Разделы
Материалы

Как открыть образовательный стартап в Украине: гид по разрешениям

Надежда Ленивенко

Основательница проекта "Математическая студия 2х2" и участница проекта Фокуса "Строители новой страны" Надежда Ленивенко объясняет на личном примере, как пройти круги бюрократического ада и все-таки открыть образовательный бизнес

Если наш городской лагерь — это клуб по интересам, и для него лицензии не нужны, то студия — это образование в чистом виде. А чтобы заниматься именно образованием, по законодательству, требуется лицензия Министерства образования. Получение ее - занятие долгое, дорогое и местами непонятное. Такое ощущение, что требования в законах и нормах специально писали так, чтобы их было невозможно постичь самостоятельно.

Сначала я долго получала информацию, какие документы нужны и в каком объеме. Складывалось впечатление, что это — государственная тайна. Потом выполняла требования пожарных и санэпидемстанции, отдельно по студии и по лагерю. Тоже долго и дорого. По времени — от трех месяцев и более. И это только подготовка. Потом, собственно, получение самой лицензии. Самым сложным было раздобыть информацию, какие именно документы нужны. Хотя регистрация предприятия — это очень просто. Но поскольку школьниками предприниматели заниматься права не имеют (только дошкольниками), то нам нужна была регистрация юридического лица.

Правда, если бы я делала это сейчас, то не регистрировала бы юридическое лицо как "Приватний навчальний заклад", а ограничилась бы обычным ООО. "Навчальний заклад" ко многому обязывает, а мы к этому готовы не были. Наша основная цель — популяризация наук, а сейчас даже кружки жестко регламентированы. Приходится выбирать: разрабатывать свою авторскую методику, получать на нее разрешение в Министерстве образования, а потом уже использовать для организации мероприятий для детей. Или работать по обросшим паутиной методикам, которые, зато, имеют заветный гриф "Утверждено".

Естественно, чем больше всяких малопонятных и трудновыполнимых требований и разрешительных документов, тем меньше желающих их получать. Чтобы система хоть немного изменилась, для начала требуются понятные "правила игры" - пошаговый список действий для получения разрешений, список требований, которые надо выполнить. Требуются разъяснительные центры или веб-порталы, где можно найти исчерпывающую информацию.

Читайте также: Важен ли для стартапера дресс-код?

Также очень расстраивает отсутствие программ поддержки предприятий, которые открываются в образовательном секторе. Обещанные налоговые льготы для вновь открывшихся предприятий трудно получить – в таком случае нужно платить сотрудникам очень высокую заработную плату. А такую роскошь новое предприятие, нацеленное на детское образование, себе позволить не может.

Но при этом потребность у общества на такие услуги была всегда, и нынешнее время — не исключение. Вопрос только в том, какие направления пользуются спросом в большей мере. Сейчас в тренде раннее развитие, робототехника, психологические программы. Интеллектуальное, научно-техническое развитие сейчас только набирает обороты. Думаю, мы в скором времени сможем существенно повысить престиж профессии инженера. Как в каждом коммерческом проекте, в образовании есть спрос и есть предложение. Если будут предложения, то родители рано или поздно задумаются: а почему мой ребенок не ходит никуда кроме английского?