В ВМС Швеции призвали НАТО вмешаться из-за подавления Россией GPS: что могут сделать
Военная инфраструктура почти не страдает от подавления спутниковой навигации, однако страдает гражданское судоходство, подчеркнула контр-адмирал Ева Скуг Хаслум.
Вмешательство россиян в глобальную систему геопозиционирования GPS в Балтийском море является опасным и требует реакции НАТО. Об этом заявила в понедельник 9 апреля командующая военно-морских сил Швеции контр-адмирал Ева Скуг Хаслум на конференции Морской-воздушно-космической лиги Военно-морских сил вблизи Вашингтона, округ Колумбия, США, как передает сайт Defense One.
По словам контр-адмирала, месяцы фальсификации россиянами GPS в Балтийском море не просто опасны. Вмешательство в авиацию и судоходство наносит ущерб региональной экономике, и НАТО пора принять меры.
"Военные интересы фактически не пострадали, потому что мы не настолько зависимы от GPS. Но это, конечно, делает его незащищенной территорией. И когда... возникает неопределенность на местности, страховые ставки растут", — говорит Ева Скуг Хаслум.
Одним из последствий является увеличение количества судов, которые выключают свою автоматическую идентификационную систему, из-за чего становится труднее определить их происхождение или что именно они делают в Балтийском море. Контр-адмирал называет их "призрачными судами", которых становится все больше и больше.
Эстонские исследователи предположили, что Россия стоит за помехами GPS и использует электромагнитные средства борьбы на комплексе "Тобол" в Калининградской области России. Российский регион вызывает огромное беспокойство у стран НАТО, поскольку он расположен всего в 65 км к западу от Беларуси, отделенный полосой польско-литовской границы, известной как Сувальский коридор. Если Россия ворвется в эту местность, она сможет изолировать Латвию, Литву и Эстонию от поступления подкреплений НАТО по суше. По словам шведской командующей, страны-союзники НАТО должны решить ситуацию, увеличив свое присутствие в Балтийском море.
"Я думаю, что сейчас безопасность обеспечивается только присутствием. Быть рядом с торговым судном, чтобы на нем также могли чувствовать себя в безопасности", — говорит контр-адмирал. Это может означать использование ресурсов НАТО для сопровождения торговых судов, чтобы помочь с навигацией или другими проблемами.
Напомним, в конце января 2024 года Эстония обвинила Россию в попытках глушить GPS. Мартин Херем, командующий Силами обороны Эстонии, сообщил, что Россия осуществляла меры по подавлению GPS в Европе. Он отметил, что именно Кремль стоит за нарушением сигналов глобальной системы позиционирования, когда в Балтийском регионе с прошлого года усилились помехи спутниковым навигационным системам. Такая же тенденция была зарегистрирована в январе на территории от Финляндии до Польши и Черноморского региона.
OSINT-аналитик Markus Jonsson сообщил, что российские системы РЭБ в Калининграде продолжают работать на полную мощность и охватывают все больше территорий. По состоянию на середину марта 2024 года по меньшей мере в 873 гражданских пассажирских самолетах не работало навигационное оборудование. Кроме того, среди самолетов, которые страдают от отсутствия GPS, оказались и некоторые военные воздушные суда. Аналитик создал карту с активностью российских систем РЭБ в регионе.