Как изменится учет и налогообложение после 1 января, после вступления в силу нового Налогового кодекса? Вырастут ли взятки? Какие схемы оставлены крупному бизнесу для вывода прибыли в оффшоры? Почему выросли расценки на обналичку и куда идет этот кэш?
На эти и другие вопросы в ходе видеоконференции на focus.ua ответила народный депутат от НУ-НС, замглавы Комитета Верховной Рады Украины по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Ксения Ляпина.
Об упрощенной системе и едином социальном взносе
По вашему мнению, какими будут последствия нового Налогового кодекса, который с 1 января вступает в действие?
- Первое, что мы получим - массу вопросов от бухгалтеров и самих предприниматей. Уже вскрывается много несогласованностей, которые возникли в связи с тем, что после вето президента в срочном порядке пытались скоррелировать кодекс с существованием упрощенной системы . Сегодня непонятно, как считать налог, например, на прибыль, как считать убытки предыдущих периодов при переходе на учет по новым правилам.
А что значит - непонятно? Это будет трактоваться Налоговой администрацией по своему усмотрению?
- Если не понятно, то это кто-то будет пояснять. Кто может пояснять? У нас было раньше такое понятие, как официальное разъяснение налоговой, которым они часто злоупотребляли, то есть предоставляли разъяснения, которые носили фактически нормативно-правовой характер. На основании нового кодекса налоговики давать разъяснения уже не могут. Они могут предоставлять только консультации по обращению граждан либо субъектов хозяйствования и свои внутренние акты. Вот сейчас ряд проблем они и стараются урегулировать своими внутренними актами.
Например, вопрос номер один, который касается 400 тыс. субъектов малого бизнеса, которые торговали на рынках и платили фиксированный налог. Они услышали из уст президента, что он накладывает вето и сохраняет единый налог. Когда они понесли свои заявления на получение на следующий год фиксированного налога, были очень удивлены. Половина налоговиков говорила, что он есть, а половина говорила, что его нет. А я хочу обратить внимание вот на что. Фиксированный налог существует в кодексе на основании сохраненных нескольких абзацев ст.14 и Декрета Кабинета министров о прибыльном налоге с граждан, хотя сам декрет отменен еще с 2002 года. А Налоговым кодексом, заключительными положениями эти нормы оставлены. Они существенно упрощают, сравнительно с единым налогом, условия существования торговцев на рынке. Потому торговцы и хотели их оставить. Почему возникла коллизия? Потому, что в тех абзацах, которые якобы оставили, существенным условием приобретения права платить фиксированный налог было условие оплаты рыночного сбора. А рыночный сбор Налоговым кодексом отменен! Вот половина налоговиков учитывали это обстоятельство, а половина - нет. Как с этим разобраться? Ну, слава Богу, уже разобрались, налоговая разослала свой внутренний нормативный акт, в котором дали разъяснение, что рыночный сбор отменен законом.
Вторая коллизия – что делать с социальными взносами. Ситуация следующая. Как-то пытались связать Налоговый кодекс и Закон о едином социальном взносе, который вступает в силу также с 1 января, и это тоже будет новость для наших предпринимателей. Если они до 1 января платили минимальный пенсионный взнос, который составляет 32% от минимальной заработной платы (около 300 грн.), теперь они будут платить минимальную ставку единого социального взноса. А она варьируется от 36 до 46% от минимальной зарплаты. Почему? Потому что это уже не только взнос в Пенсионный фонд, а все социальные взносы, и они варьируются от степени риска. Например, если ваш бизнес - автоперевозки, то степень риска возрастает, соответственно, для них единый социальный взнос растет. Во-вторых, предприниматели еще не знают, как пользоваться нормами о едином взносе. Никто не знает. Известно только одно, что администрировать этот налог будет Пенсионный фонд и он, по крайней мере, должен хотя бы сообщить счета, на которые нужно перечислять деньги.
