Продажи альбомов и в мире, и у нас продолжают падать, поэтому все чаще артисты идут в Интернет
"Первый золотой диск мы вручили Ани Лорак за альбом "Там, де ти є", – рассказывает продюсер и генеральный директор компании Lavina Music Эдуард Клим. – Первый платиновый был у "Океана Эльзы" за "Суперсимметрию". А пиковым успехом был их же альбом "Глория" – мы в первый же день продали 100 тысяч". Продюсер вспоминает события почти десятилетней давности: пластинка "Там, де ти є" вышла в 2001 году, а "Глория" – в 2005-м. "Теперь это уже история. Сегодня все перетекло в другую сферу", – говорит Эдуард Клим.
Он имеет в виду интернет и цифровые продажи. Собственно, в этой сфере Lavina Music оказалась одной из первых – подразделение Lavina Digital Клим создал еще четыре года назад. Теперь компания редко покупает права на целый альбом, разве чтобы издать его в подарочном варианте скромным тиражом, а продавать предпочитает отдельные треки.
Эту тенденцию отмечают и в компании МТС. Спрос на мелодии для их услуги GOOD"OK, с помощью которой абоненты могут менять гудки на мелодии и фразы, в 2010 году вырос в полтора раза. При этом число заказов RBT (мелодий вместо гудков) украинских исполнителей в июле 2010 года почти не изменилось по сравнению с июлем прошлого года.
Позвони мне
Последние несколько лет рынок физического носителя терпит крушение, зато рынок диджитал стремительно растет, отмечают эксперты. При этом если крупные артисты могут получать прибыль еще и от концертной деятельности, то на продажах музыки в формате диджитал зарабатывают все. А для многих исполнителей это едва ли не единственный доход.
Правда, сколько конкретно получает каждый артист на таких продажах, посчитать довольно сложно: точных цифр не называет никто. Но от продажи одного рингбэктона (мелодии, которая играет вместо гудков и которую можно установить исключительно через мобильного оператора) по цене в среднем 7 грн. артист получает от 70 коп., если он просто исполнитель, до 1,4 грн., если он автор песни и обладает правами на нее. Причем часть этой прибыли певец отдает продюсеру.
Впрочем, иногда и эта прибыль сокращается. Для привлечения аудитории ведущие мобильные операторы используют разные маркетинговые стратегии. Проще говоря, продают мелодии дешевле или дороже в зависимости от популярности артиста, а время от времени и вовсе отдают бесплатно – в рамках рекламных акций. У компании "Киевстар", к примеру, еще в декабре прошлого года было чуть больше 4 млн. активных пользователей, а в результате таких акций к концу первого полугодия 2010-го их уже больше 4,5 млн.
Среди этих миллионов пользователей, как отмечают участники рынка, большинство – молодежь. Именно она активно пользуется мобильным цифровым контентом, а также качает музыку из интернета пиратским путем. "Взрослая аудитория, далекая от интернета, чаще покупает диски", – рассказали Фокусу в отечественной рекординговой компании Moon records.
А поговорить?
Интернет хоть и дает любому более или менее грамотному пользователю доступ к гигабайтам бесплатной музыки и тем самым отбирает заработки звезд, но зато одновременно может работать на руку артистам, повышая их популярность. Отечественные музыканты все активнее этим пользуются и уже не только создают персональные сайты, но и открывают личные аккаунты во все более популярных в мире сетях Facebook и Twitter.
Аккаунтами на Facebook, где в июле этого года уже было зарегистрировано полмиллиарда пользователей, за последний год обзавелись практически все отечественные звезды. В феврале, к примеру, в соцсети зарегистрировалась Ани Лорак, в апреле появился аккаунт у группы "Друга Ріка", а "Студия Квартал 95" вышла на Facebook чуть меньше месяца назад.
Правда, значительная часть наших знаменитостей ничего личного там не пишет, в лучшем случае выкладывает новые клипы, фотографии и расписания концертов. Ну, или как у Софии Ротару, которая оказалась в числе самых прогрессивных и появилась на Facebook еще в январе прошлого года, аккаунт – это площадка для фанов.
Зато в Twitter, где отечественные звезды за последний год тоже активизировались, можно прочитать сообщения вроде "Пришел домой. Сижу кушаю Нутеллу..." от Макса Барских или "Пост про то, как из горохового супа-пюре с индейкой можно получить отличные оладьи – (www.dikobras.ru/post128698317/)" от Веры Брежневой. Более серьезные вещи волнуют Святослава Вакарчука: "Абсурд... Якщо вул. Мазепи переiменовують через те, що його вiдлучили від церкви, то, я так розумiю, наступна – вул. Льва Толстого..." Фронтмен "Океана Эльзы" вообще один из самых популярных отечественных артистов в сети. У него более полутора тысяч друзей на Facebook и почти девять тысяч читателей в Twitter.
Правда, и ему пока далеко до западных звезд. У самой популярной персоны Facebook – певицы Lady GaGa уже более десяти миллионов друзей. А за первенство в Twitter спорят актер Эштон Катчер и певица Бритни Спирс: у микроблогов обеих знаменитостей почти по пять миллионов читателей.
У ВСЕХ НА УШАХ
Самые популярные композиции, которые украинцы устанавливают на мобильный телефон вместо гудков. По итогам первого полугодия 2010 года
1. "Почему" Потап и Настя Каменских
2. "Люблю его" Ирина Билык и Ольга Горбачева
3. "Я так хочу..." Океан Ельзи
4. "Неба мало" Горячий Шоколад
5. "Мы будем вместе" Ирина Билык
6. "Новый год" Потап и Настя Каменских
7. "Береги любовь" Фабриканты и Федор Фендриков
8. "Зайчик" NikitA
9. "Не люби мне мозги" Потап и Настя Каменских
10. "Отпусти" Таисия Повалий
Данные МТС, Киевстар, Life:)
Юлия Куприна, Фокус