Разделы
Материалы

Южные страсти. Неаполь на Рождество поет и играет

Татьяна Гордиенко
Фото: Getty Images

Неаполь — уникальное место, где рождественская мистерия разворачивается масштабно и с настоящими актерами


Вариант №1. Можно ехать автобусом и заодно любоваться Венгрией, Австрией и практически всей Италией за 3,5 тыс. грн. Автобусы отправляются, например, от автостанции на Центральном железнодорожном вокзале в Киеве. Но ехать придется около 40 часов, и это может быть проблемой, если отпуск короткий, если вы с детьми, если вас укачивает.

Вариант №2. Лететь в Неаполь тоже можно: рейс с пересадкой в Мюнхене стоит от 4250 грн туда и назад, но в основном поисковики авиабилетов показывают цены от 6 до 10 тыс. грн. Но выход есть: авиакомпания Ernest имеет прямые рейсы из Киева и катает туда-обратно за 150–200 евро.

Как вы себе представляете Италию и итальянцев? Самый типичный стереотип — все поют, едят пиццу, мужчины шлют воздушные поцелуи, женщины в черных кружевах, еле прикрывающих декольте. Эта картинка не лишена реалистичности, ведь так и выглядит Неаполь. Этот город очень отличается от остальной Италии, но отвечает почти всем ожиданиям туриста, усвоившего признаки "итальянскости" из комедий 1980-х. Неаполь — город изобилия, здесь все сверх меры, в том числе Рождество.

Сон пастуха в зимнюю ночь

Неаполитанское высокое искусство — это рождественский вертеп, то есть скульптурная композиция в миниатюре, представляющая сцену рождения Христа. Неаполитанский вертеп, который называется presepe, имеет своих персонажей, у каждого из которых свое значение и своя роль. Вертепные композиции неаполитанских мастеров — очень ценные и красивые украшения, которые охотно покупают и местные, и туристы.

Говорят, что идея создания вертепов принадлежала святому Франциску: он побывал на Рождество 1222 года в Вифлееме и очень впечатлился. Поэтому святой попросил у Папы Гонория ІІІ разрешения устроить такие же живые вертепы на следующее Рождество и в Италии. В помещении церкви подобные представления были запрещены, а вот на улице — пожалуйста. Так впервые в Европе живой вертеп предстал перед мирянами в городе Греччо. На первых представлениях святого семейства не было, тогда это сочли неуместным. Мадонна, Иосиф и младенец Иисус появились со статуэтками только в 1283 году, этот уникальный вертеп до сих пор хранится в базилике Санта-Мария-Маджоре в Риме. Изготовление красивых игрушек полюбилось мастерам Неаполитанского королевства, и уже к 1600 году местные вертепы обрели собственный неповторимый облик. Все фигурки были одеты в костюмы бедных или знатных горожан, которых чудо пришествия Спасителя застало за совершенно будничными делами на городской площади.

К Рождеству весь Неаполь одевается в праздничные украшения. К примеру, в галерее магазинов Galleria Umberto, напротив оперы, подвешивают к потолку креативную светящуюся "ель"

Неаполитанцы не были бы самими собой, если бы не пошутили даже над церковными канонами. В их вертепах появились и совершенно новые персонажи. Кроме святого семейства, пастухов и волхвов, волшебным образом перенесшихся на кривые улочки Неаполя, в представлении участвуют продавцы фруктов и рыбы, цыганка, блудница, нищие, язычник, но самый главный — это Бенино, спящий пастух, которого нельзя будить, ведь вся эта сцена ему снится. У каждого героя — свое метафорическое значение. Например, Бенино — это человечество, которое лениво дремлет, когда божественное происходит совсем рядом. Мы, люди, можем приблизиться к божественному только во сне, когда над нами не властны тщеславный ум и жажда наслаждений.

В вертепе обязательно должны быть все персонажи. Если вам какого-то не хватает, нужно обязательно зайти в одну из лавчонок на улице Сан-Грегорио-Армено, и вы обязательно найдете то, что вам нужно. Некоторые эксцентричные мастера придают фигуркам сходство с современными персонажами из мира политики, спорта, шоу-бизнеса. Самой же престижной лавкой вертепов в Неаполе является Cantone & Costabile, известна она с XVIII века и делала фигурки даже для "официального" вертепа перед собором Святого Петра в Ватикане.

Народная забава

Надо сказать, что неаполитанцы охотно принимают участие и в "живых вертепах", и это не просто пятеро неподвижно сидящих актеров-любителей в костюмах из драмтеатра. Например в Граньяно, маленьком городке в 28 км от Неаполя, "живой вертеп" — это 250 участников, 1500 м маршрута с дегустацией местных продуктов. Здесь любят размах, что и говорить.

В Неаполе от святого до мирского — один шаг. Вдоволь налюбовавшись вертепами и вволю поразмыслив над всеми их метафорами, неаполитанцы идут домой играть всей семьей в настольную игру, которая называется "томбола". Примечательно, что родилась неаполитанская томбола в 1734 году как результат спора. Король Карл III Бурбон хотел легализовать лото в своем Королевстве обеих Сицилий, а доминиканский монах Грегорио-Мария Рокко считал игру аморальным развлечением для честных христиан. В итоге лото придумали в Генуе в 1539 году, но именно в Неаполе эта азартная игра стала поистине народной забавой. И вот король хотел ее официально разрешить, но святой отец выдвинул условие: в неделю рождественских праздников лото должно быть под запретом, негоже христианам в этот период отвлекаться на суетные мысли. И тогда неаполитанцы придумали томболу — "закамуфлированное лото": номера лото писали на картонке, а бочонки прятали в плетеную корзинку; скорлупками орехов, фасолью и сухофруктами прикрывали номера на табличке, и вообще — играли в Рождество только с родственниками, чтобы никто не разболтал о нарушении королевского запрета. Тогда, как, впрочем, и теперь, Неаполь — не то место, где люди с легкостью отказываются от удовольствий или принимают чьи-то условия.