летом 1942 года высадиться на материковую Европу.

Ситуация на фронтах летом 1942 года

К лету 1942 года ситуация для союзников почти на всех театрах боевых действий выглядела не слишком оптимистичной. В Африке британцы потерпели поражение от немецко-итальянских войск Эрвина Роммеля и отступали в Египет. На советско-германском фронте после неудачных весенних наступлений Красной армии под Харьковом, на Керченском полуострове и вблизи Ленинграда вермахт прорвал оборону на юге и быстрым маршем двигался к Сталинграду и вожделенным месторождениям нефти в Баку. В Атлантике немецкие субмарины повсеместно охотились на конвои союзников, нанося чувствительные потери их военному и торговому флоту. В Юго-Восточной Азии японцы заняли Бирму и готовились к вторжению в Индию. Только на Тихом океане американцы в битве за Мидуэй перехватили инициативу у японцев и пошли в наступление.

В этой ситуации союзникам нужна была победа в Европе, которая подняла бы боевой дух, показала силу антигитлеровской коалиции и оттянула часть сил нацистской Германии и ее сателлитов. Такую операцию задумали провести британские власти и для ее воплощения нашли подходящего человека, который символизировал собой храбрость островной империи.

Лорд Маунтбеттен

Лорд Луис Маунтбеттен был смелым и безрассудным морским офицером. На момент начала войны он командовал 5-й флотилией эсминцев британского Королевского флота. Многие отмечали, что Маунтбеттен был честолюбивым, амбициозным человеком, нередко вел себя высокомерно, пытался выслужиться перед руководством. В первые годы войны он прославился не столько как успешный капитан, а скорее как рубака-парень. Маунтбеттен не имел значительных талантов, но имел другое — связи. Он был кузеном короля, доверенным человеком премьер-министра Уинстона Черчилля, был знаком с американским и британским истеблишментом (послы, бизнесмены, аристократы, звезды Голливуда).

Лорд Луис Маунтбеттен

Неудивительно, что в прессе он считался героем, способным добиться победы, да и сам он ревностно охранял сложившуюся репутацию. Будучи мастером самопиара, Маунтбеттен принял участие в съемках агитационного ролика к фильму о войне с немцами, в то время как другие командиры сражались с врагом. Именно такого человека при личной протекции премьер-министра Черчилля было предложено на чрезвычайно ответственную должность — руководителя Штаба объединенных операций. Этот орган объединял в себе ресурсы всех вооруженных сил Британии: авиации, флота и армии для проведения операций с целью подрыва боевой мощи немцев в Европе. До Маунтбеттена эту структуру возглавлял адмирал Роджер Киз, мастер спецопераций, проявивший себя еще в годы Первой мировой войны. Однако Киз был очень осторожным и учитывал каждую деталь при подготовке, в то время как Черчилль требовал решительных действий, а потому заменил его на человека, который обещал быстрые победы. Маунтбеттен получил карт-бланш и был повышен сразу на три звания, став самым молодым вице-адмиралом в истории британского военного флота.

Десант в Европу

Идея высадки в Европу появилась практически сразу после Дюнкерской операции в мае 1940 года, когда английский экспедиционный корпус был эвакуирован на Британские острова, а отступающие войска оставили немцам практически всю технику, тяжелое вооружение и снаряжение . По мнению Черчилля, только наступательная стратегия была способна принести успех в борьбе с Гитлером. После того как британцам удалось в воздушной битве за Британию сорвать планы Германии по высадке немецких войск на туманный Альбион, идея контрудара находит все больше сторонников. Однако высшее военное руководство очень осторожно относилось к плану десанта на континент: такая операция выглядела не просто авантюрной, а чистой воды самоубийством для посланных во Францию военных и пустой тратой ресурсов.

Однако Черчилль считал, что десантная операция как никогда нужна летом 1942 года. Дюнкерк, Нарвик, Греция, Крит, Сингапур, Тобрук — после стольких неудач британской армии Черчилль просто не мог дальше проигрывать. В США и СССР и так уже начинали думать, что островитяне мало чего стоят.

Другая причина десанта была более практичной и считается официальной: с помощью десанта захватить портовый город на побережье Ла-Манша во Франции и продолжать удерживать по возможности максимально долго от немцев, при этом параллельно оценить оборонительные возможности вермахта и собрать разведданные.