Коррелируя это все, законодатель прописал, что предприниматель платит, начиная с нового года, не полную ставку, установленную местным советом, единого или фиксированного налога, а платит только ту часть ставки, которая надлежит к оплате в бюджет. Что это значит? Это значит, что от единого налога малый бизнес платит только 43% с 1 января. И Государственное казначейство не будет расщеплять единый налог. До сих пор единый налог существовал так, что ты платишь свои 200 грн., Госказначейство автоматически его распределяло, 43% - на местный бюджет, 42% в пенсионный фонд и оставшиеся 15% - на другие три социальные фонда. Сам предприниматель не принимал участия в подсчете. Теперь он будет платить только 43%. Но для того, чтобы получить право на единый налог на следующий год, ты еще в этом году должен был оплатить налог хотя бы на один месяц. А очень многие предприниматели, ожидая перерасчета, увеличения ставок налога, решили заплатить хотя бы на квартал, а некоторые даже на год вперед. Теперь ставка расщепляется. Они заплатили по 200 грн., а должны были оплатить 43% этой суммы. 57% уже заплаченных налогов повисли в воздухе. Что это? Единый социальный взнос? Но об этом нигде не написано.
О пене, штрафах и взятках налоговикам
Премьер Азаров обещал, что не будет штрафов.
- Штрафов в первые полгода, согласно заключительным и переходным положениям Налогового кодекса, действительно, нет. Они должны быть только в размере 1 грн. за нарушение. Но вопрос не в том. Вопрос в том, что эти нарушения накапливаются. Например, пеня на них будет все равно насчитываться. То есть, сегодня к тебе пришла проверка и насчитала 1 грн штрафа, но насчитала и нарушений тысяч на пять. Через полгода они выставляют пеню. За 1 грн. штрафа ты судиться не пойдешь. Но через полгода набежит такая сумма, что ты уже хорошо подумаешь, что с тобой делают. Потому, 1 грн. - это хорошо, но это на самом деле ничего не решает. Мы ожидаем, что разъяснение какое-то предоставит Министерство социальной политики, которое должно было бы этим озаботиться.
Каким будет будущее малого бизнеса, по вашему мнению? Оппоненты кодекса говорят, что он исчезнет. Чиновники от власти возражают: а почему? Вам же оставили упрощенную систему.
После введения кодекса вырастут не доходы в бюджет, а коррупционный налог?
- Однозначно. Вырастут взятки, и, в первую очередь, не столько налоговикам, сколько правоохранительным органам.
О схеме работы с оффшорами и роялти
Многие говорят о том, что этот кодекс выгоден большому бизнесу. И приводят в качестве примера схемы работы с оффшорами и роялти. Вы не могли бы пояснить, что это значит?
Как работает схема роялти?
Маленькие деньги выводились через упрощенцев. Как выводились и для чего? Это самый важный вопрос. Потому что правительство сильно рекламировало кодекс, мол, они такие хорошие, сделали все, чтобы закрыть обналичку через упрощенцев. Упрощенцы, такие гады, обналичивали направо и налево.
Про обналичку и зарплаты в конвертах
Сейчас, говорят, что расценки на обналичку возросли…
- Безусловно, расценки на обналичку выросли. Потому, что как только правительство говорит, что что-то перекрыло, расценки сразу возрастают. Но расценки выросли, а обналичка что, закончилась? Конечно нет. И кому от того стало лучше? Деньги, что, в госбюджет пошли? Нет. Они пошли в чьи-то кошельки.
О проверках налоговой
Это значит, что все эти конторы, БТИ, МРЭО, нотариусы должны давать какие-то данные налоговой?
- Да. Согласно новому Налоговому кодексу, у них есть все полномочия требовать информацию.
Теперь человек становится объектом налогообложения. Они борются не за наполнение бюджета, они борются за получение информации. К счастью налоговики не могут входить в жилище для проверки. Предприниматели в таких случаях имеют полное право не пускать их. Более того, вызывать наряд милиции.
