Коммандос в Дьеппе. Забытая история первой высадки союзников во Франции

2019-06-05 13:18:00

1318 2
Коммандос в Дьеппе. Забытая история первой высадки союзников во Франции

Немецкие военные позируют для фото на подбитом танке "Черчилль" / Фото: veterans.gc.ca

75 лет назад союзные войска успешно высадились на французское побережье в Нормандии и открыли второй фронт, сделав поражение нацистской Германии неизбежным. Фокус вспоминает о первых попытках британцев высадиться во Франции

6 июня 1944 года военные подразделения 12 стран высадились в Нормандии, осуществив крупнейшую в истории десантную операцию. Ее успеху способствовали не только напряженная работа штабов, служб тыла и мужество военных, но и изучение собственного горького опыта. На страницах книг о Второй мировой войне почти незаметными выглядят первые попытки британских войск летом 1942 года высадиться на материковую Европу.

Ситуация на фронтах летом 1942 года

К лету 1942 года ситуация для союзников почти на всех театрах боевых действий выглядела не слишком оптимистичной. В Африке британцы потерпели поражение от немецко-итальянских войск Эрвина Роммеля и отступали в Египет. На советско-германском фронте после неудачных весенних наступлений Красной армии под Харьковом, на Керченском полуострове и вблизи Ленинграда вермахт прорвал оборону на юге и быстрым маршем двигался к Сталинграду и вожделенным месторождениям нефти в Баку. В Атлантике немецкие субмарины повсеместно охотились на конвои союзников, нанося чувствительные потери их военному и торговому флоту. В Юго-Восточной Азии японцы заняли Бирму и готовились к вторжению в Индию. Только на Тихом океане американцы в битве за Мидуэй перехватили инициативу у японцев и пошли в наступление.

В этой ситуации союзникам нужна была победа в Европе, которая подняла бы боевой дух, показала силу антигитлеровской коалиции и оттянула часть сил нацистской Германии и ее сателлитов. Такую операцию задумали провести британские власти и для ее воплощения нашли подходящего человека, который символизировал собой храбрость островной империи.

Лорд Маунтбеттен

Лорд Луис Маунтбеттен был смелым и безрассудным морским офицером. На момент начала войны он командовал 5-й флотилией эсминцев британского Королевского флота. Многие отмечали, что Маунтбеттен был честолюбивым, амбициозным человеком, нередко вел себя высокомерно, пытался выслужиться перед руководством. В первые годы войны он прославился не столько как успешный капитан, а скорее как рубака-парень. Маунтбеттен не имел значительных талантов, но имел другое — связи. Он был кузеном короля, доверенным человеком премьер-министра Уинстона Черчилля, был знаком с американским и британским истеблишментом (послы, бизнесмены, аристократы, звезды Голливуда).

Лорд Луис Маунтбеттен

Неудивительно, что в прессе он считался героем, способным добиться победы, да и сам он ревностно охранял сложившуюся репутацию. Будучи мастером самопиара, Маунтбеттен принял участие в съемках агитационного ролика к фильму о войне с немцами, в то время как другие командиры сражались с врагом. Именно такого человека при личной протекции премьер-министра Черчилля было предложено на чрезвычайно ответственную должность — руководителя Штаба объединенных операций. Этот орган объединял в себе ресурсы всех вооруженных сил Британии: авиации, флота и армии для проведения операций с целью подрыва боевой мощи немцев в Европе. До Маунтбеттена эту структуру возглавлял адмирал Роджер Киз, мастер спецопераций, проявивший себя еще в годы Первой мировой войны. Однако Киз был очень осторожным и учитывал каждую деталь при подготовке, в то время как Черчилль требовал решительных действий, а потому заменил его на человека, который обещал быстрые победы. Маунтбеттен получил карт-бланш и был повышен сразу на три звания, став самым молодым вице-адмиралом в истории британского военного флота.

Десант в Европу

Идея высадки в Европу появилась практически сразу после Дюнкерской операции в мае 1940 года, когда английский экспедиционный корпус был эвакуирован на Британские острова, а отступающие войска оставили немцам практически всю технику, тяжелое вооружение и снаряжение . По мнению Черчилля, только наступательная стратегия была способна принести успех в борьбе с Гитлером. После того как британцам удалось в воздушной битве за Британию сорвать планы Германии по высадке немецких войск на туманный Альбион, идея контрудара находит все больше сторонников. Однако высшее военное руководство очень осторожно относилось к плану десанта на континент: такая операция выглядела не просто авантюрной, а чистой воды самоубийством для посланных во Францию военных и пустой тратой ресурсов.

Однако Черчилль считал, что десантная операция как никогда нужна летом 1942 года. Дюнкерк, Нарвик, Греция, Крит, Сингапур, Тобрук — после стольких неудач британской армии Черчилль просто не мог дальше проигрывать. В США и СССР и так уже начинали думать, что островитяне мало чего стоят.

