Разделы
Материалы

Одесса и "Паразиты". Все, что нужно обязательно посмотреть на юбилейном кинофестивале

Сергей Ксаверов

Фокус c трудом втиснул в анонс хотя бы часть самых интересных событий ОМКФ

Фраза "Еда и сон на скорую руку" могла бы быть зрительским теглайном юбилейного десятого Одесского международного кинофестиваля, который пройдет с 12 по 20 июля. К своему десятилетию фестиваль натурально заваливает зрителя подарками: в качестве доказательства достаточно просто перечислить имена знаменитых режиссеров, фильмы которых будут показываться на фестивале. И проблемой любого зрителя, хотя бы немного интересующегося кино, будет не что посмотреть, а как успеть все это посмотреть и не умереть от истощения. С другой стороны, эта "смерть" наверняка окажется приятной. Предсмертную колыбельную вам споет хор из Педро Альмадовара, Кена Лоуча, Майка Ли, Чарли Чаплина, Милоша Формана, а затем оживит из мертвых, если понадобится, Джим Джармуш. Не зря же он снял зомби-комедию "Мертвые не умирают", которую тоже пропускать никак нельзя.

Конкурсные программы этого года уже традиционны. Основная межународная программа, победитель которой получит главный приз — "Золотого Дюка", две национальные программы, в коротком и полном метре, и конкурс европейского документального кино, появившийся с 2016 года. В Одессе снова сильные национальные конкурсы, поэтому, если не хочется ждать, пока все украинские фильмы, показанные тут, выйдут в прокат, быть здесь необходимо. Как и в прошлом году, возможно, главный украинский фильм всего 2019 года снова участвует в основном международном конкурсе. В прошлом году это "Вулкан" Романа Бондарчука, в нынешнем — "Домой" Наримана Алиева, который уже показали на главном кинофестивале планеты в Каннах.

Подарки фестиваля — это не обязательно фильмы, а и люди, создающие их. В Одессу приедут две настоящие легенды кино — французская актриса Катрин Денев и английский режиссер Майк Ли. И эти подарки — именно нам, так как и Катрин, и Майк проведут встречи со зрителями. Трио Tiger Lillies не будет проводить встреч, но зато озвучит показ "Кабинета доктора Калигари" под открытым небом. Культовый столетний дед современного кино под музыку не менее культовой группы — это событие не зря считается одним из главных на фестивале.

В Украине есть кино

Одесский фестиваль — лучшее доказательство, что в Украине есть кино — не украинское кино вообще, а кино фестивального формата. Оно никогда не соберет в прокате, как "Дзидзьо", но его задача другая — представлять нас в мире. Эти фильмы — свидетельство того, в каком виде мы выходим за пределы своего информационного и культурного пузыря. Наверное, главная украинская премьера фестиваля — "Домой" Наримана Алиева, который будет соревноваться не в национальной, а в международной конкурсной программе. Фильм рассказывает о путешествии через Украину отца, везущего тело погибшего сына в родной Крым для захоронения. Мировая премьера полнометражного дебюта Алиева уже состоялась в Каннах, где фильм попал во второй по значению конкурс фестиваля "Особый взгляд". Среди пяти картин в Национальном конкурсе особое внимание привлечет "Черкассы" — история тральщика, оказавшегося запертым в озере Донузлав во время оккупации Крыма и единственным, так и не спустившим украинский флаг. Это кино скорее относится к более зрительскому, и его точно можно будет скоро увидеть в прокате. "Мои мысли тихие" Антонио Лукича — также любопытный фильм и тоже с фестивальной историей. Приедет он к нам с только закончившегося фестиваля в Карловых Варах. Лукич известен в узких кругах как очень перспективный режиссер, вдобавок он один из немногих современных авторов в нашем кино, работающих с комедией. Так что премьера его фильма может совпасть с публичным рождением еще одного имени в украинском кино.

