Разделы
Материалы

Эми Уайнхаус: Back To Black. Почему одна половина фильма о звезде удалась, а вторая вызывает вопросы

Константин Рылев
Фото: Кадр из фильма | Кадр из фильма "Эми Уайнхаус: Back To Black"

На экраны Украины вышла картина о самой успешной британской певице начала нулевых годов.

"Эми Уайнхаус: Back To Black" — фильм американской режиссерки Сэм Тейлор-Джонсон о самой успешной британской певице Эми Уайнхаус (состояние $19,6 млн), умершей от алкогольного отравления в 27 лет. Джонсон сняла эротический блокбастер "Пятьдесят оттенков серого" (2015), но явно и к байопикам неравнодушна. В 2009 году она выпустила фильм "Как стать Джоном Ленноном", а на 2025 у нее запланирован байопик об абстракционисте-миллионере "Ротко". Каким получился "Back To Black"? Фифти-фифти, потому что это — буквальная экранизация сюжета одноименной песни, но даже она могла быть ярче. Фокус объяснит, почему не получилось.

Ранняя слава Эми Уайнхаус

Два слова о том, кто такая Эми Уайнхаус (1983-2011). Будущая звезда родилась 14 сентября 1983 года в Лондоне в еврейской семье. Мама – фармацевт, папа – таксист. Родители Эми расстались, когда ей было 9 лет, но отношения поддерживали. Немало родственников Эми были джазовыми музыкантами, а бабушка в 1940-х состояла в близких отношениях с известной джаз-звездой, саксофонистом Ронни Скоттом. Папа пел как любитель и имел дома большую джазовую коллекцию пластинок. В начале фильма дочка и отец поют дуэтом на семейной вечеринке: сразу после народной еврейской музыки, выдают джаз-стандарт.

У миниатюрной еврейской девочки густой голос звучал, как у зрелой темнокожей блюзовой вокалистки
Фото: Getty Images

С бабушкой Синтией у Эми были особо доверительные отношения: Она даже сделала себе татуировку с ее именем. В 10 лет Уайнхаус вместе с подругой собрала рэп-группу Sweet 'n' Sour. В 15 — подписан контракт с продюсерской компанией: в Эми сразу разглядели талант. Ее фишка, во-первых, в том, что у миниатюрной еврейской девочки густой голос звучал, как у зрелой темнокожей блюзовой вокалистки – это вызывало сильный эффект. Во-вторых, она рано стала сочинять собственные песни, с довольно откровенными текстами, где иронически и одновременно пронзительно описывала свои чувства. В 2002 году Эми выпустила первый альбом под названием Frank (посвящен Синатре), — критики восторженно встретили дебют. Хотя Эми Уайнхаус вроде бы следовала канонам соул, скорее ее творчество можно было отнести к контркультурному продукту: это был соул, но с элементами трип-хопа и джаза, а так же дерзкие и очень личные тексты – на грани полного обнажения души. Манера поведения – экстравагантная.

У Эми Уайнхаус были дерзкие и очень личные тексты – на грани полного обнажения души
Фото: Getty Images

Только в 2006 году (она говорила, что ей нужно "прожить" свои песни) Уайнхаус выпускает второй студийный альбом Back to Black — и последний прижизненный. Менее чем за год он стал пятикратно платиновым. Плюс — пять "Грэмми". Но безумный успех певицы был омрачен проблемами с алкоголем и наркотиками, из-за которых она стала все чаще срывать концерты. Кстати, большего успеха добьется позднее другая британка – певица Адель, тоже родившаяся в Северном Лондоне, тоже из ее семьи ушел отец, когда девочке было два года, Адель даже училась в той же школе искусств, что и Эми.

Игра с судьбой в бильярд и алкоголь

Вернемся к фильму. Эми Уайнхаус (Мариса Абела) показана выдающейся солисткой и автором песен, куда "упаковывает" впечатления от своих бой-френдов. Поет в клубах, где полно спиртного, которое она сама немало глушит и часто на сцене стоит с бутылкой в руках.

Она любит "жечь" и ей трудно найти такого же по темпераменту парня. Работящие тихони ее не устраивают. Но тут в бар заходит заводной тип в шляпе – звать его Блейк Филдер-Сивил (Джек О’Коннелл). Слегка "оторванный", но не без шарма. Чем занимается? Ничем. Живет у знакомых. Делает ставки на лошадиных скачках. Сразу показал, что тонко разбирается в музыке. Был в восторге от песни, что звучала по радио. Это оказался трек Эми. Блейк точно определяет ее стиль, и вообще — оба они склонны лучшее видеть в прошлом: тогда и машины, и музыка – все было круче.

Их первая игра в бильярд — шедевральный лирический эпизод: весело, хлестко, сексуально, со всей дерзостью и напором юности! Блеск! Облом только в том, что у Блейка есть подружка Бекки, которая совсем не вовремя явилась под конец партии. Но остановить Эми невозможно: она буквально берет в оборот "синеглазого".

