Введение платного доступа на самом популярном украинском файлообменнике Ex.ua вряд ли станет для сайта фатальным, однако, падение объемов траффика, по прогнозам экспертов, составит около 60%, а объем рекламы упадет на 40%
Сегодня, 18 июля, стало известно, что крупнейший украинский файлообменный ресурс Ex.ua открывает раздел с платным доступом. Как рассказал изданию Коммерсантъ-Украина представитель проекта Валерий Вавилов, вначале он будет содержать около 30 тыс. различных релизов – в основном музыка и фильмы. Прослушивать и просматривать их можно будет за абонплату, которая ориентировочно составит 10 гривен в месяц. "У нас уже есть ряд договоров с украинскими, российскими и западными правообладателями о платном распространении контента", – рассказал он.
В США к владельцам кафе с точкой доступа wi-fi могут прийти и оштрафовать на десятки тысяч долларов, если с этого IP-адреса была зафиксирована попытка скачать что-то с трекеров.
В агентстве цифрового маркетинга Prodigi приветствуют решение Ex.ua по реализации платного контента. "Безусловно, в долгосрочной перспективе это взвешенное решение и более правильный путь развития ресурса. Уже сейчас правообладатели ужесточают пути выявления пиратства и наказания нарушителей. Например, в США к владельцам кафе с точкой доступа wi-fi могут прийти и оштрафовать на десятки тысяч долларов, если с этого IP-адреса была зафиксирована попытка скачать что-то с трекеров. Украине, конечно, до этого далеко - из-за несовершенства прописанных процедур обнаружения нарушений и их регистрации. С другой стороны, всегда найдутся те, кто будет с упорством искать и создавать пути для пользования нелицензионным контентом", - отметила Фокус.ua Оксана Завойко, директор агентства цифрового маркетинга Prodigi.
Не думаю, что инициатива файлообменника будет тотальным провалом, но не будет и прорывом.
Согласны с Завойко и в Украинской ассоциации интернет рекламы. "Не думаю, что инициатива файлообменника будет тотальным провалом, но не будет и прорывом, поскольку ресурс ex.ua достаточно крепок в своей финансовой модели, имеет хорошую устойчивую аудиторию. Предложить какой-то аудитории заплатить деньги за контент – вполне неплохое решение. Но не думаю, что эта группа будет велика", - рассказал Фокус.ua Андрей Заблоцкий, исполнительный директор УАИР.
Окупаемость сервиса, который собирается зарабатывать на продаже контента, в каждом конкретном случае зависит от его бизнес-модели.
"В мире есть несколько моделей окупаемости интернет-сервисов. Это может быть окупаемость за счет рекламы (как у Яндекса), окупаемость за счет предоставления платных услуг. Есть также модель, когда базовая функциональность или возможности предоставляются бесплатно, а за "плюшки" повкуснее приходится платить (как, например, в некоторых соцсетях или онлайн-играх). Так что окупаемость сервиса, который собирается зарабатывать на продаже контента, в каждом конкретном случае зависит от его бизнес-модели и того, насколько удачно он реализован (цены, удобство онлайн-оплаты, способ раздачи контента и пр). Именно за счет сочетания этих факторов iTunes стал самым крупным музыкальным магазином в США", - пояснил Фокус.ua Сергей Петренко, генеральный директор компании "Яндекс.Украина".
"Еx.ua - файлообменник, который давно хочет работать с легальным контентом. Они усиленно работают с файлообладателями. Сегодня их представитель есть в Одессе, где проходит кинофестиваль, там они ведут переговоры о покупке легального контента. Аудитория разная. Кто захочет приобрести у них (Еx.ua. - ред.) контент, это сделает", - сообщил Фокус.ua Игорь Михайлов, заместитель главы Украинской антипиратской ассоциации.
По мнению Заблоцкого, основная задача компании, которая хочет заработать на файлообмене, – угадать, сколько нужно брать с пользователя и какую модель использовать: подписку, получение денег за разовый просмотр. Вместе с тем, очень важно, угадать сумму, которую пользователь готов за это заплатить, в том числе, региональный пользователь, который может заплатить значительно меньше, чем жители богатых городов. "Кроме того, в Украине существует большая сложность в готовности совершать интернет-платежи банковскими карточками. Соответственно, наиболее популярная у нас форма платежей – это интернет-деньги и отправка sms. Поскольку sms-провайдеры берут достаточно большой процент за перечисление денег, соответственно, эта модель становится еще более громоздкой", - пояснил Заблоцкий.
Прогнозирую падение объемов траффика приблизительно на 60%, соответственно, падение рекламы будет процентов на 40.
В агентстве Prodigi считают, что в случае перехода сайта Ex.ua на полностью платный контент, позиции файлообменника значительно снизятся. "Прогнозирую падение объемов траффика приблизительно на 60%, соответственно, падение рекламы будет процентов на 40. Потому что те, кто раньше все скачивал на ex.ua, с легкостью и без всякого ущерба перейдут на пользование соцсетью Vkontakte.ru как файлообменником", - отметила Завойко.
Напомним, за время работы Ex.ua компанию неоднократно обвиняли в нарушении авторских прав. Наиболее резонансным стало упоминание ресурса в списке 25 крупнейших "пиратов" мира по версии Американской ассоциации звукозаписи (RIAA). Ex.ua был запущен в 2009 году. Ресурс наполняется в основном самими пользователями, которые загружают на серверы как личную информацию, так и многочисленные копии фильмов и музыки. На сегодняшний день месячная аудитория ресурса достигает, по информации представителей сайта, 6 млн. человек. На сайте размещено более 200 тыс. релизов.
Ольга Дидух, Фокус.ua