Сегодня, 23 сентября, в Украине вступили в силу новые правила обмена валют – теперь купить и продать валюту можно только по предъявлению паспорта или другого документа. Эксперты уверены, что нововведение Нацбанка не поможет вывести валютные операции из тени, а только увеличит очереди у обменных касс
В НБУ такое нововведение объяснили необходимостью выполнить рекомендаций Международной организации по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег, полученных преступным путем (FATF). Однако, эксперты считают, что на самом деле Нацбанк ставил перед собой несколько иные цели.
Первая задача, по мнению руководителя информационно-аналитического центра Forex Club в Украине Николая Ивченко, вывести из тени часть наличного валютного оборота. "Население в среднем в месяц покупает около 3 миллиардов долларов, продает около 2 миллиардов, то есть сальдо составляет 1 миллиард. Учитывая доходы людей, многовато получается. То есть покупает валюту не только население, но и бизнес. И НБУ принимал это постановление, чтобы вывести эти сделки на официальный рынок", - объяснил он Фокус.ua.
Вторая - сбить возможный валютный ажиотаж в условиях опасения девальвации гривни. "То есть это психологическое давление. Население побоится, что их данные куда-то попадут, и не будет покупать валюту. Пока особого спроса на валюту нет, это возможно, но если девальвация будет, то от нее все равно никуда не деться", - считает Николай Ивченко.
Вместе с тем, президент Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко уверен, что нововведения НБУ не помогут вывести валютные операции на официальный уровень, а наоборот будут способствовать еще большему их уходу в тень.
"Те объемы конвертации валют, которые шли под "крышей" в миллиардных суммах, как шли, так и будут идти. Экономика того "требует". Бюрократические сложности валюты толкнут массового клиента обменных пунктов в теневой сектор валютного рынка. Те люди, которые не хотят, чтобы их фамилии появились в соответствующих службах банков, НБУ, не пойдут в обменные пункты, а пойдут в тень. Поэтому милиции надо готовиться к "борьбе" с теневыми валютными операциями", - подчеркнул он в комментарии Фокус.ua.
При этом Александр Сугоняко настаивает, что постановление Нацбанка ничего не даст и в плане борьбы с отмыванием денег. "Валютно-обменные операции не являются операциями, которые могут носить характер отмывания средств. Здесь замена одной наличной валюты на другую. Отмывание "грязных" средств может проявляться в процессе перевода наличных в безналичные", - объяснил глава АУБ.
Представители банков, как и финансовые аналитики, оценивают новые правила валютных операций, скорее, как негативные. "Увеличится время, которое тратится на валютные операции. Необходимость ксерокопировать паспорт и вносить имя и фамилию клиента в базу - это дополнительное время и затраты и для кассиров, и для клиентов. Мне кажется, что нужно было оставить небольшую сумму - пять или восемь тысяч гривен, - которые можно было бы купить и без предъявления документов. Те люди, которым срочно нужно будет обменять небольшую сумму валюты, теперь будут пытаться сделать это через знакомых или уличных "менял", - отметил в комментарии Фокус.ua первый заместитель председателя правления банка "Контракт" Павел Крапивин.
Не все понятно и с тем, для каких целей будет использована информация, которую украинцы будут предоставлять при обмене валюты. В НБУ утверждает, что она является банковской тайной и может быть раскрыта только по решению суда или в иных предусмотренных законодательством случаях. Однако эксперты предупреждают, что есть риск торговли этой информацией.
"Новый порядок не обязывает банки предоставлять информацию о валютных операциях клиентов в нарушение банковской тайны. Он не делает эти операции открытыми, не отменяет статью, которая регулирует банковскую тайну. Но при этом, безусловно, возникают риски торговли этой информацией, которая возникает в агентских и не агентских обменных пунктах. Это дополнительные риски для граждан", - утверждает Александр Сугоняко.
Впрочем, есть в постановлении НБУ под номером 278 и позитивные моменты, уверены банкиры. Речь идет об увеличении лимита продажи валюты в одни руки. Если ранее физическое лицо в одной финансовой организации за раз мог приобрести валюту на сумму не более 80 тыс. грн, то теперь эта сумма возросла до 150 тыс. грн. Правда, на объемы продажи валют это никак не повлияет.
"Увеличение максимальной продажи наличной валюты на одного человека никак не повлияет на объемы. На объемы продажи валюты влияет спрос на валюту или гривню. Если кто-то думает, что такими мерами могут уменьшить спрос на валюту - ничего подобного. Хотя при валютной панике это может как-то уменьшить объемы продажи валюты из-за упомянутых бюрократических проблем, продуцируемых постановлением НБУ", - считает глава АУБ Александр Сугоняко.
Евгения Вецько, Фокус.ua