Эми и Блейк, кадр из фильма Back To Black

Уже у нее дома выясняется, что парень нюхает кокаин. И она считает, что это "тупо". Но – веселуха продолжается, они шатаются по Лондону, загорают, занимаются любовью, дерутся – она может в запале отвесить ему пару тумаков.

Понятно, что бабушка раскусила внучку: "Беда в том, что тебе нравятся плохие парни". Но музыкальный успех идет по нарастающей – под руку с финансовым, хотя девица кричит, что деньги для нее не важны. "Лишь бы слушатель, послушав пять минут мою песню, забыл об всем и был счастлив". Она переплавляет в песнях негатив – в позитив и, действительно, само ее творчество напоминает алкоголь: действует сразу.

Кстати, странно, что не вспоминают, что название ее второго (и последнего прижизненного ) альбома Back to Black (2006) по-постмодернистски почти повторяет название самого популярного диска рок-группы AC/DC Back In Black (1980), который является третьим в мире по коммерческому успеху. Разница только в предлоге — "назад к черному" или "назад в черное", но смысл в обоих случаях один: "снова в смурняк" или "опять в сплин": человек как бы снова срывается в депрессию, в запой.

Пластинка рокеров посвящена солисту группы Бону Скотту, задохнувшемуся рвотными массами после дикой попойки (алкоголь в крови в четыре раза превышал норму) в возрасте 33-х лет. И судьба Эми, выпустившей альбом с почти идентичным названием, сложилась примерно так же: 23 июля 2011 года в возрасте 27 лет она была найдена мертвой после алкодозы, в пять раз превышающей допустимую – сердце не выдержало.

Много отца

В общем, парочка Эми+Блейк ураганно веселилась, пока внезапно его не арестовала полиция за избиение владельца паба (в фильме конфликт не показан, как и многое другое). Срок – 27 месяцев.

И тут начинается вторая половина фильма – муторная и мрачная. Картина тут напоминает буквальную экранизацию содержания песни Back To Black:

"Он не оставил времени на сожаления,

Тут же пристроив свой орган

В старом проверенном пригретом месте.

А я держу свою голову высоко,

И мои слезы уже высохли.

Я продолжаю жить без своего парня.

Ты вернулся к тому, что ты знал,

Так далеко от того, через что мы прошли,

А я вступаю на тревожный путь.

Все играет против меня,

Я вернусь на черный путь.

Мы просто сказали друг другу "прощай",

а я словно умерла сотни раз.

Ты возвращаешься к ней,

А я возвращаюсь…

Я так сильно тебя люблю,

Но этого не достаточно.

Ты любишь кокаин, а я люблю траву,

И жизнь как курительная трубка,

А я как крошечная монетка, катающаяся там внутри" и т.д.

Но даже разборки "молодых" во второй половине ленты показаны "без огонька". Зато образ заботливого отца Митча Уайнхауса (Эдди Марсан), проходящий через весь фильм, во второй части – чуть ли не выходит на первый план. Получается лента о беспутной дочке и заботливом отце.

Отец и дочь, кадр из фильма Back To Black

В титрах упоминается помощь отца Эми, хотя его фамилия не значится в продюсерах. Однако вот что пишет "Дейли экспресс" от 11 апреля: "В биографическом фильме Сэм Тейлор-Джонсон Back To Black о легендарной звезде Эми Уайнхаус, родившейся в Камдене, родители покойной певицы воссоединились, чтобы помочь в производстве фильма. В частности, отец Эми, Митч Уайнхаус, встретился со многими ведущими актерами, чтобы помочь в развитии их персонажей и высказать свое мнение по проекту в целом". Это очень было нужно режиссерке?

Причем известно, что отец Эми был в ярости от документальной картины "Эми" (2015), что не помешало им получить "Оскар" в 2016 в категории "Лучший документальный фильм". На Rotten Tomatoes у ленты 96% — от критиков и 87% — от зрителей. И мне, признаться, картина тоже пришлась по душе. А вот что касается "Эми Уайнхаус: Back To Black", зрители еще не высказались, но критики дали ей на "томатах" всего лишь 44%. Зато этим фильмом сам Митч доволен (восторги расточает в интервью), что неудивительно – его там выше крыши. И никаких ударов по репутации: документалистов он обвинял, что в картине представлен в негативном свете. Там мелькает признание Эми, что куролесить она начала, когда отец ушел из семьи. И второй момент: дескать, он не дал согласие на то, чтобы Эми в первый раз поместили в клинику чтобы избавить ее наркозависимости. Сама певица уже согласилась, но сказала: "Пусть скажет папа". А тот посчитал, что она не больна. Момент был упущен.

Зато в художественной ленте перед грустным финалом сообщается, что "Эми много месяцев была трезвой". Не хочется даже комментировать это замечание, дабы не прослыть циничным, но вывод такой: первая половина фильма получилась яркой, вторая – никакой. Так, что если для вас творчество этой певицы что-то значит, сходить в кинотеатр можно, но имейте в виду: кажется, что другую половину картины снимала не Сэм Тейлор-Джонсон, а Митч Уайнхаус.

Трейлер фильма "Эми Уайнхаус: Back To Black".