Разделы
Материалы

Когда побываешь в зоне АТО, совестливее живешь здесь, — Ада Роговцева

Анастасия Усова
Фото: Дмитрий Перетрутов, Александр Пилюгин

Актриса Ада Роговцева об отличительной черте украинских женщин, о том, зачем ездит в АТО и о том, почему приняла участие в благотворительном проекте "Щирі", посвященном украинскому костюму

Украинские звезды приняли участие в создании благотворительного календаря "Щирі", снявшись в традиционных украинских костюмах. Организаторы проекта с помощью Украинского института истории моды и частных коллекционеров собрали 18 полностью аутентичных костюмов из десяти регионов страны. Актриса Ада Роговцева снялась для календаря вместе с дочкой и внучкой.

С чего началось ваше увлечение украинским традиционным костюмом?

— Вышиванка была со мной всю мою жизнь. С детства меня сопровождала мамина фотография в украинском костюме. Впервые я увидела ее лет в восемь — тогда была оккупация, война, голод-холод, рванье. Фотография мамы в шикарном венке, в костюме меня заворожила, она была будто из другого мира. Я храню ее, она до сих пор висит у меня на стене.

В 18 лет я уже на себя примерила украинский костюм, играя наймичку в "Фата Моргана", на третьем курсе театрального были элементы украинского наряда в роли Мавки Полевой в "Лісовій пісні" Леси Украинки, роль в "Котигорошке". Все время эти льняные сорочки были со мной.

В то время люди выносили много такого добра из своих сундуков на продажу, а я много ездила по Украине с гастролями и всегда заходила на базар купить себе украинскую сорочку или рушник. Это был закон. Я привозила эту красоту домой, где у меня стояла "скриня господині" c украинским скарбом. Очень много бус, сорочек, рушников. Тогда это стоило копейки, и дело совсем не в том, что это было модно или трендово. Нет, вышиванка была со мной всю мою жизнь.

Все знали, что мне это нравится, и дарили вышиванки, приносили рушники, сорочки, так что я богата этим. Мне очень нравится одна мудрость, я ее даже вспоминаю в своем спектакле "Схоже на щастя": "Можно прожить без необходимого, но без лишнего прожить невозможно". Эти красивые вещи, это прекрасное прошлое, казалось бы, лишнее, но оно согревает душу. Мне кажется, оно нам крайне необходимо.

Ада Роговцева: "Украинским женщинам не нужно ничего желать, потому что у них есть то, чего нет у других, — величайшее терпение. Но, обладая таким терпением, важно отстаивать свое достоинство: я — человек, я имею право на свободу, на выбор, на мнение, на профессию"

Когда вы в студенчестве надевали вышиванки, это был вызов?

— Вовсе нет. Вызовом было другое — разговаривать на украинском языке. Мне тогда говорили: "Что ты выделываешься?" Вызовом было то, что мои дети учились в украинской школе, а украинских школ в Киеве было мало, нужно было возить их куда-то, пристраивать. Вызовом было, что мой малой слушал канадские эмигрантские песни, приносил их домой, а дочка Катерина выучила гимн Украины, сидя под столом, когда мой муж с другом Иваном Миколайчуком шепотом его пели.

Больше скажу: мы с Богданом Ступкой долго работали в России — Ступка последние 10 лет, а я — все 60. Но никто никогда меня не задевал. Я говорила с россиянами на русском языке, и это был чистый русский язык. Были даже споры между Санкт-Петербургом и Москвой, чья я — петербуржская или московская. У меня не было никаких раздоров с коллегами, пока они не стали называть нашу независимость "незальожністю". Тогда кровь моя взыграла. Я была на передаче Коли Бурляева, и он сказал: "У нас тут есть представители от Украины. Я, правда, Адочку не могу назвать украинкой, потому что она наша". Тогда я сказала: "Стоп-стоп! Зупиняємо запис!" Меня это сильно возмутило — хорошо, что это не был прямой эфир. "Як ти можеш мені казати, чия я, — сказала я. — Як можна таке говорити? Якщо в мені кров тече українська, якщо я з цієї землі, якщо там мої могили, якщо я вся — суть українка!"

Вы активно участвуете в социальных инициативах, ездите в АТО. Почему вы это делаете?

— Главный инициатор этого — моя дочь Катерина, она у нас душа и организатор, поддерживает все связи с волонтерами. Знаете, как это приятно, когда после спектакля подходят к сцене или за кулисы ребята. Они уже свои, отвоевали, кто без руки, кто без ноги, кто без глаза, а кто, слава Богу, целый. И говорят: "Я из такой-то бригады. Вы к нам приезжали". Такие моменты бесценны. Так же, как эти костюмы. Ты не купишь это, потому что оно настоящее. Ты был там, где было тяжело, где ты был нужен. Когда ты там побываешь, то как-то совестливее живешь здесь. Те, кто не был там, думают, что везде продают кофе, что везде в любой момент можно супа поесть и раздеться на ночь поспать. А там этого нет: женщина может несколько дней спать, не раздеваясь, и нет у нее возможности душ принять. Это совсем другие условия, совсем другие отношения, другая истина, другие понятия. И делать вид, что этого нет, бессовестно.

Ада Роговцева: "С далекого детства меня сопровождала мамина фотография в украинском костюме. Впервые я увидела ее лет в восемь — тогда была оккупация, война, голод-холод, рванье. Фотография мамы меня заворожила, она была будто из другого мира"

Что пожелаете украинским женщинам сегодня?

— В принципе, украинским женщинам не нужно ничего желать, потому что у них есть то, чего нет у других, — величайшее терпение. Нет более терпеливой женщины, чем украинская. Но, обладая таким терпением, важно отстаивать свое достоинство: я — человек, я имею право на свободу, на выбор, на мнение, на профессию. Важно, чтобы этот стержень, который есть внутри каждой украинской женщины, никогда даже не пошатнулся, не то, что исчез.

Почему вы согласились сняться в проекте "Щирі"?

— Мне захотелось, чтобы показали три поколения тех, кто предан Украине всей своей сущностью. Чтобы меня сфотографировали в украинском костюме вместе с доченькой и внучкой.

Что бы вы хотели сказать людям, которые увидят на фотографиях украинский традиционный костюм?

— Берегите каждую ниточку, каждую бусинку, складывайте куда-то. И я уверена, что, когда пройдет время и вы передадите это детям, в сердце что-то откликнется, ведь это история, это чья-то судьба, это все согрето теплом.

История проекта "Щирі" началась в конце 2014 года, когда 15 украинских звезд снялись для благотворительного календаря. Проект собрал 200 тыс. грн, которые были переданы "Волонтерской сотне". В этом году вся прибыль от продажи календарей будет направлена на поддержку региональных этнографических музеев Украины.

Выставка фотографий, которые вошли в календарь "Щирі", будет проходить с 10 декабря по 1 февраля в ТЦ "Домосфера". Приобрести календарь можно будет во время выставки на рецепции первого этажа торгового центра или заказать по ссылке.

Фото: Дмитрий Перетрутов, Александр Пилюгин