Другая причина десанта была более практичной и считается официальной: с помощью десанта захватить портовый город на побережье Ла-Манша во Франции и продолжать удерживать по возможности максимально долго от немцев, при этом параллельно оценить оборонительные возможности вермахта и собрать разведданные.

Такая цель на первый взгляд выглядела вполне логично, ведь британцы и американцы тогда еще не имели опыта проведения крупных десантных операций. С другой стороны, ввиду высокого риска, а также большого расхода ресурсов при неизвестном и незначительном результате целесообразность десанта была очень сомнительной с практической точки зрения. Поэтому более реальной выглядит другая версия: операция должна была показать оккупированному континенту, что на островах не забыли о нем, и заставить немцев перебросить в Европу дополнительные силы

Операция "Раттер"

Сначала целью для высадки союзных войск должен был стать большой порт на атлантическом побережье Франции — Шербур, Брест или Гавр, куда планировалось перебросить 48 дивизий. Но позже от таких планов отказались, мишенью был избран небольшой портовый и курортный город в Нормандии — Дьепп, а десантные силы сокращены до одной дивизии. Для выполнения этой задачи были выбраны войска Канадского доминиона Британской империи, которые уже прошли муштру и базировались на юге острова, но так и не понюхали пороха. Когда генерал-лейтенанта Гарри Крирара, командующего 1-м канадский корпусом, вызвали в штаб-квартиру Монтгомери, его спросили, готовы ли канадские солдаты принять участие в большом рейде на французское побережье. Ответ был кратким: "Еще бы!".

По плану операции "Раттер" после авиаудара при поддержке флота на побережье должны были высадиться канадская пехота и британский армейский спецназ — коммандос, имевшие задачу прикрывать фланги удара на главном направлении и уничтожить береговые батареи, прикрывавшие вход в порт. Планировалось захватить аэродром в 5 км от побережья, радарную станцию, порт Дьеппа.

С самого начала операция была обречена на провал, ведь пришлось отказаться от массированной бомбардировки города, чтобы избежать большого количества жертв среди мирных жителей, а командование флота не желало предоставить для проведения операции значительные силы. Адмиралы опасались, что береговые батареи и немецкая авиация могут потопить британские корабли.

5–6 июля войска были посажены на транспорты, которые так и не вышли в море: сильный ветер и непогода не позволяли провести десантирование. Уже 7 июля солдат отпустили на берег, операция не состоялась.

Операция "Юбилей"

Все думали, что "штурм Европы" отложен в долгий ящик, но лорд Маунбеттен считал иначе. Практически сразу же он начал подготовку к новой десантной операции, цель была та же — Дьепп, однако руководство штабов отказывало ему в выделении значительных сил. Военные опасались, что слабо подготовленное фронтальное наступление на побережье обречено на провал. Тогда Маунтбеттен решает провести операцию в обход высшего армейского и флотского командования. Именно это и породило массу мифов и домыслов о Дьеппе, ведь документов, которые пролили бы свет на ее планирование и проведение, осталось очень мало.

Некоторые считали, что Дьеппской авантюрой британцы пытались показать поспешность воплощения идеи открытия второго фронта в Европе, чего требовал Сталин для отвлечения части сил немцев с Восточного фронта. Другие утверждали, что Черчилль дал согласие на операцию, но, понимая весь риск, доверил ее проведение Маунтбеттену, оставив командующего армией генерала Бернарда Л. Монтгомери и первого морского лорда адмирала Дадли Паунда в неведении. При этом в курсе затеянного был начальник штаба ВВС маршал Портал, который выделил значительные силы для боя с люфтваффе.

Британский генерал Гастингс Исмей, вице-адмирал Луис Маунтбеттен, премьер-министр Британии Уинстон Черчилль и президент США Франклин Рузвельт на конференции в Касабланке в 1943 году

Проводя подготовку новой операции без санкции высшего военного руководства, Маунтбеттен очень рисковал, ведь у него было не только мало ресурсов, он также пренебрег разведкой места десантирования и использовал данные аэросъемки месячной давности.

Тем временем информация о первой неудачной операции по высадке на континент перестала быть тайной, в том числе и для немцев. Кроме того, германское командование после успешного рейда британцев на Сен-Назер в марте 1942 года (когда был выведен из строя единственный большой сухой док на побережье Атлантики) усилило охрану береговой линии, хоть и отказалось от идеи переброски значительных сил во Францию. Командующий немецкими оккупационными силами на Западе фельдмаршал фон Рундштедт считал, что масштабная десантная операция со стороны союзников просто невозможна. В районе Дьеппа находились только 571-й пехотный полк и части 302-й пехотной дивизии вермахта под командованием генерал-майора Конрада Хаазе.