Такая цель на первый взгляд выглядела вполне логично, ведь британцы и американцы тогда еще не имели опыта проведения крупных десантных операций. С другой стороны, ввиду высокого риска, а также большого расхода ресурсов при неизвестном и незначительном результате целесообразность десанта была очень сомнительной с практической точки зрения. Поэтому более реальной выглядит другая версия: операция должна была показать оккупированному континенту, что на островах не забыли о нем, и заставить немцев перебросить в Европу дополнительные силы

Операция "Раттер"

Сначала целью для высадки союзных войск должен был стать большой порт на атлантическом побережье Франции — Шербур, Брест или Гавр, куда планировалось перебросить 48 дивизий. Но позже от таких планов отказались, мишенью был избран небольшой портовый и курортный город в Нормандии — Дьепп, а десантные силы сокращены до одной дивизии. Для выполнения этой задачи были выбраны войска Канадского доминиона Британской империи, которые уже прошли муштру и базировались на юге острова, но так и не понюхали пороха. Когда генерал-лейтенанта Гарри Крирара, командующего 1-м канадский корпусом, вызвали в штаб-квартиру Монтгомери, его спросили, готовы ли канадские солдаты принять участие в большом рейде на французское побережье. Ответ был кратким: "Еще бы!".

По плану операции "Раттер" после авиаудара при поддержке флота на побережье должны были высадиться канадская пехота и британский армейский спецназ — коммандос, имевшие задачу прикрывать фланги удара на главном направлении и уничтожить береговые батареи, прикрывавшие вход в порт. Планировалось захватить аэродром в 5 км от побережья, радарную станцию, порт Дьеппа.

С самого начала операция была обречена на провал, ведь пришлось отказаться от массированной бомбардировки города, чтобы избежать большого количества жертв среди мирных жителей, а командование флота не желало предоставить для проведения операции значительные силы. Адмиралы опасались, что береговые батареи и немецкая авиация могут потопить британские корабли.

5–6 июля войска были посажены на транспорты, которые так и не вышли в море: сильный ветер и непогода не позволяли провести десантирование. Уже 7 июля солдат отпустили на берег, операция не состоялась.

Операция "Юбилей"

Все думали, что "штурм Европы" отложен в долгий ящик, но лорд Маунбеттен считал иначе. Практически сразу же он начал подготовку к новой десантной операции, цель была та же — Дьепп, однако руководство штабов отказывало ему в выделении значительных сил. Военные опасались, что слабо подготовленное фронтальное наступление на побережье обречено на провал. Тогда Маунтбеттен решает провести операцию в обход высшего армейского и флотского командования. Именно это и породило массу мифов и домыслов о Дьеппе, ведь документов, которые пролили бы свет на ее планирование и проведение, осталось очень мало.

Некоторые считали, что Дьеппской авантюрой британцы пытались показать поспешность воплощения идеи открытия второго фронта в Европе, чего требовал Сталин для отвлечения части сил немцев с Восточного фронта. Другие утверждали, что Черчилль дал согласие на операцию, но, понимая весь риск, доверил ее проведение Маунтбеттену, оставив командующего армией генерала Бернарда Л. Монтгомери и первого морского лорда адмирала Дадли Паунда в неведении. При этом в курсе затеянного был начальник штаба ВВС маршал Портал, который выделил значительные силы для боя с люфтваффе.

Британский генерал Гастингс Исмей, вице-адмирал Луис Маунтбеттен, премьер-министр Британии Уинстон Черчилль и президент США Франклин Рузвельт на конференции в Касабланке в 1943 году

Проводя подготовку новой операции без санкции высшего военного руководства, Маунтбеттен очень рисковал, ведь у него было не только мало ресурсов, он также пренебрег разведкой места десантирования и использовал данные аэросъемки месячной давности.

Тем временем информация о первой неудачной операции по высадке на континент перестала быть тайной, в том числе и для немцев. Кроме того, германское командование после успешного рейда британцев на Сен-Назер в марте 1942 года (когда был выведен из строя единственный большой сухой док на побережье Атлантики) усилило охрану береговой линии, хоть и отказалось от идеи переброски значительных сил во Францию. Командующий немецкими оккупационными силами на Западе фельдмаршал фон Рундштедт считал, что масштабная десантная операция со стороны союзников просто невозможна. В районе Дьеппа находились только 571-й пехотный полк и части 302-й пехотной дивизии вермахта под командованием генерал-майора Конрада Хаазе.

