Оскароносец. Что ищет в Украине один из самых успешных сценаристов Голливуда
Драматург и киносценарист Кристофер Хэмптон рассказал Фокусу о том, какое кино делает людей лучше, чем опасен отказ от евроинтеграции и что нужно для написания хорошего сценария
Он собрал все мыслимые награды. От "Оскара", премии Британской киноакадемии и специального приза жюри Каннского фестиваля до Ордена Британской империи. Почти в каждом его фильме играют звезды калибра Умы Турман, Киану Ривза, Киры Найтли и Антонио Бандераса. Даже, если вы редко смотрите кино, наверняка видели пару картин, снятых им самим или по его сценарию. "Опасные связи", "Секретный агент", "Мечтая об Аргентине", "Тайное влечение" и т. д. Прежде чем отправиться покорять Голливуд, он успел прославиться как драматург. Первой же пьесой, написанной им в 18 лет, заинтересовались именитые лондонские театры. В 20 лет он стал самым молодым драматургом Вест Энда. Если кто-нибудь знает наверняка, что такое успех и как его добиться, это Кристофер Хэмптон – один из самых дорогих сценаристов нашего времени.
Этим летом он приехал в Украину, чтобы возглавить жюри 7-го Одесского международного кинофестиваля. Впрочем, у мэтра были и личные причины приехать в нашу страну. Он коллекционирует культурные концепции разных стран, пропитывается чужимменталитетом и в этом черпает вдохновение. Его отец работал инженером в крупнейшей британской телекоммуникационной компании, получавшей много международных подрядов. Хэмптоны то и дело перемещались из одной точки земного шара в другу. Кристофер родился в Португалии, а детство и юность его прошли между Александрией, Гонконгом и Занзибаром. Начав путешествовать с ранних лет, он до сих пор не может остановиться.
Что интересного вы увидели в Украине?
– Глобализация уживается здесь с самобытностью. У этой страны есть своя уникальная энергетика, при этом она включена в мировые культурные процессы. В первую очередь мне хотелось посмотреть украинское кино. К сожалению, удалось увидеть только один фильм – "Гнездо горлицы" режиссера Тараса Ткаченко, но он мне понравился. Картина об украинцах, которые ездят в Италию на заработки и о проблемах, возникающих из-за этого в их личной жизни. Тренд взаимопроникновения культур, показанный через частную человеческую историю это всегда интересно.
Два последних поколения выросли в интегрирующемся обществе. Казалось, что информационные, культурные и даже юридические границы, разделяющие людей из разных стран, скоро будут стерты глобализацией, но происходит обратное. Может взаимопроникновение культур уже не тренд?
– Да, это печально и опасно. Мы становимся все более закрытыми. Яркий пример: выход Великобритании из ЕС – идиотическое решение, не представляю, зачем мы это сделали. Вектор истории поменялся, теперь границы уже не стирают, а наводят яркой краской. Все больше говорят о национальных идеях. Люди не понимают, к чему это может привести. Мне было десять, когда разразился Суэцкий кризис, мы жили в Египте. В офис отца попала бомба, все вокруг были напуганы. Нам повезло – представилась возможность бежать из Египта. Происходящее не укладывалось в моей голове. Моя страна – Англия, бомбила другую страну, которую я любил, с которой связывал светлейшие моменты детства. Свой единственный автобиографический сценарий я написал именно об этих событиях. В основе сюжета история моей дружбы с египетским мальчиком.
Почему не было других автобиографических сценариев?
– У меня неинтересная жизнь. Я же все время работаю и почти ничем больше не занимаюсь. Кроме того, я видел очень талантливых людей, которые постоянно пользуются сюжетами из собственной жизни. С годами их работы теряют насыщенность и яркость. Жизненный материал исчерпывается. В общем, я стараюсь не писать автобиографических вещей. Ищу объективный взгляд. Большинство моих работ в кино вообще не оригинальные сценарии, написанные "с нуля", а адаптации шедевров литературы для экранного показа. А вот пьесы наоборот – сплошь оригинальные. Это, наверное, потому что у кино и литературы, гораздо больше общего, чем у кино и театра.
Говорят, ваша первая пьеса о мальчике – гее, влюбившемся в мать своего бойфренда, тоже автобиографична.
У меня неинтересная жизнь. Я же все время работаю и почти ничем больше не занимаюсь
– В смысле переживаний – да, но все ее события вымышленные. В Англии многие молодые люди берут годичную паузу между школой и университетом. Путешествуют, приноравливаются к взрослой жизни. У меня тоже был такой период – ты как будто подвешен в воздухе и вечно ограничен в деньгах, работаешь где придется, делишь квартиру с приятелем, плохо понимаешь, как и куда двигаться дальше. Я написал пьесу о подростках, ищущих себя. Четно говоря, ее популярность только усилила мою растерянность. Позитивным в этой ситуации было то, что уже в двадцать лет я узнал цену успеха. Вторая пьеса была гораздо лучше первой, но она никому не понравилась. На мнение публики нельзя полагаться, ее восхищение скоротечно и иллюзорно.
А что, по-вашему, настоящий успех?
– Возможность выбирать, чем хочешь заниматься, не хватаясь, за любую предложенную работу.
Переход из театра в кино был успехом?
– Люди, захотевшие экранизировать одну из моих пьес, наняли меня как сценариста. Я понятия не имел как пишут сценарии, даже не читал их никогда, но заинтересовался. Купил самоучитель по написанию скриптов для начинающих, очень помогло. Казалось, написать сценарий кино легче, чем пьесу. Не нужно учитывать, кто с какой стороны должен появиться на сцене и как технически меняются декорации, можно в одно мгновение перенестись из Парижа в Гонконг, из камеры-одиночки в площадную толпу – свобода. Оказалось, что это только усложняет дело, чем больше свободы, тем больше глупостей можешь наделать.
Что нужно для хорошего сценария?
– Умение экономить слова, рассчитывать время. Способность сфокусироваться на одной частности, описывая какое-то масштабное событие или явление. Например, чтобы рассказать о войне, нужно выбрать только один из ее эпизодов, а лучше один день, одну историю. Иначе утонешь в фактаже.
- Читайте также: Самые необычные фильмы рождаются там, где меньше думают о деньгах, – Ребекка О"Брайен
Фильмы о войне и других трагических событиях могут чему-нибудь научить общество?
– Только не в том случае, когда в них звучат нотки назидания. Если кто-нибудь думает – выберем правильную тему, привлечем к ней внимание с помощью кино, люди посмотрят и одумаются – это заблуждение. Фильм может научить чему-то при условии, что целью его создателей было сказать правду. Без манипулирования и менторства, с максимальным уважением к историческим фактам и свидетельствам. Такие картины делают нас лучше.