Дьеппская катастрофа

19 августа 1942 года, когда немцы за тысячи километров начали штурм Сталинграда, британцы предприняли отчаянную попытку закрепиться на континенте. Ночью 18 августа подразделения 2-й канадской дивизии генерал-майора Робертса, батальон Королевских Морских Коммандос и 50 американских добровольцев-рейнджеров были посажены на транспорты и начали пересекать Ла-Манш. Для них также выделили 30 танков "Черчилль", 7 бронемашин "Динго", было задействовано 200 транспортов и 8 эсминцев, огневую поддержку с воздуха предоставляла британская авиация.

В четыре часа ночи британские десантные корабли наткнулись на немецкие конвойные катера у побережья, которые открыли огонь. Эффект неожиданности был потерян. Практически сразу при приближении огонь открыли и береговые батареи. С большими проблемами британцы, уничтожив береговые батареи, добрались до порта и пошли в наступление. Однако немцы успели подтянуть войска и открыть ураганный артиллерийский и пулеметный огонь. Из-за недооценки сил противника и неслаженности действий британцы оказались в ловушке, не все союзные войска даже успели высадиться на берег. Для тяжелых танков "Черчилль" склоны берегов оказались крутыми и каменистыми, на улицах города они были беспомощными.

Уничтоженные британские танки и десантные корабли на побережье Дьеппа

В воздухе немцы не только справились с британскими пилотами, но и начали бомбардировку порта и кораблей десанта. Несмотря на успех коммандос на флангах, в 11 часов генерал-майор Робертс отдал приказ об отступлении, и к обеду эвакуация закончилась.

Результаты

Операция обернулась полным провалом. Причинами его стали недостаточная подготовка к десантированию войск, отсутствие достоверной информации об армии противника и укреплений побережья, личная самоуверенность Маунтбеттена, требование Черчилля осуществить рискованный рейд во Францию, несмотря на возражения высшего военного руководства страны.

Джон Хьюз-Уилсон в своей книге "История катастрофических провалов военной розведки" назвал ее "бестолковой" и возложил вину на Маунтбеттена. По словам канадского историка Брайана Лоринг Виллы, "если у Маунтбеттена вскружилась голова, то виноват в этом был больше всех Черчилль". Британские потери были ужасными: из шести тысяч десантников больше половины были убиты, ранены или взяты в плен, на берегу были оставлены танки и бронемашины, немецкая авиация потопила один эсминец и несколько транспортных кораблей. Британские ВВС потеряли 106 самолетов. 

Немецкий солдат на фоне подбитого танка "Черчилль"

Немцы потеряли 560 человек убитыми и ранеными, несколько пушек, 48 самолетов. Нацисты объявили о своем триумфе, и Германию облетели кадры оставленной техники и пленников, что должно было подтвердить силу и мощь вермахта. Самолеты Люфтваффе на следующий день после Дьеппской катастрофы сбросили на казармы Калгарийского полка в Сифорде фотографии пленных танкистов-канадцев.

Колонна пленных канадских солдат на улицах Дьеппа

Лорд Маунтбеттен, репутация которого была подорвана, все же остался в армии и был отправлен командовать войсками в Бирму. Летом 1945 года он даже был членом британской делегации на Потсдамской конференции. О Дьеппе в конце своей жизни он высказался так: "Я принял необычное и, полагаю, весьма смелое решение — еще раз попытаться штурмовать Дьепп". Фактически из-за его безрассудства и требований Черчилля сотни солдат были посланы на верную смерть.

Немцы после такой дерзкой вылазки британцев, начали форсированно возводить систему укреплений на побережье Европы – "Атлантический вал"  и перебрасывать войска во Францию, опасаясь новых подобных попыток. После Сталинграда вермахту пришлось держать на побережье от франко-испанской границы до Дании значительные силы, даже в условиях тяжелых оборонительных боев на востоке. После Дьеппа немцы знали что Ла-Манш не является значительным препятствием для англо-американских войск, а любой более или менее значительный порт Франции, Бельгии или Нидерландов может стать опорным пунктом высадки противника. Само строительство "Атлантического вала" также отняло значительные ресурсы как самой Германии, так и оккупированных территорий, но так и не было закончено.  

Эрвин Роммель, немецкий фельдмаршал говорил о войне на Западе: "Кампания, а с нею и вся война, будут проиграны, если не удастся сбросить противника в море в первые три дня". В 1942 году вышло, в 1944 году – нет.

Горький опыт Дьеппской операции не прошел бесследно. Союзники использовали его при планировании следующих десантных операций в Северной Африке, Сицилии, Италии, а 6 июня 1944 года англо-американские войска высадились в Нормандии, на этот раз успешно открыв второй фронт и приблизив победу над нацистской Германией.

Loading...