Дьеппская катастрофа

19 августа 1942 года, когда немцы за тысячи километров начали штурм Сталинграда, британцы предприняли отчаянную попытку закрепиться на континенте. Ночью 18 августа подразделения 2-й канадской дивизии генерал-майора Робертса, батальон Королевских Морских Коммандос и 50 американских добровольцев-рейнджеров были посажены на транспорты и начали пересекать Ла-Манш. Для них также выделили 30 танков "Черчилль", 7 бронемашин "Динго", было задействовано 200 транспортов и 8 эсминцев, огневую поддержку с воздуха предоставляла британская авиация.

В четыре часа ночи британские десантные корабли наткнулись на немецкие конвойные катера у побережья, которые открыли огонь. Эффект неожиданности был потерян. Практически сразу при приближении огонь открыли и береговые батареи. С большими проблемами британцы, уничтожив береговые батареи, добрались до порта и пошли в наступление. Однако немцы успели подтянуть войска и открыть ураганный артиллерийский и пулеметный огонь. Из-за недооценки сил противника и неслаженности действий британцы оказались в ловушке, не все союзные войска даже успели высадиться на берег. Для тяжелых танков "Черчилль" склоны берегов оказались крутыми и каменистыми, на улицах города они были беспомощными.

Уничтоженные британские танки и десантные корабли на побережье Дьеппа

В воздухе немцы не только справились с британскими пилотами, но и начали бомбардировку порта и кораблей десанта. Несмотря на успех коммандос на флангах, в 11 часов генерал-майор Робертс отдал приказ об отступлении, и к обеду эвакуация закончилась.

Результаты

Операция обернулась полным провалом. Причинами его стали недостаточная подготовка к десантированию войск, отсутствие достоверной информации об армии противника и укреплений побережья, личная самоуверенность Маунтбеттена, требование Черчилля осуществить рискованный рейд во Францию, несмотря на возражения высшего военного руководства страны.

Немецкий солдат на фоне подбитого танка "Черчилль"

Немцы потеряли 560 человек убитыми и ранеными, несколько пушек, 48 самолетов. Нацисты объявили о своем триумфе, и Германию облетели кадры оставленной техники и пленников, что должно было подтвердить силу и мощь вермахта. Самолеты Люфтваффе на следующий день после Дьеппской катастрофы сбросили на казармы Калгарийского полка в Сифорде фотографии пленных танкистов-канадцев.

Колонна пленных канадских солдат на улицах Дьеппа

Лорд Маунтбеттен, репутация которого была подорвана, все же остался в армии и был отправлен командовать войсками в Бирму. Летом 1945 года он даже был членом британской делегации на Потсдамской конференции. О Дьеппе в конце своей жизни он высказался так: "Я принял необычное и, полагаю, весьма смелое решение — еще раз попытаться штурмовать Дьепп". Фактически из-за его безрассудства и требований Черчилля сотни солдат были посланы на верную смерть.

Немцы после такой дерзкой вылазки британцев, начали форсированно возводить систему укреплений на побережье Европы – "Атлантический вал" и перебрасывать войска во Францию, опасаясь новых подобных попыток. После Сталинграда вермахту пришлось держать на побережье от франко-испанской границы до Дании значительные силы, даже в условиях тяжелых оборонительных боев на востоке. После Дьеппа немцы знали что Ла-Манш не является значительным препятствием для англо-американских войск, а любой более или менее значительный порт Франции, Бельгии или Нидерландов может стать опорным пунктом высадки противника. Само строительство "Атлантического вала" также отняло значительные ресурсы как самой Германии, так и оккупированных территорий, но так и не было закончено.

Эрвин Роммель, немецкий фельдмаршал говорил о войне на Западе: "Кампания, а с нею и вся война, будут проиграны, если не удастся сбросить противника в море в первые три дня". В 1942 году вышло, в 1944 году – нет.

Горький опыт Дьеппской операции не прошел бесследно. Союзники использовали его при планировании следующих десантных операций в Северной Африке, Сицилии, Италии, а 6 июня 1944 года англо-американские войска высадились в Нормандии, на этот раз успешно открыв второй фронт и приблизив победу над нацистской Германией.