В кабинете безумного доктора

На крупных кинофестивалях должно быть немое кино. Эта форма кинематографа практически исчезла 90 лет назад, но именно там, в "великом немом", сформировался язык кино и были сняты первые его шедевры. На Одесском фестивале "Кабинет доктора Калигари" — не единственный показ немого фильма. Но эту знаменитейшую картину 1920 года покажут, во-первых, на открытом воздухе в Зеленом театре, а во-вторых — в музыкальном сопровождении Tiger Lillies, культового английского трио, жанр музыки которого обычно описывают как панк-кабаре. "Кабинет доктора Калигари" не похож ни на что, он один такой на свете. Если бы в 1920-е годы в Германии сняли всего один этот фильм, на термин "немецкий экспрессионизм" его хватило бы с головой. Данная работа Роберта Вине полностью снята в намеренно искусственных декорациях, которые устроены как кошмарный сон. Пропорции тут искажены, а мир и герои — не то, чем кажутся. Именно отсюда в кино пришел образ безумного профессора. Именно здесь берет начало бесчисленное количество ситуаций и образов будущего жанра кинохоррора. Наконец, "Кабинет доктора Калигари" первым показал в кино финальный твист — резкий и шокирующий поворот сюжета, который обычно полностью меняет ситуацию. Иронично, что этот теперь знаменитый финальный разворот на 180 градусов произошел из-за очень типичной для современного кино ситуации — конфликта авторов фильма с продюсерами, настоявшими на изменении концовки.

Гости со своим багажом

На фестивале состоятся две личные ретроспективы: британского режиссера Майка Ли и французской актрисы Катрин Денев. И да, оба они лично приезжают на фестиваль. Ли — режиссер потрясающе малоизвестный у нас, учитывая его статус. Он пришел с телевидения в кино в солидном 45-летнем возрасте в 1988 году и первым же фильмом "Большие надежды" взял приз критики на Венецианском фестивале. После его "Обнаженного" в 1993 году о нем заговорила вся Европа. А теперь внимание: за последние 25 лет этот режиссер выиграл фестиваль в Каннах, в Венеции и семь раз был номинирован на "Оскар". Все свои регалии Ли, разумеется, сюда не привезет, зато кроме творческой встречи со зрителями покажет три фильма: "Обнаженный" (1993), "Секреты и ложь" (победитель Канн-96) и "Питерлоо" (2018). Последний фильм — самая масштабная картина Ли, посвященная "бойне при Питерлоо", — о столкновении гражданских, требовавших введения всеобщего избирательного права, и полиции в Манчестере в 1819 году. Эти фильмы фестиваль покажет в честь приезда режиссера.

1960-е — первое золотое время для европейских кинодив. На пике славы была Софи Лорен, гремела слава Брижит Бардо и Роми Шнайдер, а также Катрин Денев. Она прославилась в "Шербурских зонтиках" Жака Деми в 1964 году и с тех пор была одной из первых звезд в Европе. Но важно даже не это. По фильмографии Катрин Денев можно писать историю кино последних 50 лет. Она снялась в невообразимом количестве великих фильмов и сыграла у десятков знаменитых режиссеров — от Романа Полански до Ларса фон Триера и от Луиса Бунюэля до Леоса Каракса. Поэтому на Одесский фестиваль приезжает не кинодива, а муза кино, если не одна из его богинь. Мини-ретроспектива Денев, кстати, состоит не из самых известных фильмов, но показывает, насколько фильмография этой актрисы богата на новые открытия. Это "Создания" (1966) Аньес Варды и "Ослиная шкура" (1970) Жака Деми. Интересно, что оба эти классика французской "новой волны" были женаты и прожили вместе 28 лет до смерти Деми в 1990 году. Третий фильм ретроспективы — новая работа "Прощание с ночью" (2019) Андре Тешине, еще одного классика французского кино.

Триумфаторы

Программы "Гала-премьеры" и "Фестиваль фестивалей" обычно на ОМКФ самые представительные, но в этом году Одесса превосходит саму себя. Здесь столько громких имен, что на их фоне даже теряются последние победители Берлинского и Каннского фестивалей. Первый, французский "Синонимы", однозначно не стоит пропускать тем, кто хочет видеть острое кино о современных проблемах. Он рассказывает, как молодой израильтянин, эмигрировавший во Францию, собирается стать настоящим французом и отвергает бывшую идентичность. Он ходит, не расставаясь со словарем.