О Госбюджете-2011 и админреформе
В чьих интересах принимается нынешний госбюджет? Кроме уже известных фактов увеличения расходов на органы государственной власти.
- Тут все гораздо интересней. Если глубже анализировать, начинаешь понимать, что есть две вещи, которые за последнее время возникли: первые шаги административной реформы и бюджет. Если их скоррелировать и посмотреть, что на самом деле происходит, все становиться понятно.
У нас создается экономика монопольных ниш. Один очень большой бизнес, которым будет управлять вице-премьер Колесников (Борис Колесников, вице-премьер, министр инфраструктуры. – ред.), это весь транспорт, строительство, и т. д. Государственный, колоссальный, сконцентрированный, монопольный бизнес. И на это выделяются еще и бюджетные деньги. На агентство по евро-2012 - 6,5 млрд., а еще дают право на привлечение на Укравтодор за счет ОВГЗ кредитов. Можно Колесникова только поздравить. О таком бизнесе может мечтать каждый человек. Вопрос только – это будет в государственных интересах или нет? У меня это остается открытым вопросом. У нас же, кто управляет, тот и имеет. За Колесникова я спокойна. За государство что-то не очень спокойно.
Второй огромнейший бизнес. У нас создано агентство по управлению долями в государственной собственности и государственной собственностью, которое находится, чтобы вы не сомневались, в сфере управления господина Клюева (первого вице-премьера – министра экономического развития и торговли Андрея Клюева. - ред). Я его также поздравляю. Это большущий бизнес. У нас государственного имущества, кроме того, что отошло Колесникову, осталось очень много. Эти два человека (Клюев и Колесников. - ред.) реально будут управлять огромнейшими государственными корпорациями.
Мы имеем предприятие Украина, на котором все граждане – либо нанятые лица, либо рассматриваются как потенциальные наемные лица. Мне кажется, что это глубокая ошибка нашей власти. Управлять государством, как предприятием нельзя. Государство – это объект, в первую очередь, социальных отношений, а экономика должна быть максимально частной и максимально базироваться на частной инициативе.
Государственный бюджет в сочетании с административной реформой – это, если называть вещи своими именами, масштабная схема отмывания бюджетных средств политическим руководством?
- Эти парни уже значительно умнее и мыслят значительно сложнее. Они, управляя этими средствами и активами, заработают значительно больше, нежели просто выводя средства… Поцаревал и сбежал – это не их стиль. Они умеют это делать по-другому.
Про оппозицию и драку в парламенте
По-вашему мнению, кто должен нести ответственность за драку в парламенте?
- Это не была драка, это было избиение. Также как это было в апреле во время Харьковских соглашений по флоту. А за избиение должен нести ответственность тот, кто совершает это зверство. Когда человека держат и бьют до сотрясения мозга, это уже не хулиганство, это уже уголовное преступление. А если это делается группой лиц по предварительному сговору, то это уже называется бандитизм. Те, кто это делал, должны отвечать.
Что с этим будет делать оппозиция? Суды под контролем власти. Был, кажется, последний метод – это блокирование трибуны. Теперь понятно - побьют.
Что должно произойти с оппозицией, чтобы она объединилась? Еще несколько уголовных дел или несколько проигранных драк в Раде?
- Пока не отойдут вчерашние великаны, они будут вытаптывать новую траву. Свобода Тягнибока – это отдельная история, но есть и другие, которые получили хороший электоральный результат, все они готовы к переговорам. Такие переговоры ведутся, но только на уровне второго эшелона. А великаны вчерашнего дня доверие граждан потеряли и проецируют эту потерю на всю оппозицию. Если оппозиция – это просто вчерашняя власть, этого не достаточно, чтобы граждане поддержали. Оппозиция должна быть альтернативой власти.
Как вы прокомментируете уголовные дела против оппозиции: Макаренко, Диденко, Данилишин, сейчас Филипчук, Тимошенко, Луценко?
(Видеоконференция проводилась на украинском языке).