Разделы
Материалы

"Догмен": почему у Люка Бессона не получился второй "Леон-киллер"

Константин Рылев
Фото: Кадр из фильма | Кадр из фильма "Догмен"

Новый фильм Люка Бессона "Догмен" получился интересным по задумке, но противоречивым по исполнению.

Люк Бессон после четырехлетнего перерыва снял фильм про необычного героя, попытавшись повторить успех "Леона-киллера", но при этом втиснув в ленту все актуальные тенденции.

Вдохновила режиссера на написание сценария заметка, где какая-то семья держала в клетке своего пятилетнего ребенка. В главной роли снялся американец Калеб Лэндри Джонс — актер превзошел себя. Но персонаж Дуглас получился эклектичным: травести-певец на инвалидной коляске, грабящий богатые дома при помощи собак, который вступает в схватку с бандой, защищая от их поборов прачку. А еще по пятницам он поет в травести-кабаре голосом Эдит Пиаф. На взгляд Фокуса, этого всего чересчур, поэтому Дуглас просто разваливается на составляющие, пусть на каждую из которых и интересно смотреть.

Леон-киллер был сицилийским "дикарем" в США. Он — профессионал, но как человек — наивный, с чистым сердцем. Однако у самого Бессона он получался не совсем таким: в картине намекалось, что Леон мог испытывать не только отеческие чувства к девочке, которую играла Натали Портман. Американские продюсеры эту линию обрубили на корню — и правильно сделали. Потому что какой же тогда Леон "чистый"? Вот и в ленте "Догмен" Люк Бессон слишком много нафантазировал вокруг персонажа — лопатами не разгребешь. Не помешала бы какая-нибудь продюсерская ревизия этого материала: слишком неоднородны и главный герой, и фильм.

Клубок линий в фильме "Догмен"

"Догмен" стартует с эпиграфа "Когда человек в беде, Бог посылает ему собаку" — это цитата французского поэта-романтика и политика Альфонса де Ламартина. А первая сцена фильма очень интригует.

Полиция кого-то разыскивает. Синие мигалки. Копы останавливают фургон. За рулем сидит слегка окровавленная блондинка с размазанным макияжем, в немного порванном светлом платье. Пытается прикурить. На требование документов устало говорит: "Сейчас". Тут становится понятно, что это травести — переодетый мужчина. А в фургоне — два десятка собак. "Они не причинят вам вреда до тех пор, пока вы не причините вреда мне", — философски предупреждает странный водитель (Калеб Лэндри Джонс).

Подозреваемый оказывается человеком с ограниченными возможностями: он с трудом передвигается при помощи металлических зажимов вокруг ног. К нему приглашают судебного психиатра Эвелин (Джоджо Т. Гиббс), которой Дуглас начинает исповедоваться. Их отношения — это первая линия сюжета.

Догмен и психиатр

Отец у Дугласа был садист и маньяк. Он морил голодом собак, чтобы они были злее для собачьих боев. Старший брат — подлиза и стукач. Мать боялась отца. А младший сын — Дуглас — любил собак, пытаясь их подкармливать. За этот "проступок" папаша помещает его самого в клетку к четвероногим. И далее будет поведана история о длительной борьбе за свободу, в результате которой парень все лучше понимает собак и все меньше — людей. Точнее, он делает такой философский вывод: "Чем больше узнаю людей, тем больше люблю собак". Так Дуглас стал Догменом. Это вторая линия.

В детдоме некая актриса-любительница Сальма приучила Догмена к Шекспиру, пробудив в мальчике актерский талант. Он стал участвовать в постановках. Но потом девушка ушла в профи и исчезла с горизонта. Однако Дуглас продолжал за ней следить. Это — линия третья.

Догмен сколотил банду из четвероногих. Мог выступать в цирке, но занялся кражами богатых домов. Четвертая.

Вместо цирка попал в травести-кабаре, где, переодевшись в Мэрилин Монро или Эдит Пиаф, прекрасно пел, волнуя до слез своих слушателей. Пятая линия.

Догмену пожаловались на местную банду, которая уже по-черному обирала бедных, — он бросает им вызов. Шестая линия.

Бандиты из "Догмена"

Седьмая линия — непростые отношения Догмена и Бога, что повлияет на эффектный с эстетической точки зрения финал, но не очень убедительный — со всех других.

Кинооммажи Люка Бессона

Само пребывание Догмена в заброшенном доме со стаей собак напоминает профессора-революционера из фильма "Сука-любовь" (1999) Алехандро Иньярриту: преподаватель вынужден был уйти с работы и стать киллером под видом бомжа. Тут была и тема с собачьими боями.

Схватка банды с каким-то непонятным типом — это все, как в "Леоне-киллере" (1994) самого Бессона. Почему Дуглас — дива-травести, не будучи вроде бы нетрадиционной ориентации, неясно. Однако в целом тема актуальная сейчас.

Все отцы в фильме — плохие парни: отец Дугласа и бывший муж адвоката Эвелин, с которым она в разводе и который преследует ее с ребенком. Им противостоят женщины и Догмен.

Сравнение "Догмена" с "Джокером", которые мелькают в прессе, несколько натянуты. Догмен – тонкий интеллектуал, получивший высшее образование, в то время как у Джокера – серьезные отклонения в психике и в умственном развитии. Их связывает только тема детских травм.

Фильм больше интригует первым эпизодом, чем своим развитием, потому что битва дрессированных собак с гангстерами, в результате которой "ни одно животное не пострадало", словно уже из какой-то детской комедии.

Постер фильма "Догмен"

По замаху у Люка Бессона все было интересно, но, к сожалению, огромное количество сюжетных линий и "личин" главного героя делают персонажа слишком искусственным, не цельным, он буквально разваливается на составляющие. Держит все это вместе только бесподобная актерская игра Калеба Лэндри Джонса. Но война собак с бандитами совсем размывает границы реального и опереточного. А финал, который, конечно, мы вам не будем раскрывать, даже позволяет предположить, что частично на персонаже есть отблеск Жанны д’Арк, о которой Люк Бессон снял не слишком яркий фильм с Миллой Йовович в далеком 1999 году. Но и там, и здесь вместо трагедии получился фарс.

В общем, "Догмен" — это пестрая смесь линий и жанров, которая, к сожалению, не получилась убедительной. Однако игра Калеба Джонса — самая значительная удача этой картины.

Трейлер фильма "Догмен"