Разделы
Материалы

Цветы к празднику

На 8 Марта продажи цветов увеличиваются впятеро. Но цветоводы хотят приучить украинцев дарить цветы не только на праздники

Госслужащая Анна Крыжановская очень любит цветы. "У меня дома около пятидесяти вазонов, и коллекция постоянно пополняется", – говорит она. О ее страсти хорошо знают коллеги и друзья, поэтому на грядущий праздник 8 Марта она ждет очередного пополнения коллекции.

Без повода
Любовь Анны к цветам разделяет большинство женщин. Радость одних позволяет заработать деньги другим: украинский рынок цветов эксперты оценивают в $150  млн., причем только столичные жители ежегодно тратят на это $13–14 млн.

Каждый год эти цифры растут на 15–20%, и это далеко не предел. "Нам есть куда расти. Дело в том, что мы не привыкли дарить цветы без повода", – сетует президент Союза украинских цветоводов Ирина Слободянюк.

Чтобы приучить украинцев покупать цветы не только на праздники, продавцы должны подумать о рекламе. Ирина Слободянюк говорит, что маркетинговая организация цветоводческого сектора Голландии, Flower Council of Holland, популяризирует слоган "Дари своей жене букет дважды в неделю".

Неудивительно, что подобная реклама появилась именно в Голландии: это крупнейший в мире экспортер цветов. Именно из этой страны в Украину завозится 32% всего цветочного импорта. Но больше всего на отечественном рынке цветов турецкого происхождения – их доля составляет 36%. Также немало на наших прилавках цветов из Эквадора и Кении.

По оценкам экспертов, сегодня импортные и отечественные цветы поделили рынок ровно пополам. Но производители с оптимизмом смотрят в будущее, предрекая ежегодное уменьшение доли импорта на 20% за счет цветов, выращенных в Украине.

Территория красоты
Уже сегодня площади, занятые под выращивание цветов, составляют 132  га, и это далеко не предел. "Буквально за пять лет мы засадили цветами почти 100  га земли", – радостно признается Ирина Слободянюк. Ее эмоции можно понять: после распада Советского Союза цветоводство в Украине практически исчезло, сохранившись лишь на примитивном уровне бабушек-цветочниц, которые выращивали сезонные цветы на приусадебных участках.

Теперь ситуация кардинально изменилась. На рынке появились сильные производители со своими хозяйствами. Самые крупные из них – "Аскания-Флора" с 22 гектарами теплиц, еще по 9  га имеют "Укрфлора" и "Камелия".

При этом практически все крупнейшие украинские производители активно расширяют площади для выращивания цветов, несмотря на высокую стоимость строительства новых теплиц. "Каждый гектар высокотехнологичной теплицы обходится примерно в 1  млн. евро", – рассказала Фокусу совладелица компании "Камелия" Татьяна Костюкова. Тем не менее только в Киевской области в год появляется 5–7 га новых теплиц.

"Но сегодня мало просто выращивать цветок. Чтобы быть успешным на этом рынке, нужно еще самим продавать и импортировать, иначе не выжить", – говорит Татьяна Костюкова. И дело тут даже не столько в высокой конкуренции, сколько в сезонности продаж.

"Несколько раз в год у нас высокий сезон. Но такие праздники можно по пальцам сосчитать: 8 Марта, День святого Валентина, День учителя и 1 сентября. К этим датам мы готовимся, завозим продукцию, иногда даже ощущаем дефицит", – рассказывает г-жа Костюкова. В остальное время, по ее словам, продажи идут весьма вяло. Особенно неблагоприятными сезонами для цветоводов и торговцев считаются морозная зима и период летних отпусков.

"Проблема в том, что цветок растет постоянно, ему нельзя сказать: не расти!" – жалуется совладелица "Камелии". Этой сезонностью она объясняет и низкую рентабельность своего бизнеса – 10–15%. Впрочем, эксперты готовы с ней поспорить и называют совсем другой порядок цифр – 50–60% рентабельности.

Но если высокая рентабельность для производителей и оптовиков действительно может оказаться лишь мечтой, то продавцы цветов пожаловаться не могут. Порой наценка на розы у перекупщика может достигать 300%. "Я продаю свою розу оптом по 5  грн. за штуку, а в магазине она уже стоит от 10 до 20 грн.", – объясняет Татьяна Костюкова.

Вторая свежесть
"В основном я покупаю растения в оранжереях. Считаю, что там мне продадут здоровый и ухоженный цветок", – делится опытом с корреспондентом Фокуса Анна Крыжановская. Действительно, в магазинах-оранжереях можно не только приобрести цветы, но и посмотреть, как они выращиваются. Кроме того, в таком магазине можно получить компетентный совет по уходу за срезанными или горшочными растениями.

Но кроме привычных Анне оранжерей цветы можно купить просто на улице или в подземном переходе, в специализированных магазинах и салонах, в роскошных цветочных бутиках и, конечно же, в интернет-магазинах.

Однако разнообразие форм торговли и цветочного ассортимента еще не гарантирует высокого качества купленного цветка: нередко букет вянет уже на следующее утро. "Дело в том, что продавцы не выбрасывают несвежие цветы, а продают их. Причем часто даже цену не снижают", – поясняет Татьяна Костюкова. Кроме элементарной непорядочности продавцов ситуация объясняется 25-процентным налогом, который продавец платит от стоимости каждого закупленного цветка.

Поэтому, выбирая цветы, нужно внимательно присматриваться к ним. "Я советую всегда проверять свежесть цветов. И никогда не покупать готовые букеты – их обычно делают из самых старых цветов", – советует Ирина Слободянюк. Если же головка цветка подвязана целлофаном или бумагой – покупать его нельзя ни в коем случае.

Обращать внимание на молодость растения нужно и при покупке горшочных цветов. При этом цветоводы подчеркивают, что растения в вазонах тоже не вечны. "Многие обижаются, что горшочные растения, после того как отцветут, гибнут. Но это нормально – в Европе принято выбрасывать увядшие цветы в вазонах", – резюмирует Татьяна Костюкова. Вместо того чтобы расстраиваться, она советует приобрести новый цветок. Не дожидаясь очередного праздника.