На украинский рынок выходят легендарные игроки мирового рынка фастфуда – рестораны Kentucky Fried Chicken и Burger King. Новички потеснят местных операторов быстрого питания и составят конкуренцию почивающему на лаврах McDonald"s
Менеджер киевского рекламного агентства Роман Петровских стал завсегдатаем сети ресторанов быстрого питания McDonald"s еще в студенческие годы. Ему нравились ассортимент, быстрое обслуживание и небольшая сумма в итоговом чеке. Сейчас 26-летний менеджер может потратить на себя больше, чем во время учебы. Но привычки менять не хочет – они с друзьями до сих пор иногда встречаются в McDonald"s, хотя меню ресторана порядком надоело. "Я слышал, что в Украине откроются новые фастфуды. В одной из зарубежных поездок я обедал в ресторане KFC, кухня мне понравилась, – рассказывает Роман. – Если эта сеть появится в Украине, нужно будет туда сходить".
Сети Kentucky Fried Chicken и Burger King присутствуют на рынках соседних государств и присматриваются к украинскому рынку уже давно. "Он им интересен низкой насыщенностью –
не более 50% и потенциалом роста", – говорит директор аналитического департамента финансово-аналитической группы Pro-Consalting Александр Соколов. В McDonald"s подсчитали: взрослый украинец посещает заведения общественного питания в среднем 10–12 раз в месяц.
По итогам прошлого года украинский рынок фастфудов увеличился на 10%, и эксперты прогнозируют его дальнейший рост на этом же уровне. Однако, по их словам, к концу 2012 года рентабельность этого бизнеса несколько снизится.
Извините, подвиньтесь
Конкуренция в сегменте фастфуда сейчас остро ощутима лишь в Киеве и городах-миллионниках. Регионы пока мало освоены, что дает дополнительные шансы новичкам. При этом около 40% рынка в городах – небрендированные фастфуды: палатки, торгующие шаурмой и ход-догами, чебуречные и пирожковые. Их место легко смогут занять новые игроки. К тому же на украинском рынке работает только один крупный зарубежный игрок – американская сеть McDonald"s, пришедшая в страну в 1997 году. Эксперты уверены, что появление новых сетей ощутят на себе как безымянные украинские операторы, так и американский гигант фастфуда.
"Новые сети откусят кусок пирога у ведущих игроков", – полагает Ольга Насонова, генеральный директор компании "Ресторанный консалтинг". Отток посетителей будет ощутимым в первое время за счет эффекта новизны. Но для успешной экспансии новичкам нужно расположить свои заведения в выгодных местах, желательно вблизи ресторанов сетей-конкурентов. "В этом случае McDonald"s поначалу может лишиться 20–25% своих посетителей", – прогнозирует Насонова. Если учесть, что ежедневно американскую сеть посещают до 300 тыс. украинцев, то McDonald"s будет терять около 75 тыс. клиентов в сутки.
В самой компании такие цифры называют неправдоподобными. "Отток возможен только в том случае, если оператор откроет сразу целую сеть. Но, насколько я знаю, таких агрессивных планов ни у Kentucky Fried Chicken, ни у Burger King нет", – отмечает директор по коммуникациям компании McDonald"s Михаил Шуратов. – Есть большое количество мелких операторов, логичнее предположить, что делиться клиентами придется именно им".
Что касается украинских операторов, то основными конкурентами KFC будут сети McFoxy и "Крылья". Последняя была открыта в 2011 году бизнесменом Юрием Косюком, которому принадлежит компания "Мироновский хлебопродукт", выпускающая продукцию под брендом "Наша Ряба". Обе компании работают в том же сегменте, что и Kentucky Fried Chicken – предлагают блюда из куриного мяса. На стороне нового игрока будет всемирно известный бренд и многолетний опыт работы, уверены эксперты. А Ольга Насонова не исключает, что ведущие украинские игроки могут потерять до 10% посетителей.
Достанется и потребителю. За прошлый год средний чек в сфере быстрого питания увеличился на 15–20% в связи с ростом цен на продукты. "Сегодня в среднем за один визит посетитель тратит около 50 гривен", – утверждает Насонова. В McDonald"s средний чек сейчас составляет 31–32 грн., в "Пузатой хате" – до 50 грн. Приход новых игроков может увеличить его за счет сокращения числа небрендированных фастфудов, цены в которых ниже, чем в среднем по рынку.
Кто ест что
Рейтинг лучших фастфудов мира по версии телекомпании CNN
США: McDonalds
Фирменное блюдо: бигмак – $3,57
Бразилия: Giraffas
Фирменное блюдо: гамбургер с глазуньей с добавлением черных бобов, белого риса и картофеля фри – 10 реалов,
или около $6,5
Китай: Mr. Lee
Фирменное блюдо: суп-лапша с говядиной – 13 юаней, или около $2
Германия: Nordsee
Фирменное блюдо: Nordsee из парного филе трески в горчичном соусе с зеленым луком, овощами и молодым картофелем, посыпанным петрушкой – 8 евро, или около $11,5
Индия: Kaati Zone
Фирменное блюдо: рулеты Kaati; тика из курицы – 75 рупий, или $1,65, и смесь овощей – 45 рупий,
или около $1
Россия: Теремок
Фирменное блюдо: блины с красной икрой – 240 рублей, или около $8,3
Саудовская Аравия: Albaik
Фирменное блюдо: пресная или острая курица, разделенная на 4 части, с чесночным соусом, картофелем фри и хлебом – 12 риалов, или около $3,25
Сингапур: Toast Box
Фирменное блюдо: хрустящий поджаренный тост с кокосовым джемом, подается с кусочками масла и кружкой кофе – $2,5 в Сингапуре, или около $2 в США
Южная Африка: Steers
Фирменное блюдо: бургер с ребрышками и хрустящим картофелем – 32,95 рандов, или около $4,5
Ирина Гамалий, Фокус