В фильмах февраля, не попавших в украинский прокат, есть и пятикратный оскаровский номинант, и кино, породившее международный мем, и один из лучших хорроров года. Их герои не всегда лучшие из нас, но мир вокруг них оказывается часто еще более безумным и требует от них всех сил, чтобы остаться собой
"Черный куклуксклановец" / BlacKkKlansman
Режиссер: Спайк Ли
В ролях: Джон Дэвид Вашингтон, Адам Драйвер, Алек Болдуин, Лора Хэрриер
США, анекдот с серьезным смыслом, 135 мин.
Рон Сталворт — первый чернокожий полицейский в Колорадо-Спрингс. Начало 1970-х годов, сегрегация уничтожена более пяти лет назад, но путь к настоящему равенству прав лишь начинается. Это время, когда белые расистские организации не могут смириться с поражением и мечтают о реванше. Наш герой, увидев открытую рекламу ку-клукс-клана в одной из местных газет, звонит по указанному телефону и просится в члены.
Эта ситуация имела место в реальной жизни. В 1979 году чернокожий полицейский Рон Сталворт стал членом этой террористической расистской организации в ходе полицейской операции. "Черный куклуксклановец" — возвращение в высшую лигу после серии малозаметных фильмов режиссера Спайка Ли, прославившегося в 1980-х годах резкими фильмами о расовых конфликтах. Этот фильм обратил на себя внимание в Каннах, где получил Гран-при фестиваля, а в январе этого года — шесть номинаций на "Оскар", включая и главную за "Лучший фильм". В отличие от других работ Спайка, "Черный куклуксклановец" — довольно легкое, смешное и сбалансированное кино, предполагающее понимание того, что такая неординарная ситуация вряд ли требует звериной серьезности. Но Спайк не был бы собой, если бы на этом материале снял беззубое развлекательное кино. Его публицистической остроты вполне хватает, чтобы напомнить, что расовая ненависть до сих пор остается вопросом жизни и смерти.
"Птичий короб" / Bird Box
Режиссер: Сюзанна Бир
В ролях: Сандра Буллок, Джон Малкович, Треванте Роудс, Джеки Уивер
США, постапокалиптическая драма, 124 мин.
Пять лет назад на Земле поселилось что-то, чей вид сводит человека с ума и заставляет убивать себя. Выжили немногие: те, кто мог подчиниться строжайшим правилам новой жизни. Из помещений теперь нельзя выходить без повязки на глазах. "Птичий короб" рассказывает две истории через главную героиню Мэлори: начало катастрофы, когда на последнем месяце беременности она прячется в доме с несколькими людьми, и спустя пять лет, когда она с мальчиком и девочкой пяти лет вслепую сплавляется по реке к месту, где еще остались люди.
Эта постапокалиптическая драма, в отличие от большинства фильмов о мрачном будущем рухнувшей человеческой цивилизации, — очень камерная. Отчасти это обусловлено характером катастрофы, которая исключает нахождение человека вне закрытых помещений, а если допускает, то должна лишить его возможности видеть. "Птичий короб" мало заботит вопрос, что такое ужасное поселилось на нашей планете. Допущение фильма, что человек сходит с ума от неизвестного кошмара, распространяется и на зрителей, которым, как и героям, не дают его увидеть. Конечно, ленту можно смотреть как триллер о выживании в постапокалиптическом мире. Мало того, его главная особенность, необходимость завязывания глаз, когда выходишь наружу, стала международным мемом и спровоцировала несколько несчастных случаев, когда люди пытались выполнять какие-то повседневные действия вслепую. Но где-то в глубине этого триллера таится драма о принятии материнства в нашем безумном мире.
"Веб-камера" / Cam
Режиссер: Дэниел Голдхабер
В ролях: Мадлен Брюэр, Патч Дарро, Мелора Уолтерс, Имани Хаким
США, интернет-хоррор, 94 мин.
Элис — обычная молодая американка. У нее есть секрет, который она скрывает от своей семьи. Она camgirl, то есть зарабатывает эротическими шоу в приватных веб-чатах. Мечта Элис — попасть в 50 самых популярных девушек сервиса, которым она пользуется. И она близка к этому, но однажды ей не удается зайти в собственный профиль, а затем она видит, что уже онлайн. Девушка, которая выглядит полной ее копией, уже есть в чате.
"Веб-камера" — один из самых неожиданных сюрпризов в хорроре последнего времени. Фактически это история про злого двойника из зазеркалья. Можно быть почти уверенным в том, что авторы фильма никогда не слышали про классический немой фильм "Пражский студент", но сделали что-то типа его интернет-вариации. Фильм снят новичком Дэниелом Голдхабером, сценарий написан Изой Маццеи, которая когда-то сама работала девушкой из порно-видеочата и прекрасно знает особенности этого мира. В фильме многое взято из жизни, и даже главный сюжетный поворот. Правда, со сценаристкой ничего мистического не случилось. Просто записи ее перформансов попали в интернет без ее ведома и согласия. Как она рассказывала, это было странное и неприятное ощущение, как будто в Сети есть еще один ты, которым ты никак не можешь управлять. Из этого чувства родилась "Веб-камера".
"Старик и пистолет" / The Old Man & the Gun
Режиссер: Дэвид Лоури
В ролях: Роберт Редфорд, Кейси Аффлек, Сисси Спейсек, Том Уэйтс
США, старик, который грабил банки, 93 мин.
Форрест Такер жить не мог, если не занимался ограблением банков. Его карьера началась в 1930-х, а известен он стал в 2003 году, после того как The New Yorker опубликовал статью про него. Форресту было 82 года, он опять сидел в тюрьме за ограбление банков. В своей жизни он 18 раз успешно бежал из мест заключения и предпринял 12 неудачных попыток. Он не помнил, сколько банков ограбил. "Старик и пистолет" — небольшая история из жизни, скорее даже не Форреста, а героя картины, которую он хотел бы увидеть о себе. Начнется она в 1981-м, а закончится через несколько лет.
"Старик и пистолет" — последняя роль в кино Роберта Редфорда. Легендарный актер заявил, что перестает сниматься. И, наверное, это одно из лучших окончаний карьеры, которое только можно придумать. Дэвид Лоури снял элегантную ретро-фантазию о престарелом грабителе-джентльмене, которая использует приемы кино 1970–1980-х годов и даже выглядит как кино того времени (фильм снят на 16-миллиметровую пленку). И хотя там есть и ограбления, и саспенс, и удивительный состав актеров, прежде всего это кино настроения и благодарный оммаж карьере Редфорда. Наверное, это самый счастливый фильм последних лет.