Украинские каналы нашли простейший способ увеличения количества национального контента. Они сокращают закупку готовых программ, увеличивая долю собственного продукта, снятого по зарубежному формату
Как пишет Коммерсантъ-Украина, за последние полтора года украинские каналы закупили больше форматов, чем за предыдущие десять лет. Этого требуют зрители - программы, снятые за рубежом, с каждым годом смотрят все хуже, а собственное производство позволяет каналам удерживать целевую аудиторию.
"На протяжении последних десяти лет украинские каналы закупали в основном готовые программы, преимущественно из России. Но в 2008-2009 годах мы начали всерьез осваивать иностранные форматы",- говорит генеральный директор группы 1+1 Александр Ткаченко. Настоящий бум начался в 2010 году: за последние полтора года крупнейшие каналы приобрели 47 иностранных форматов.
Большинство украинских адаптаций - это развлекательные шоу (81 из 87 форматов — программы, на основе которых транслировались в эфире крупнейших каналов). Это объясняется популярностью данного формата: в рейтинге 25 самых популярных программ в 2010-2011 годах девять являются развлекательными, отмечают в исследовательской компании GfK Ukraine (исследование по аудитории "люди в возрасте от 18 до 54 лет").
Лидерство по числу адаптаций удерживает 1+1 - за все время в эфире канала было представлено 26 форматов, почти 30% всех адаптаций в Украине. Покупка уже готовой ТВ-программы обходится каналу в два-три раза дешевле, чем ее адаптация или производство по собственному формату, говорят в телекомпаниях. Но такая программа собирает гораздо меньшую аудиторию, а каналы заинтересованы в высоких рейтингах - от этого зависят объемы продаж рекламы, дающей основную прибыль. В том же рейтинге 25 самых популярных программ 19 - украинского производства, к тому же нет ни одного иностранного развлекательного шоу.
Простейший способ увеличения национального контента - адаптация иностранных форматов. Стоимость формата, по оценкам WeiT Media, занимает около 7% всех расходов на производство продукта. Благодаря переходу к покупке форматов украинские каналы стали менее зависимы от зарубежных поставщиков контента, в первую очередь российских. Уже сейчас доля собственного производства в эфире украинских каналов составляет 37% (данные WeiT Media), для сравнения, в Чехии - 42%, в Польше - 70%. Во многом это происходит за счет адаптаций, составляющих около 37% развлекательных программ и сериалов.
На телеканалах приводят в пример Россию. В 2005-2007 годах российские телеканалы массово адаптировали сериалы, которые после этого перепродавали в готовом виде в страны СНГ, в том числе в Украину. Через три-четыре года доля адаптаций в эфире начала снижаться, продакшн-студии перешли на разработку собственных идей. На сегодня только 15% российских шоу и сериалов основаны на зарубежных форматах, на 70% эфир в этой стране заполнен локальными программами.
Представители продакшн-компаний уверены, что на телеканалах поспешили с выводами. Телеканалы уже решают эту проблему. Так, в начале текущего телевизионного сезона группа 1+1 заявила о приобретении двух продюсерских центров для увеличения объема производства собственного продукта. На канале СТБ говорят, что 90% программ, выходящих в прайм-тайм, уже занимает продукция собственного производства.