"Паразиты" называют одним из самых заслуженных победителей Канн за несколько последних лет. Этот социальный сатирический триллер снят одним из самых интересных режиссеров в мире за последние 20 лет. Фильмография Пон Чжун Хо представляет сплошной сюрприз — от замаскированных под детективы сдержанных психологических драм до постапокалиптиков и фильма "Окча" о дружбе девочки и гигантской генно-модифицированной свиньи. А еще в программах зомби-комедия Джима Джармуша "Мертвые не умирают", новые фильмы Педро Альмадовара и Кена Лоуча. Но интересны и те, кто пока чуть менее известны, но уже страшно модные. Например, британец Питер Стрикленд с "Маленьким красным платьем", который работает на стыке жанрового кино и чуть ли не арт-инсталляции. Осторожно, его фильмы имеют свойство шокировать. Кроме "Паразитов" в Одессу приедут и другие фильмы — победители Каннского фестиваля: "Портрет девушки в огне" Селин Скьяммы с призом за лучший сценарий и "Бакурау" Клебера Мендосы Фильо с призом жюри. Последний был одним из самых хайповых фильмов Канн.

Их надо хотеть, но вы еще об этом не знаете

Часто случается, что каких-то громких призов у фильмов нет, сняты они авторами вроде бы не первого ряда, но их почему-то все смотрели и сильно рекомендуют не пропускать. Их легко не заметить, просматривая список все тех же двух предыдущих программ, но почему-то ведь они там очутились. "Замша" Кентена Дюпье — на первый взгляд, психологическая драма об обсессии мужчины средних лет дизайнерской курткой из замши, но имя режиссера говорит немного другое. Дюпье — очень редкий в наше время режиссер-абсурдист. Он обратил на себя внимание "Резиной" — фильмом, пародирующим хорроры 1970–1980-х про разные неодушевленные объекты, которые начинают убивать людей. Его лента рассказывала о покрышке-убийце. Оценить Дюпье можно будет на фестивале два раза — в основной программе участвует его комедия "На посту!", которая будет почти полностью происходить во время допроса человека, нашедшего труп и вызвавшего полицию. Тайский "Морской дьявол" Фаттефона Арунфьена — полная противоположность. Это гипнотический фильм почти в духе магического реализма о том, как рыбак находит на берегу и выхаживает раненого мужчину, а затем пропадает без вести. И спасенный занимает его место. Это странное и герметичное по смыслу кино сначала трудно понять, но его посвящение народу Рохинджа — индийскому этносу, который называют самым гонимым народом на планете Земля, делает его не только понятным, но и предельно человечным фильмом.

Зарытые сокровища

Факт в том, что в любой программе Одесского фестиваля этого года можно обнаружить настоящее сокровище. Испанский фильм "Королевство" — очень мощный политический триллер о коррупции изнутри, от лица человека, которого партия пытается выставить козлом отпущения в надвигающемся скандале.

Что может быть в программе "ОМКФ детям"? Конечно, детское кино. Но, заглянув туда, мы вдруг обнаружим один из фильмов Чарли Чаплина — "Цирк" 1928 года, классическое для великого комика сочетание юмора и сентиментальности. В ретроспективе, посвященной столетию Одесской киностудии, — один из знаковых фильмов хрущевской оттепели "Весна на Заречной улице" (1956) Марлена Хуциева, "Настройщик" Киры Муратовой и ранняя комедия Александра Довженко "Ягодка любви". В "Специальных показах" спрятался "Процесс" Сергея Лозницы — составленный из кинохроники фильм об одном из первых показательных судебных процессов над "врагами народа" сталинской эры, или "ложь 24 кадра в секунду", по словам самого режиссера. Тут есть последняя работа скончавшейся в этом году классика французского кино Аньес Варды — фильм-автопортрет "Варда про Аньес". Вспоминая еще одного великого режиссера, недавно ушедшего от нас, Одесский фестиваль показывает "Любовные похождения блондинки" (1965) Милоша Формана. Этот фильм снят еще до "Бала пожарных", прославившего режиссера, до событий 1968 года, выгнавших его из Чехословакии, и, разумеется, до признания в Голливуде. Но как раз ранние фильмы Формана стоит переоткрывать заново. Это кино мастера, вдобавок находящегося на своем месте и на своей родине.